Главное — изменить качество жизни. Владимир Жидкин о перспективах развития присоединенных земель
Сюжет:
ГрадостроительствоВ канун начала работы Международного урбанистического форума в Москве на вопросы «Вечерней Москвы» ответил руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.
- Владимир Федорович, предстоящий форум — четвертый по счету. Наверное, изучение вами и вашими коллегами опыта ведущих мировых урбанистов в строительстве и развитии крупнейших мегаполисов пригодилось вам в практической работе по реализации проекта развития Новой Москвы. Но при этом, согласитесь, не наблюдается копирования аналогичных зарубежных проектов — ни европейских, ни азиатских. Получается, Новая Москва — это чисто наш, российский проект?
- Мне и моим подчиненным, коллегам посчастливилось неоднократно участвовать в различных, в том числе международных градостроительных, урбанистических форумах. Мы стремимся как можно глубже изучить, понять современные тенденции развития градостроительства, пути решения сложнейших задач строительства, развития и опыта функционирования крупнейших мегаполисов мира и участия в этих процессах инвестиционного сообщества. В частности, уже традиционно мы участвуем в MIPIM — международной выставке инвестиций и недвижимости в Каннах.
Буквально недавно делегация правительства Москвы вернулась с выставки MIPIM-2014Азия. Такие форумы позволяют нам изучить опыт ведущих мировых урбанистов в плане освоения, строительства и развития городов, архитектурных комплексов в самых различных частях планеты и новых территорий, ознакомиться с перспективными проектами ведущих строительных компаний, инвестиционных фондов. При общении с признанными специалистами, мэрами крупнейших мегаполисов мира, при изучении актуальных вопросов развития городов понимаешь, что глобальные проблемы для крупных городов во многом схожи. Так что поиск путей решения проблем, возникающих в современных мегаполисах, становится более эффективным, когда усилия объединяются на основе глубокого анализа и полезного обмена знаниями, опытом.
ЕВРОПА РЕШАЕТ ТАКИЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ
- Большинство европейских столиц уже много лет активно расширяются. Как при этом сохранить управляемость городом? Как решить проблему пробок?
- Лондон решал эти проблемы в рамках плана «Большого Лондона» в 1980-е годы, Париж — сегодня, в рамках стратегии «Большого Парижа», в Риме проблема только недавно поставлена в проектах «Большого Рима». То же происходит и с «Большой Москвой». Крупнейший российский мегаполис примеряет на себя роль экспериментального пространства, где тестируются передовые идеи урбанистики, самые эффективные из которых впоследствии могут найти применение в других регионах России.
Московский урбанистический форум — это хорошая площадка для обмена опытом градостроительства. Для ученых урбанистов, строителей и архитекторов, представителей органов власти. Например, руководители крупнейших российских городов имеют возможность напрямую пообщаться с главами мировых столиц и обсудить волнующие темы с авторитетными представителями международного экспертного сообщества. Можно и нужно изучать зарубежный опыт, но невозможно учитывать особенности каждой страны, региона.
У нас при реализации проекта Новой Москвы градостроительный приоритет получил принцип комплексного развития.
Путь развития, пройденный Москвой за последние годы, уникален. Ну где еще, скажите, территория столицы в одночасье увеличивалась почти в два с половиной раза? После официального расширения своих административных границ 1 июля 2012 года Москва поднялась с 11-го на 6-е место в рейтинге крупнейших городов мира по площади, хотя по численности населения город сохранил седьмое место, так как на присоединенных территориях проживало менее 250 000 человек. За два прошедших года этот показатель увеличился почти вдвое.
А к 2035 году в Новой Москве планируется 1,5 миллиона жителей, создание миллиона рабочих мест! Где еще в таких масштабах решалась задача одновременного, комплексного развития, включающего целые сферы жизнедеятельности: жилищное строительство, создания транспортного каркаса, современной инженерно-коммунальной инфраструктуры, полноценное обеспечение населения присоединенных территорий объектами социально-бытового, спортивно-культурного назначения — поликлиниками, школами, детскими садами. И все это при максимальном сохранении природной среды! Задача государственной важности, которую вот уже два года успешно решает столичное правительство, уникальна тем, что развитие огромной по масштабам территории ведется комплексно.
