Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Школьное образование останется бесплатным для всех

Город
Новый закон «Об образовании» позволит сделать учебные программы более гибкими. Дети смогут выбирать, чему уделять больше внимания: физике, математике или обществознанию.
Новый закон «Об образовании» позволит сделать учебные программы более гибкими. Дети смогут выбирать, чему уделять больше внимания: физике, математике или обществознанию. / Фото: Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»

Мифы создают как анонимные сетевые паникеры, так и вполне себе именитые люди. Например, депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев в одном из своих видеовыступлений заявляет следующее:

— Новый закон открывает прямой путь для перехода на платное образование в нашей стране. В ближайшее время предусматривается сокращение бюджетных мест в вузах на 700 тысяч. То есть через несколько лет 90–95 процентов студентов будут учиться за деньги. Фурсенко честно сказал на заседании нашей фракции, что в течение трех лет плата за содержание ребенка в обычной школе в среднем по Москве будет стоить около 10 тысяч рублей в месяц, а в среднем по России — от 5 до 7 тысяч рублей в месяц.

Похожие заявления циркулируют и в Интернете.

— Среднее образование в России станет платным с 2013 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость, — пишет неизвестный автор, слова которого, впрочем, вызвали волну перепостов.

Однако оппоненты депутата и анонимного автора в один голос утверждают: ни один закон не в силах отменить статью 43 Конституции, согласно которой среднее образование в стране является бесплатным. «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях», — утверждает наш Основной Закон.

— Все статьи, касающиеся бесплатного образования, у нас в новом законе «Об образовании» сохранены, — рассказывает «Вечерней Москве» заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов. — Поэтому все, что предоставляется в рамках Федерального стандарта, безусловно, сохраняется бесплатным. Более того, раньше среднее профессиональное образование было бесплатным по конкурсу, а с 1 сентября оно будет бесплатным по заявительному принципу.

В 2011 году, когда новый закон «Об образовании» еще не будоражил умы россиян, по Сети ходил похожий текст, пугающий введением платного образования.

— Среднее образование в России станет платным с 2011 года, — писал некий аноним. — Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Единственное, что ребенок может получить бесплатно, — это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (два часа в неделю), английском языке (два часа в неделю), математике (два часа в неделю), физической культуре (два часа в неделю) и истории (один час в неделю).

Тогда страхи были связаны с разработкой нового Федерального образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников и принятием закона об автономности школ. С тех пор некоторые школы воспользовались своим правом на автономию, но ничего странного не произошло — образование осталось бесплатным. ФГОС будет введен повсеместно в 2020 году. Теперь каждый ребенок должен будет проходить ряд обязательных предметов, а также выбирать себе уровни освоения уроков из предметных областей. То, что принятие стандарта спровоцирует появление платного образования — очередной миф, утверждает заместитель главы Департамента образования Маргарита Русецкая. Нагрузку на детей действительно оптимизировали, но количество учебных часов в некоторых случаях даже выросло, и его вполне хватит, чтобы воспитать грамотных и образованных людей.

НОВЫЙ ЗАКОН БЕЗ СЛАБЫХ СТОРОН

Ефим Рачевский, директор центра образования № 548 «Царицыно»:

- В новом законе «Об образовании» я в целом не вижу слабых сторон. Он по сути является абсолютным и полным преемником действующего, принятого в 1994 году. Здесь содержатся все те же принципы, которые заложены в действующем законодательстве. А существующий ныне закон, в свою очередь, признан одним из лучших законов об образовании. Там содержатся  права и свободы всех субъектов образования, четко обозначен принцип равенства, принцип академической свободы школы и учителя.

В новом законе не отменяется гарантированное Конституцией всем и каждому право на бесплатное образование. То, что закон якобы вводит платное образование, это один из тех мифов, которыми давно оброс документ. Как правило, источниками мифов являются непрофессиональные журналисты, не читавшие закон, и политические силы, которым выгодно что-то обгадить.

Если говорить о позитивных сторонах, то мне хочется прежде всего отметить, что дошкольное образование наконец-то стало уровнем общего образования. Это важно и существенно. В законе официально появились новые формы образования, такие как дистанционное, сетевое, кредитно-модульная система. Этого не было в прежнем законе.

Учителя и родители в процессе рассмотрения закона больше всего обсуждали права учителей и статус педагогических работников. Нам было интересно, как решат проблему семейных форм образования. А также какое место займет дополнительное образование в системе образования в целом. Тем, кто не читал закон, кто-то сказал, что семейные формы образования оттуда исключены. Кроме того, многие боялись, что экстернат окажется под запретом. В новом тексте закона действительно нет отдельной статьи про экстернат. Но ведь это не более чем технология итоговой аттестации, и как такая технология он нашел в документе свое место.

