Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Строительство большого количества станций метро – самый амбициозный проект Москвы

Сюжет: 

IV Московский урбанистический форум
Город
Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов в интервью «ВМ» рассказал о перспективах развития столицы и опыте мировых мегаполисов.

В пятницу, 12 декабря, Урбанистический форум открылся заседанием «Москва: приоритеты нового этапа развития». Инвестиционная привлекательность города остается на высоте. Вкладывать средства в развитие российской столицы готов как отечественный, так и иностранный бизнес. В то же время градостроительные проекты Москвы заслуживают внимания всего мирового сообщества. О самых значимых из них, новых концепциях и опыте других мировых мегаполисов рассказал в интервью «ВМ» ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

- По прогнозам, через несколько лет доля городского населения вырастет в среднем на 10 процентов. В Москву стремятся многие, население российского мегаполиса ежегодно увеличивается. На Ваш взгляд, готова ли столица к такому насыщению людьми?

- Вопрос сложный. С одной стороны мы видим, что Москва готова принимать людей, они приезжают, и этот процесс не останавливается. Но с другой стороны, это сказывается на качестве жизни горожан. И здесь существует несколько моделей: есть ряд стран, к которым относится и Россия, где имеется один привлекательный город - это столица. Именно туда стремиться большая часть населения. В развитых странах происходит иначе: уровень жизни в крупных и не очень больших городах сопоставим, жизнь в мегаполисе не является пределом мечтаний. Пока Москва очень сильно опережает по привлекательности все остальные города России: и Санкт-Петербург, и 12 городов - миллионников, не говоря уже о более мелких. Конечно, есть города с приемлемым уровнем жизни, но он все равно ниже столичного. Хотя качество жизни: комфорт, чистота улиц, тишина, отсутствие пробок, ландшафтные и природные особенности, в них достаточно высокое. Как правило, такие города проигрывают Москве в рабочих местах, в разнообразии предложений по всем видам сервиса: культура, деловые услуги, транспорт, финансы. В этом смысле Москва остается вне конкуренции, и является центром притяжения для людей. Думаю, что в достаточно длительной перспективе российская столица обречена на то, что большое количество людей продолжат в нее стремиться.

- Справится ли с подобным наплывом рынок недвижимости и, в частности, жилищный сектор? Могут ли инвесторы, занятые возведением жилья, удовлетворить спрос горожан и приезжих?

- Многие владельцы инвестиционного жилья будут вынуждены выводить его на рынок. Это повлияет на цены с точки зрения общей ситуации, когда платежеспособность населения падает, и предложение, наоборот, превышает спрос. При снижении стоимости жилья возможности для приезжих, которые смогут найти себе работу, увеличатся.

 

- Андрей Владимирович, раз уж мы заговорили об инвесторах, что необходимо для бизнеса и его привлечения к реализации градостроительных проектов столиц?

- Во-первых, у всех участников процесса должно быть видение того, как в данном дворе, районе, округе и в целом развивается город. Во-вторых, нужно понимать, какие виды экономической активности востребованы в столице, а какие, напротив, теряют свою привлекательность. Инвесторам необходимо понимание того, как будет развиваться городская инфраструктура: где построят транспортно-пересадочные узлы, в каких районах возведут метро и дороги. Это добавляет привлекательности к конкретному району, стимулируя инвесторов участвовать в проектах. Для этого нужны коммуникации, и Урбанистический форум – одна из таких площадок, где представители столичных властей, префектур, районов могут донести свои представления до потенциальных инвесторов – участников градостроительного развития Москвы.

- Городские власти предлагают часть инфраструктурных проектов отдать на реализацию частным структурам. Это может снизит активность бизнес при реализации своих проектов и устремлений?

- Если привлекательность проекта достаточно высока, то инвестор может включить в издержки благоустройство территории, создание транспортного узла, развязки и дополнительной инфраструктуры. И девелоперы на это идут. Но мне больше нравится модель, когда инвесторы получают право на застройку определенной территории, а город берет на себя обязательства по развитию инфраструктуры. Это делает ситуацию более понятной, прозрачной, а условия соглашений обоюдными. Тогда привлекательность земельного участка под застройку монетизируется, на эти деньги можно благоустроить этот район.

- Андрей Владимирович, на Ваш взгляд, чей зарубежный опыт может перенять российская столица в отношении проводимой градостроительной политики? Практики каких мировых мегаполисов могут оказаться полезными для нас?