- У нас ведь как бывало: построили дома — хорошо, люди обрели крышу над головой. Через какое-то время беремся за дороги. Потом выясняется, что и школы не хватает, да и поликлиники близко нет…
- Новая Москва строится по иным принципам. Комплексные градостроительные решения стали визитной карточкой новых территорий.Здесь создаются все условия для обеспечения жителей рабочими местами, современной социальной инфраструктурой. Предусмотрено создание 12 точек экономического роста, каждая из которых станет одним из центров полицентричного развития и тесно увязана с транспортным и инженерным каркасами ТиНАО.
ПЛАНЫ, СТАВШИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ
- Какие-то проекты «из будущего» к сегодняшнему дню стали реальностью?
- Вот один из примеров. В августе на юго-западе Новой Москвы, поблизости от строящейся станции метро «Румянцево», введен в эксплуатацию офисный парк Comcity. Объект, включающий 107,5 тысячи квадратных метров офисных и 7,4 тысячи квадратных метров торговых помещений, рестораны, магазины, фитнес- и медцентр. Он спроектирован с учетом требований по сертификации системы LEED Gold, оценивающей применяемые «зеленые» технологии, такие как максимально эффективное использование энергии и воды, выгодное расположение, чистый воздух в помещениях и пр. В Comcity расположены высококлассные офисные помещения класса А, зоны отдыха, магазины, фитнес- и медцентр, детские площадки, паркинги. Более 80 процентов площадей комплекса уже сданы в аренду. В частности, в парке нового формата «обосновались» сотрудники таких крупных компаний, как ОАО «Ростелеком» и ГК «Систематика». Comcity реализует задачу превращения столицы в полицентричный город, создания новых точек роста.
В парке появится не менее 40 тысяч новых рабочих мест. Рабочие места на новых территориях создаются с учетом формирования отраслевых и межотраслевых территориальных кластеров, технопарков, индустриальных парков, тематических парков, логистических, медицинских, образовательных, рекреационных и многофункциональных центров. Основной принцип их расположения — это территории вокруг населенных пунктов и близость к транспортным магистралям. Так, общественно-деловые кластеры появятся в Коммунарке, Троицке, Румянцеве и Внукове. В Рогове, Вороновском и Кленове планируется сформировать агропромышленные кластеры, а в Остафьеве — рекреационный. В Бекасове будет создан логистический кластер.
Тройка лидеров по количеству рабочих мест к 2035 году будет выглядеть примерно так: Коммунарка — около 200 тысяч рабочих мест, Внуково — около 180 тысяч рабочих мест, Румянцево — около 150 тысяч рабочих мест. По нашим прогнозам, 70 процентов трудоспособного населения Новой Москвы будет работать рядом с домом. Это же для миллионов людей сегодня за гранью мечты.
ПОСТРОИТЬ ЖИЛЬЕ – НЕ САМОЦЕЛЬ
- Какова динамика количественного и качественного роста новых территорий?
- С 1 июля 2012 года в Новой Москве построили и сдали 3 миллиона квадратных метров жилой недвижимости. С каждым годом количество введенного в эксплуатацию жилья неизменно растет.
Если в 2012 году в Новой Москве было построено всего 500 тысяч квадратных метров, то уже в 2013 году эта цифра выросла до 1,2 миллиона. В нынешнем году в ТинАО построено на 20 процентов жилья больше, чем в прошлом. Новая Москва застраивается грандиозными темпами — за 10 месяцев здесь было сдано 1,3 миллиона квадратных метров нового жилья. Это почти на пятую часть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Если быть точными, то за период с января по октябрь в прошлом году было возведено и сдано в эксплуатацию 1,1 млн «квадратов» жилья — то есть на 18 процентов меньше, чем в нынешнем. По плану должно быть сдано 1,217 миллиона квадратных метров. Всего в 2014 году в Новой Москве планируется построить около 1,6 миллиона квадратных метров жилой недвижимости. То есть план перевыполнен почти на 100 тысяч квадратных метров.