Я знаю, люди волновались, что этот закон уничтожает лицейское и гимназическое образование. На самом деле название «лицей» или «гимназия» — это прерогатива учредителя. Назвать-то можно как угодно. А что касается финансирования, то деньги теперь следуют за учеником. Чем больше детей в школе, тем больше денег. Образовательное учреждение имеет право открывать у себя гимназические или лицейские программы и получать на них аккредитацию. То есть аккредитуется не организация, а собственно программа. И на нее можно получить финансирование. Таким образом, никак нельзя сказать, что лицейское образование уничтожается.

Новый закон, как я уже сказал, является преемником старого, так что никакой революции я не ожидаю. Будет спокойный, плавный переход к новым условиям.

При создании нового закона был использован старый принцип: класть асфальт там, где тропинки уже проложены. Новый закон по сути зафиксировал те изменения в практике образования, которые назрели за последние 10–15 лет. Сначала в режиме апробации и инноваций было доказано, что нечто может жить, а потом оно попало в закон. И это хороший вариант.

МАРГАРИТА РУСЕЦКАЯ: КОЛЛЕДЖ — ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Последнее время наблюдается если не бум профессионального образования, то по крайней мере серьезно возросший интерес к колледжам. О том, что делается, чтобы заинтересовать ребят в получении среднеспециального образования, «ВМ» поговорила с заместителем главы Департамента образования столицы Маргаритой Русецкой (на фото).

- Сейчас серьезно увеличился набор в колледж. Как вы считаете — почему?

- Это результат правильно выстроенной государственной политики в области образования. Задачи, поставленные и президентом, и мэром столицы, связаны прежде всего с развитием инновационной экономики. А для этого нужны высокопрофессиональные рабочие кадры. Долгие годы только наличие высшего образования считалось пропуском в успешную жизнь. Сейчас наличие высшего образования зачастую не является гарантом получения рабочего места по профессии. Очень многие выпускники вузов работают не по специальность или вообще не могут трудо­устроиться.

- Выпускники колледжей легко находят работу?

- Имея в руках реальную профессию, востребованную на рынке труда, всегда найдешь работу. Процент трудо­устройства выпускников колледжей — больше 60. И это не значит, что остальные остаются без работы. Часть выпускников, получивших начальное профессиональное образование, продолжают обу­чение по программам среднего профессионального образования, часть уходят служить в армию.

- Так все же какие именно шаги повлияли на то, что колледжи стали популярны?

- Внимание, которое уделялось развитию профессионального образования последние 10 лет, предполагало его модернизацию. Очень многое сделано для оснащения колледжей и техникумов. Повышалась квалификация преподавателей, проводились мероприятия, направленные на связь колледжей с работодателями, сертификация выпускников, разработка востребованных образовательных программ. В этом году мы получили в свою систему 13 новых колледжей. И только на их оснащение было выделено более 300 миллионов рублей.

Все вместе это привело к тому, что современный колледж — действительно привлекательное место для учебы молодежи.

- Вы курируете сеть центров технологической поддержки образования (ЦТПО). Как они сейчас работают?

- О да! (Смеется.) Сегодня мы проводили семинар для директоров колледжей на площадке одного из таких центров — в РГГУ. Мы показывали им оборудование центра, рассказывали о том, как его можно использовать в профориентационной работе, в проектно-исследовательской деятельности. В комплект оборудования входит 3D-сканер, который позволяет взять трехмерный объект, отсканировать его и передать модель в компьютер. Это и лазерный резак (установка, которая вырезает детали), и фрезеры, и 3D-принтер. Комплект стоит порядка 10 миллионов рублей.

- Как выбирались вузы, на базе которых открылись ЦТПО?

- Мы выбрали ведущие технические и технологические вузы. МИФИ, Станкин, МФТИ, МИЭТ и так далее. Среди 13 вузов есть и один гуманитарный — РГГУ. Проект реализуется в рамках субсидии, которую Департамент образования предоставляет федеральным вузам Москвы. Ежегодно мы выделяем 843 миллиона на те или иные полезные для образования дела. Скажем, сейчас у нас есть задача обновления дополнительного образования для детей. Устарели программы, центры допобразования. И поэтому родилась идея создавать центры технологической поддержки на базе вузов. В рамках субсидии вузы закупают оборудование, разрабатывают программы работы, которые будут использоваться для обучения детей. Уже сейчас мы разработали программы дополнительного образования для этих центров: по робототехнике, механотронике, авиамоделированию, судомоделированию. На базе центров будет и углубленное изучение предметов, и лабораторные занятия, практикумы, и повышение квалификации учителей. Уже более 100 учебных заведений — школ, лицеев, колледжей — включились в систему.

- Как в дальнейшем будут развиваться центры?