- Нет двух одинаковых городов. Все мегаполисы уникальны, но проблемы, с которыми они сталкиваются, достаточно типовые. К ним относятся вопросы транспортного развития, загрязнение окружающей среды, проблемы больших спальных и промышленных районов, тема окраин, которые удалены от объектов транспортной и социально-культурной инфраструктуры. В этом смысле положительных примеров по решению этих вопросов много, разные мегаполисы демонстрируют свои успехи. В прошлом году я был на Всемирном саммите городов в Сингапуре. И один мегаполис получил признание за развитие транспортных магистралей, а другой - Ванкувер - за закрытие центральной скоростной магистрали. Мэр города рассказал, что дорога была построена в конце 1980-х. Со временем власти города поняли, что если не закрыть ее, то все машины по-прежнему будут стремиться в центр. Соответственно, придется искать новые пути решения этой проблемы - находить дополнительные парковки, ограничивать движение. Перебирая варианты, они приняли свое решение: не будет скоростной дороги в центре, не будет и машин. Это тоже эволюция. Мне кажется, что сейчас московские власти пришли к выводу, что просто точечными строительными мерами невозможно решить транспортную проблему. Вы не сможете построить столько дорог, чтобы разместить все машины и дать возможность им двигаться. В этом смысле развитие общественного транспорта является одним из возможных вариантов, который позволит мегаполису выживать. Это также означает, что люди должны поменять свое транспортное поведение, больше доверять общественному транспорту. Опыт мегаполисов разный, Москва только учится, а Урбанистический форум - это площадка, где можно показать свои наработки.

- А чем Москва в свою очередь может похвастаться? Какие градостроительные проблемы в столице решены наиболее успешно, на Ваш взгляд?

- Строительство большого количества станций метро. Такой амбициозной программы, как в Москве, нет даже в Китае. Начинается реализация проектов по транспортно-пересадочным узлам, совершенствуется пригородное железнодорожное сообщение.

- С какими интересными проектами приходят российские и иностранные инвесторы в Москву?

- Сейчас большой интерес вызывает промышленная зона ЗиЛ, где может появиться красивая застройка. Также много внимания инвесторы и город обращают на благоустройство набережных. Российская столица имеет уникальную ситуацию – протяженность Москва-реки в городе 84 километра. Однако значительную часть этого пространства занимают бывшие промышленные территории, которые не функционируют и, конечно, точно не украшают город. Это важная тема, которую обсуждают в том числе и на Урбанфоруме. Общественные пространства и парки также становятся привлекательными, и город кардинально поменял к ним отношение. Столица может быть очень красивой за счет создания подобных пространств, увеличения пешеходных улиц, благоустройства скверов, ограничения движения в центре. Прошло не так много времени, когда в Москве была практически одна пешеходная улица – Арбат, а сейчас их число серьезно увеличилось.

- Как Вы считаете, на какие договоренности может рассчитывать Москва во время работы Форума? Какие перспективы могут открыться российской столицы после такого мероприятия?

- Во-первых, Урбанфорум - мероприятие не разовое, а регулярное. Это не съезд, где принимаются судьбоносные решения, а дискуссионная площадка. От этого люди учатся сравнивать альтернативы, видят, что получилось у соседей. Также это важно для городских чиновников, которые могут оценить всю совокупность опыта: хорошее и плохое, удачные и неудачные примеры, а потом применить на практике. По опыту предыдущих форумов мы видим, что ряд интересных архитекторов, градостроителей, в том числе и с мировыми именами, приезжают в Москву и получают контракты.

- Какие открытые конкурсы Вы могли бы выделить с точки зрения значимости? К каким предстоящим проектам город должен отнестись максимально серьезно?

- Можно выделить конкурс по развитию московской агломерации, проведенный в 2011 – 2012 годах, проект Зарядья. Это примеры профессионального открытого обсуждения. Город имел возможность увидеть множество решений, которые можно использовать и в других местах. Мне нравится, что Москва начала реализовывать знаковые проекты на мировом уровне. Я столкнулся с тем, что мировое архитектурное сообщество признало конкурс по Зарядью как один из самых главных в мире. Этот парк - сердце Москвы, 200 метров от Кремля. В итоге было найдено интересное решение, и международный коллектив выиграл этот конкурс. Такого рода примеры обогащают город в материальном и идейном плане.

- Каких инновационных и полезных для города решений можно добиться в центрах урбанистики?

- На форуме и конкурсах звучит много интересных идей. Огромное количество людей заинтересованы в развитии Москвы. Если их идеи лягут на благодатную почву, то все получится.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.