Не забыты интересы сельских населенных пунктов и садовых товариществ на новых территориях. Для проведения проектных и строительных работ по обеспечению сельских населенных пунктов и садовых объединений москвичей на территории ТиНАО, а также Московской и сопредельных областей власти Москвы в течение 2014–2017 годов выделят из городского бюджета 700 миллионов рублей. Благодаря этому электричество будет подведено к 128 СНТ, в которых дачные участки имеют более 36 тысяч жителей Москвы. В 2014 году будут проведены проектные работы для 122,55 километра линий электропередачи и введено 24,5 километра линий. Всего планируется в ближайшие годы построить почти 190 километров линий электропередачи.
Но рост объемов жилья — не наша самоцель. Суть, цель перемен на новых территориях— в достижении нового качества жизни. Важно, что при этом одновременно увеличивается и количество социальных объектов, и новых рабочих мест. Такая синхронизация — обязательное условие строительного комплекса столицы. Например, только в 2014 году количество детских садов и школ в ТиНАО увеличится на десять.
В2015 году на новых территориях планируется построить около 30 социальных объектов. В следующем году в Новой Москве запустят 5 новых поликлиник на 2 тысячи посещений в смену и рекордное количество детских садов — 18 объектов, рассчитанных на 3570 мест, а также 8 школ на 9250 учеников. На внебюджетные средства возведут 3 из 5 медучреждений, 13 детских садов и 7 школ.
В Новой Москве легко дышать, приятно отдыхать. Экология здесь просто превосходная. И это еще один весомый плюс для местных жителей. Более того, в Новой Москве планируется построить десятки новых тематических парков. Все они будут различаться по площади и по направленности. В ТиНАО появятся прогулочные, оздоровительные, исторические, детские и спортивные парки. Более того, прорабатываются археологическая, зоологическая и сельскохозяйственная парковая зоны.
- Владимир Федорович, каковы достижения и планы строительства и реконструкции дорог в Новой Москве? Ведь это, скажем прямо, жизненные артерии.
- В начале июля в Новой Москве после реконструкции открылась дорога от Киевского до Калужского шоссе, соединяющая деревни Саларьево и Мамыри. Она стала дублером МКАД на юге и юго-западе города. А в августе открылось движение по реконструированной дороге от деревни Рассказовка до поселения Московский — от Киевского до Боровского шоссе.
Началась реконструкция автодороги Южное Бутово — Коммунарка. После ее завершения пропускная способность автодороги в пос. Коммунарка увеличится в полтора раза. В частности, после реконструкции улично-дорожная сеть будет расширена с двух до четырех полос, оборудована тротуарами, элементами для безопасного движения пешеходов и транспорта, освещением и инженерными коммуникациями. В местах примыкания жилой застройки для снижения уровня шума будут установлены шумозащитные экраны.
Новая дорога также создаст возможность частично разгрузить Калужское шоссе на участке от поворота на поселок Коммунарка до МКАД, организовать дополнительную транспортную связь между жилыми районами поселка Коммунарка и Южного Бутова, в том числе с интенсивно застраиваемым микрорайоном Москва А-101. Завершить работы планируется во втором квартале 2015 года. Еще 17 дорог находятся на стадии проектирования. Хочу отметить такую деталь: строящиеся и реконструируемые дороги в Новой Москве отвечают европейским стандартам качества.
На 2014–2018 годы правительство столицы запланировано построить и реконструировать 13 автомобильных дорог в Новой Москве. Их общая протяженность— порядка 135 километров. Всего же, по нашим подсчетам, на строительство дорог в Новой Москве требуется около 600 миллиардов рублей. Не секрет, что объявленные правительством Москвы планы по строительству дорожно-транспортной инфраструктуры, веток метро и скоростных трамваев создают необходимый информационный фон, благоприятный для присоединенных территорий. Для любого потенциального жителя за пределами МКАД проблема транспортной доступности становится главенствующей.