Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Открытия Петровского парка

Сюжет: 

Городские легенды
Город
Сегодня мы продолжим рассказ о самых известных домах и ресторанах Петровского парка. В прошлый раз мы посетили "Яр", без которого трудно представить это место.

Но и у него были конкуренты, не отстававшие в роскоши и разгуле. О них сегодня и пойдет разговор.

Стрельна и Мавритания

Еще один знаменитый ресторан этого парка, постоянно конкурировавший с «Яром» - «Стрельна» - имел зал с эстрадой и роскошный зимний сад, его владелец собирал экзотические растения со всего мира, а бассейны сада были полны разнообразной рыбы.

Хозяевами были мещане Натрускины: Анфиса Егоровна и Иван Федорович. Им же принадлежала «Мавритания», которую любили посещать не только русские бизнесмены, но и живущие в Москве иностранцы. Фактически это был филиал «Стрельны» с летней верандой. В 1878 году Иван Федорович приобретает участок земли в парке по Большой Прудовой аллее (ныне Петровско-Разумовская), на которой в 1895 году был построен ресторан по проекту архитектора Петра Павловича Зыкова.

Австро-венгерская колония отмечала там годовщины рождения императора Франца-Иосифа, французская - ежегодно собиралась в день взятия Бастилии, а англичане пили за здоровье королевы Виктории. По оценке 1902 года недвижимость Натрускиной стоила 10435 рублей. Любители развлечений кутили, кочуя из одного ресторана в другой, что называлось «ходить по всем церквам».

Кстати, одно из зданий «Мавритании» ещё цело. Но его трудно увидеть, оно находится в институте космической медицины, в котором готовили к полётам Белку и Стрелку. Возле его входа находится памятник Лайке. То есть вся космическая медицина вышла из «Мавритании». На стеклянной, среднего размера доске, долгое время значилось: «Институт авиационной медицины РККА им. академика И.П.Павлова». В октябре 1941 года Институт был эвакуирован из Москвы, а затем (1943 год) расформирован. Здание «Мавритании» было передано в ведение Военно-медицинской академии (ВМА) им. С.М.Кирова.

Ресторанные гуляки

По сообщению «Московского листка» в сводке происшествий за ночь, сообщалось, что в 6 часов утра 5 июня 1912 года в Москве по аллее Петровского парка, ведущей от ресторана «Мавритания», мчался автомобиль с «кутящей компанией». На углу Дворцовой аллеи у машины внезапно спустило колесо. Управлявший автомобилем студент Самойлов растерялся и не справился с управлением.

На скорости 100 верст в час тяжелый «Фиат» опрокинулся и несколько раз перевернулся. Загорелся разлитый бензин, и через несколько секунд прогремел взрыв. Сидевшая в автомобиле певица Екатерина Шкловская погибла мгновенно. Студенты Московского инженерного училища Гиммель и Маркин получили «тяжкие поранения», а сидевший за рулем Самойлов, как ни странно, отделался легкими ушибами. «Обезображенный до неузнаваемости труп молодой женщины отвезли в покойницкую при институтской больнице».

Истории известен довольно интересный случай в ресторане «Стрельна». В 1877 году Михаил Алексеевич Хлудов на свои деньги основывает вооруженный отряд и отправляется на Балканы помогать сербам в войне с турками, хотя в основном он там кутил, но не обошлось и без нескольких сражений, в одном из которых он даже был ранен. Когда Хлудов приехал в Москву, он пригласил своих друзей в ресторан «Стрельна», а сам пришел в мундире сербского офицера да еще и с шашкой.

После множества тостов в честь Хлудова и сербской армии, он начал рассказывать о своих подвигах, и настолько увлекся рассказом что выхватил шашку и с криком: «Ура!!!» - бросился рубить пальмы, которые были там в большом количестве. После того как он перерубил все пальмы, принялся за зеркала, так что можно представить как он увлекся рассказом. Домой Хлудов попал только под утро...

