Мария управляет «Москвой»: как работают машинисты столичного метро
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ20 ноября по всей России отмечают День работника транспорта. «Вечерняя Москва» решила узнать о работе машинистов московского метро.
Мария Сивцова работает машинистом электропоезда на Филевской линии. В профессию девушка пришла четыре года назад, сменив работу менеджера.
— О наборе женщин-машинистов узнала от мужа моей сестры. Он более 20 лет работает машинистом в электродепо «Сокол». И я решила попробовать, — рассказала она.
Обучение проходило в Корпоративном университете Транспортного комплекса, и спустя полгода Мария вышла на линию сначала в должности помощника машиниста, а через некоторое время самостоятельно села за управление поездом. Всего за четыре года Мария стала машинистом первого класса.
— Рабочий день у нас начинается по-разному. Если это утренняя смена, то в 6:20 уже нужно быть в депо. Здесь для женщин созданы все условия: есть комната отдыха, раздевалка с душевой, кровати для сна в ночную смену, — отметила она.
Надев форму, Мария отправляется на медосмотр, а затем — на приемку состава вместе со своим помощником. Филевская линия осталась единственной, где машинисты ездят «в два лица». Связано это с отсутствием на этой ветке автоматической системы контроля скорости.
— Вдруг что-то случится с машинистом, и тогда помощник в случае необходимости может остановить состав без участия машиниста. Нас также дополнительно контролирует система «Антисон», — пояснила она.
Войдя в кабину, Мария на приборной панели сначала активирует кнопки индивидуального открывания дверей, освещение и кондиционер в салоне, снимает поезд со стояночного тормоза, проверяет тормоза и другие механизмы на исправность.
— Я управляю поездами серии «Москва». Здесь много электроники, кнопок и датчиков. Скорость показана на мониторе, есть системы видеонаблюдения, боковые камеры, чтобы видеть поезд снаружи, — добавила она.
Кресло у Марии — с системой амортизации, поворотное более чем на 180 градусов. В целом кабина просторная, светлая.
Машинист Замоскворецкой линии Юрий Узорин пришел в столичный метрополитен в мае 1993 года. Тогда на Замоскворецкой линии ходили только поезда серии «Номерной» — 30 лет назад они считались самыми современными и технологичными. Юрий вспоминает, что кабина «Номерного» гораздо темнее, чем в современных составах.
— Было довольно тесновато, если честно. Сейчас в «Москве-2024» сразу ощущается простор и максимальный комфорт, продуманный до мелочей, — сказал он.
Есть и разница в управлении поездами. У «Номерного» прямое управление — при нажатии выключателя или кнопки напряжение подается напрямую на все вагоны через замыкание контактов.
— А у новых поездов все действия машиниста обрабатывает компьютер, — пояснил Юрий Узорин.
Самое главное, что отличает метро Москвы сегодня и в начале 90-х — возможность женщинам занимать должность машиниста. Юрий рассказал, что в те годы поездами управляли только мужчины. Кроме того, форма машинистов претерпела изменения.
— Несмотря на то что форма у локомотивных бригад была в основном синего цвета, самая первая моя форма была черная, потом нам отшивали серую, сейчас у нас опять синяя — она мне нравится больше всего, — поделился машинист.
Приборная панель
На моделях «Москва-2020» приборная панель стала сенсорной с цифровыми мониторами и минимумом кнопок.
Обучение
Сейчас для обучения используют симуляторы и практику в депо, а не сидение за партой. Сроки: было 9 месяцев, стало 5,5 месяца.
Работа круглосуточно
Раньше метро было открыто только до 2:00. Сегодня в праздники круглосуточно.
Новые коллеги
Только с 2021 года машинистами в метро разрешили работать женщинам.
Форма специалиста
Сегодня она темно-синяя, а не черная.
Кресло сотрудника
В современных поездах кресло с амортизацией и поворотным механизмом, регулировкой по высоте. Такое машинистам из прошлого даже и не снилось.
А что на земле?
Сильно изменилась и работа водителей наземного транспорта. Начиная с такой детали: сейчас оплата проезда производится с помощью терминалов у каждого входа в салон. Водитель больше не должен отвлекаться на это. Кроме того, появились современные электробусы с удобным управлением и множеством датчиков и систем безопасности.
Сегодня на столичных стройках можно встретить людей самых разных профессий: от пилотов огромных подземных машин-щитов до гидравликов. Как говорят специалисты, таких мастеров сейчас меньше, чем космонавтов. Как они работают — в материале «ВМ».