Четыре святых на Посланникове
Сюжет:
Городские легендыНа месте Басманного рынка
Кстати, здание рынка на всей территории квартала было возведено в 1977 году. Круглое, оригинальной конструкции (диаметров более 80 метров). Тогда его называли Бауманским. Под стенами здания в то раннее праздничное утро осталось 65 человек. Это официально. Сами торговцы говорят, что людей было больше. Под рынком в подвалах находились цеха, где готовили, фасовали, распределяли. Рынок был оптовой перевалочной базой. Рынок рухнул и многие азербайджанские ресторанчики в округе довольно быстро прекратили существование. Постоянная клиентура пропала.
На этом участке в конце XVIII века находилось большое владение графа Алексея Григорьевича Орлова, генерал-аншефа и генерал-адмирала. Его усадьба частично находилась на территории будущего рынка, на самом углу Посланникова переулка. И стояло здесь тогда большое каменное здание с парадным двором, ограниченным полукруглыми флигелями. Дом, как и многие другие, сгорел в пожар 1812 года. А территорию, которую занимала усадьба, разделили на маленькие участки. На них в 1830-60-х годах были построены небольшие жилые дома. В одном из них одноэтажном особняке, в молодости жил знаменитый органист Гедике, женатый на хозяйке дома. Сохранились воспоминания о том, как здесь его посещали Гольденвейзер и Рахманинов. Рядом была собственность английского купца и банкира Якова Рованда. В его доме обосновался Английский клуб, членство в котором означало принадлежность к высшему кругу общества. Добиться избрания в этот клуб было вопросом престижа в глазах дворянской Москвы. Он продал этот участок 30 мая 1799 года двум покупателям - капитану Николаю Лугинину и статскому советнику Александру Юни, а сам переселился на Большую Лубянку. После пожара 1812 года старинные каменные палаты банкира Рованда уже не восстанавливаются.
А в доходном доме №3 купцов Яковлевых с 1897 по 1904 годы жил академик Сергей Чаплыгин (о нем мы уже вспоминали в материале о доме, где расположен театр Олега Табакова).
Пансион Дельсаля
В 1794 году Гавриил Филиппович Дельсаль, сын Филиппа-Огюста Дельсаль вместе с братом Игнатием открыл пансион «для детей благородных родителей», где преподавались иностранные языки, история, география, арифметика, фортепиано и дугие наукир. В первой половине XIX века пансион занимал половину дома в Посланниковом переулке в тогдашней Немецкой слободе.
После смерти Дельсаля (1815) пансионом владела вдова Мария Адамовна, при которой наступил десятилетний расцвет учебного заведения, где обучалось до 60 воспитанниц. В 1846 году пансион числился за Игнатием Гавриловичем Дельсалем, а 1876 году, когда в пансионе открылись гимназические классы, — за Марией Игнатьевной Дельсаль.
В 1880 году частную женскую классическую гимназию приобрела Зинаида Денисовна Перепёлкина. В то время в Москве были только две классические гимназии для девочек: гимназия Фишер, частично финансировавшаяся из казны, и частная гимназия Перепёлкиной, существовавшая только за счёт средств благотворителей и платы за обучение, составлявшей 120 рублей с приходящих и 550 — с пансионерок.
В 1883 году в гимназии обучалось 190 человек (число педагогов было — 43), а в 1887 (когда гимназия уже два года как в новое здание в Большом Кисловском переулке, 4, безвозмездно переданном Коншиными) — уже 443. В в гимназии были также лечебница и библиотека в 1500 томов.
В 1906 году гимназия перешла к Марии Густавовне Брюхоненко, разработавшей свою программу обучения. В 1910 году гимназия переехала в специально выстроенное для неё, по проекту Грейнерта, здание (Столовый переулок, 10).
В 1917 году частная гимназия была закрыта, после объединения с мужской гимназией Нечаевой на её базе создана специальная общеобразовательная школа № 159, которая с 1921 года получила название: «Единая трудовая опытно-показательная школа № 3 имени Карла Маркса». В 1920—1930-е годы в ней проводились многочисленные педагогические эксперименты. В 1934 году в связи ликвидацией опытных и показательных школ она получила № 100, который сохранила до 1958 года. В 1941-1943 годах — в эвакуации. В период 1943—1954 годов школа снова была женской. В 1958 году объединена со 110-й школой.
В этих переходивших из рук в руки гимназиях учились Елена Дьяконова— жена Сальвадора Дали, режиссер Наталья Сац, актриса Вера Холодная (Левченко), поэт Марина Цветаева и ее сестра Анастасия.
Свечной заводик с домовой церковью
Но одним из самых интересных домов в переулке сегодня остается дом №9, в котором раньше находился епархиальный свечной заводик с домовой церковью и училище для детей работников завода. Вот на втором этаже над училищем и расположился храм. Его купола можно разглядеть, только если идти с противоположного конца переулка. А во дворе, прямо на площадке второго этажа с лестничным маршем - колокольня. Идешь и неожиданно утыкаешься в нее взглядом, заворожено останавливаясь - откуда здесь такое чудо. Только вывеска обменного пункта валют на первом этаже портит картину. Но это, увы реалии нашего времени.