Через некоторое время ему предъявили счет за зеркала, и дебошир сразу заплатил 1000 рублей, но по счету за выпитые напитки и съеденные блюда торговался за каждую копейку. Что же касается пальм - их не купишь на русском базаре, и Хлудову пришлось доставлять их из своего имения в Сочи, но и здесь он немного сплутовал, к каждой пальме прикрепил табличку, где было написано, что, якобы, эти пальмы приняты в дар рестораном «Стрельна» от Михаила Алексеевича Хлудова.

В «Стрельне» одновременно могли сесть за стол почти две тысячи человек. Впервые в Москве ресторан был объединен с тропическим садом. Высоченные пальмы, привезенные из заморских стран, упирались в стеклянные прозрачные своды. Внешне, если судить по старинным рисункам, ресторан напоминал гигантскую теплицу под огромной двускатной стеклянной крышей. По сторонам основного помещения располагались кабинеты с цыганскими хорами. Здесь пела и знаменитая цыганка Вера Панина. Посетителям этого ресторана неизменно нравились сооруженные в этом огромном саду небольшие горки, на которых они могли почувствовать себя детьми. Бывало, что богатые студенты купались в бассейне рядом с живыми стерлядками и жирными налимами.

Не отставала и «Мавритания». Еще в 1880 году у Натрускина было мало посетителей. И дорого, и на самом солнце. А заведений в парке было предостаточно. Только по официальным данным 129, а сколько на самом деле — никто не знал. Страстный любитель-садовод, Натрускин засеял открытое солнечное пространство перед рестораном невиданным газоном. Газон был похож на богато расцвеченный ковер и в течение всего лета волшебным образом менял «узоры», радуя глаз до глубокой осени.

Рецепт этой смеси он выкупил у заезжего англичанина, тоже любителя-садовода, а летом заказал московской фирме «Иммер и сын», торгующей семенами, составить нужный комплект. Подобранная смесь семян оказалась настолько удачной, что фирма, в свою очередь, выкупила у купца право на продажу и стала бойко торговать ею под названием «Мавританский газон».

Натрускин, известный в городе не меньше купцов Елисеева и Филиппова или фармацевта Феррейна, жил в особняке на углу Стрельнинского переулка (сейчас - улица пилота Нестерова).

Кроме Ивана Федоровича Натрускина совладельцем заведения был его брат Сергей. Третий брат Алексей Федорович был управляющим у «слабого грудью» владельца «Яра» Судакова, жившего в последние годы в Крыму.

«Мавритания» вошла и в литературу. Именно здесь происходит действие романа Льва Толстого «Воскресение». Тут его героиня Катюша Маслова подсыпала снотворное купцу Смелкову.

Варя Панина

Необыкновенный и редкий по тембру голос этой цыганской певицы покорил когда-то многих. «Божественной» называл Варю Панину Александр Блок. А художник Константин Коровин приводит в мемуарах любопытный диалог. «Ты слышишь, - сказал Шаляпин Серову, - Константину не нравится, что я пою. Плохо пою. А кто же, позвольте вас спросить, поет лучше меня, Константин Алексеевич? - А вот есть. Цыганка одна поет лучше тебя, Варя Панина. Поет замечательно. И голос дивный...»

Четырнадцатилетней девочкой, тогда еще Варя Васильева, она пришла в хор Александры Ивановны Паниной, работавший в то время в ресторане «Стрельна». Она поразила всех тембром своего необычного голоса и редким талантом.

Выйдя замуж за хориста Панина, она перешла в «Яр», где впоследствии собрала собственный хор.

Голос Вари Паниной сохранили граммофонные пластинки начала века. А вот ее дом, увы, сломали. Говорят, что Варя Панина очень любила петь дома, для себя. И под окнами неизменно собиралось множество людей, чтобы ее послушать. Похоронили Панину в 1911 году на Ваганьковском кладбище.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.