- На базе этих центров будет в сетевом режиме организована учебная, конкурсная работа. Более того, мы надеемся, что ряд ЦТПО, например в Станкине, начнут производство «уменьшенных» вариантов лабораторий. Чтобы они были доступны для образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования и стоили не 10 миллионов.

- Образование, говорят, нужно получать всю жизнь. Что департамент делает для людей старшего возраста?

- Сейчас в рамках работы с федеральными вузами мы запускаем проект, что-то вроде сетевого университета третьего возраста. В наши крупные образовательные комплексы и федеральные вузы будем приглашать старшее поколение горожан, читать им лекции по финансовой и компьютерной грамотности. Расскажем и про образовательные стандарты, и о том, зачем создаются образовательные комплексы, и про наши колледжи!

- Когда начнутся занятия?

- До 15 марта мы принимаем заявки от вузов. Затем они смогут начать реализовывать свои программы.

ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕКТРОННЫМИ УЧЕБНИКАМИ СОСТОИТСЯ УЖЕ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ

Примерно через неделю в школах появятся первые электронные учебники. В пилотном проекте примут участие около 50 учебных заведений.

Сейчас разработано уже 11 учебников, в том числе по физике, биологии, музыке. «Я уверен: десятки компаний занимаются разработкой электронных учебников, просто мы еще об этом не знаем», — заявил замруководителя Департамента образования Вениамин Каганов.

Учебники основаны на текстах так называемых грифованных изданий — то есть таких, по которым официально разрешено преподавать в школе.

С внедрением новых учебников учителям придется поменять методику обучения. Педагогов не оставят с этим один на один: для них уже подготовили программу курсов повышения квали­фикации.

ЯРКИЕ И ВМЕСТИТЕЛЬНЫЕ — ТАКИЕ ПРОЕКТЫ ЗДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИЛА МОСКОМАРХИТЕКТУРА

Новые типовые проекты школ представила Мос­комархитектура. Здания отличает нарочитая асиммет­ричность и — зачастую — яркая раскраска.

— Необходимо менять представление о том, что если мы говорим о типовых проектах школ или детских садов — значит, они обязательно одинаковые и некрасивые, — утверждает главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. — Ничего подобного! Это означает, что они быстровозводимые и более дешевые, потому что возводятся по одинаковой технологии, нежели объекты, спроектированные индивидуально. Сделать их интересными, необычными, яркими, запоминающимися и, конечно, удобными — абсолютно выполнимая задача даже в условиях типового проектирования.

В некоторые типовые школы поместятся 400 учеников, в другие — 550. Школы предлагается строить зелеными, красными, желтыми, бежевыми. Они могут быть в полоску, с яркими вставками и цветными оконными рамами.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ НАРКОМАНОВ ИЩУТ С ПОМОЩЬЮ ОСОБЫХ АНКЕТ

В школах появились анкеты, с помощью которых чиновники из Минздрава планируют тестировать детей на наркотики. «Сколько раз, если такое случалось, вы нюхали ингалянты — клей, аэрозоль, бензин — специально, чтобы получить «необычные ощущения»?» — так звучат вопросы, адресованные детям от 10 до 18 лет. Могут ли такие анкеты действительно помочь выявить детей, входящих в группу риска?

ЗА

Владимир Иванов, глава общественной организации «Россия без наркотиков»:

- Введение анкетирования — это активная профилактика наркомании, и она имеет смысл. Это является предупреждением детям о том, что общество заинтересовано в искоренении этого явления. Психологически, бесспорно, анкетирование будет влиять на детей.

Потом, я бы ввел тестирование родителей. Можно их спрашивать о том, что не прямо ассоциируется с употреблением наркотиков, но является четким маркером того, что ребенок их пробует. Например, в анкету для родителей можно было бы внести следующие вопросы: замечаете ли вы, что у ребенка начала наблюдаться частая смена настроения? Нарушения сна? Нарушение аппетита? Утрата интереса к спорту и учебе? Это ключевые моменты, и родители хорошо видят, когда эти параметры внезапно меняются.

ПРОТИВ

Мария Копилина, детский психолог:

- Даже если анкеты анонимные, то, насколько искренне будут отвечать дети, зависит от обстановки, в которой будет проходить анкетирование, и от детской мотивации. Кто-то начнет придуриваться, будет писать фантастические цифры. Тот, кто никогда не употреблял наркотики, может написать, что употребляет. Не уверена, что такой опрос имеет смысл, его достоверность вызывает определенные сомнения.

Но при этом вряд ли вопросы такой анкеты могут стать решающим фактором, подстегивающим ребенка попробовать наркотики. Гораздо большее влияние имеет общение со сверстниками и то, что дети наблюдают в окружающий жизни, по телевизору и в Интернете. Так или иначе любой провоцирующий фактор оказывает влияние тогда, когда «под него» созрело все остальное — намерения и интересы.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.