Построил этот дом в 1898 году архитектор Василий Сретенский). Это здание с псевдорусскими деталями фасада и пятью высокими арочными окнами второго этажа. До 1880 года на этом участке стояло каменное строение, перешедшее в собственность церкви.
В качестве служащих церковно-свечного завода работали как миряне, так и священнослужители. Так, смотритель завода и пять его помощников были люди духовного звания; некоторые рабочие окончили Духовную Семинарию. На заводе работало около 100 человек. У них установился благочестивый обычай: во время работы петь духовные песни. Благодаря этому обычаю образовался церковный хор, который пел в соседнем храме.
8 февраля 1899 года по Указу Его Императорского Величества Святейший Синод определил разрешить Московскому Епархиальному Начальству «устроить домовую церковь в здании епархиального свечного завода по Посланникову переулку 1-го участка под №1089 Лефортовской части города Москвы, с припиской означенной церкви к Московскому Богоявленскому, в Елохове, приходскому храму». До покупки земли участка составляли 870 квадратных саженей. Но уже по крепостным документам, земли владения Московского Кафедрального Собора Христа Спасителя составляли 922 квадратные сажени. (Опись утверждена 31 декабря 1914 года).
После возведения нового здания в 1899 году освятили церковь во имя святых митрополитов московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.
Кроме того, Правление завода просило открыть при заводе школу с обучением свечному, столярному и слесарному ремеслу, что и было сделано.
Указом Святого Синода от 17-го марта 1903-го года Четырехсвятительская, при Московском епархиальном заводе, церковь утверждена самостоятельною со штатным при ней причтом из священника, диакона и псаломщика. «Жалованья положено священнику 600 рублей в год с тем, чтобы наблюдал за церковно-приходской школой, диакону 250 рублей и как смотрителю завода 1200 рублей, псаломщику 780 рублей в год с тем, чтобы исполнял обязанности конторщика».
В 1904 году к Четырехсвятительскому храму была приписана земля с каменной лавкой, находящаяся в Дмитрове в Гостином дворе, купленная для нужд свечного завода.
В 1904 году храм был заново отделан, украшен живописью и орнаментом, заново вызолочен двухэтажный иконостас, возобновлена утварь. Отделка обошлась в 10 000 рублей и была сделана на средства церковного старосты, ктитора, потомственного почетного гражданина, из купцов Никиты Петровича Кантелина.(Корова в то время стоила порядка трех-пяти рублей).
В архивной «Ведомости о церкви» говорится, что она возведена «тщанием на капитал Епархиального свечного завода; зданием каменная; престолов – один во имя Четырех святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; утварию достаточна».
Вот как писали о храме «Московские ведомости «Храм, освященный в честь святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, помещается во втором этаже главного корпуса здания, выходящего фасадом на улицу; длина церкви с алтарем двенадцать саженей, ширина шесть саженей и высота около трех саженей. Сделанный в византийском стиле о двух ярусах, иконостас весь вызолочен; святые иконы писаны по вызолоченному фону; вся утварь художественной работы сооружена г. Захряпиным. В нижнем этаже под храмом помещается церковно-приходская школа. Церковь эта сооружена для рабочих завода и для богомольцев ввиду отдаленности этой местности от приходских церквей».
Но сейчас здание совсем не похоже на храм, хотя росписи под краской сохранились.
Параллельно зданию училища и храма с внутренней стороны были одноэтажные дома: один каменный, в котором была конюшня и кладовая; другой деревянный, в котором находились фургоны.
Во дворе стоял одноэтажный деревянный дом, в котором жил смотритель завода.
От кинотеатра до Солженицына
В июле 1923 года церковь была закрыта. Убранство храма частично было изъято. Пропали несколько серебряных предметов культового назначения. Пять икон 18 века подлежали учету и хранению. Часть икон и утварь была передана в церковь Богоявления в Елохове. Однако два золоченых киота от икон были переданы в 34-е отделение милиции - киоты хотели использовать как рамы для портретов Ленина и Воровского.
В сентябре 1923 года заместитель наркома юстиции Красиков подписал приказ о передаче храма обновленческой общине.
В 1946 года обновленчество как раскольническое движение исчезло.
Здание храма было передано чулочной фабрике имени Баумана. Фабрика разместила здесь свой клуб «Бауманец», превратив неф в зрительный зал, а алтарь - в сцену.
Здесь читали лекции студентам, показывали кино. В 1988 году здесь же состоялось собрание, посвященное 70-летию Солженицына - еще в ту пору, когда он в России был полностью запрещен.
В 1990-х годах здание было частично приватизировано, кроме некоторых помещений первого этажа, которые были переданы храму. В перестроечный период помещение арендовалось галереей «Сатурн», хотя никаких выставочных мероприятий не проводилось. Затем непродолжительное время здание занимал банк «Академический». С 2008 года в храме вновь проходят службы.
Напротив находится еще один удивительный домик под №18 - с деревянным вторым этажом. Участок этот в начале XX века и до революции принадлежал Братолюбивому обществу. Сейчас здесь находится дешевый хостел с кафе на первом этаже.
Интересно, что и на карте 1812 года это место тоже обозначено крестом, может этот участок и во времена графа Орлова тоже принадлежал этому же обществу.
Стихийный разрушитель
Сто десять лет назад, 16 июня 1904 года, над Москвой пронесся ураган, который горожане запомнили очень надолго. Ветер не только выламывал деревья, но и сносил целые этажи домов, уносил вещи и даже животных. Именно это и запечатлел фотограф в Посланниковом переулке, где деревянный второй этаж просто перепрыгнул на другую сторону улицы, во двор свечного завода.
В четверг, 16 июня 1904 года над городом пронесся не только ураган, но и смерчи. Минимум три. Буквально за несколько минут погибли и получили ранения около 800 человек. Число разрушенных зданий насчитывалось в несколько тысяч домов.
В Сокольническом парке смерч проделал просеку шириной 400 метров. В Черкизово, Люблино, Лефортово все деревья были вырваны. Разрушены Мещанская, Басманная и Яузская части города. В Москве-реке и Яузе вода вскипала и бурлила, как в котле, а затем смерч всосал воду внутрь себя и дно рек обнажилось.
Катастрофа описана Владимиром Гиляровским в очерке «Ураган»:
«Я видел его начало и конец: пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще желтым цветом. Грянула буря, и стало холодно. Над Сокольниками спустилась черная туча — она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг все закрутилось … среди зигзагов молний вспыхивали желтые огни, и багрово-желтый огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья; огромная Анненгофская роща была сбрита; столетние деревья или расщеплены, или выворочены с корнем. Было разрушено огромное здание Кадетского корпуса и Фельдшерской школы. По улицам — горы сорванных железных крыш, свернутых в трубочку, как бумага. Кое-где трупы. Много убитых и раненых…»
Газета «Русское слово», №168
Смерч 16 июня (29 июня по новому стилю) 1904 года был порождён ураганом, который накануне пролетел над центральными губерниями России, зародившись под Тулой. Ураган двигался через Москву в сторону Ярославля и около пяти часов дня 16 июня в огромной туче превратился в столб смерча. По тем оценкам, скорость ветра в смерче составляла около 25 метров в секунду. Смерч прошёл через южную и юго-западные части Москвы, сопровождался сильным градом (градины размером с куриное яйцо достигали веса в половину килограмма), обильными осадками (выпало более 160 миллиметров осадков) и наступлением сплошной темноты, вплоть до столкновения на московских улиц извозчиков.
Посланников переулок
Откуда взялось это название достоверно неизвестно. В начале XVIII века это была Посланницкая улица (позже Посланниковский и Посланнический переулки). По общепринятой версии москвоведа 19-го века А. Мартынова, название связано с домовладельцем 1745 года прусским посланником бароном Акселем фон Мардефельдом. Однако в 1745 дом его был не здесь, а на Немецкой (ныне Бауманской) улице в районе дома 57. Кроме того, Мардефельд приехал в Россию в 1724 году, а название Посланницкая улица фигурирует уже в актовой книге 1715 года. Может быть, название переулка было как-то связано с Английским клубом, который в 80-х годах XVIII века находился тут же? С другой стороны, это тоже более позднее упоминание…
Факт
В селе Елохово, где теперь расположена станция метро «Бауманская» и рядом с Посланниковым переулком родился самый знаменитый русский юродивый — Василий Блаженный. До шестнадцати лет, пока родители не отдали его в Москву учиться сапожному мастерству, Василий жил в родном селе, пас коров и усердно молился именно здесь, возле Елохово, в районе будущей Немецкой слободы.
Архитектор Сретенский
Василий Георгиевич (Егорович) Сретенский (21 января 1860, село Круг Коломенского уезда — 20 июля 1900, Мариенбад) — русский архитектор и реставратор, известный строительством церковных зданий.
В 1885 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры. Служил архитектором Московской духовной консистории. Владел архитектурной конторой в Москве, выполнял частные заказы. Осуществлял работы в Новом Иерусалиме и Аносином Борисоглебском монастыре. Похоронен в Москве на территории Скорбященского монастыря.
Проектировал дом причта Храма святых мучеников Косьмы и Дамиана, что в Нижних Садовниках (1893, Садовническая улица, 51 стр. 2); доходный дом Казанского собора на Красной площади (1893, Вознесенский переулок, 16); Училище и Церковь Четырех Святителей Московских при Московском епархиальном свечном заводе (1898, Посланников переулок, 9, стр. 1); Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (1899, Большая Грузинская улица, 13).