Добрая примета: вымыть пятый по длине тоннель в Европе до блеска в пятницу, 13-го
Температура за окном – плюс два. И это значит, что вне зависимости от времени суток, праздников и выходных дней бригада работников «Гормоста» должна отмыть и очистить от грязи один из своих объектов. В графике сегодня – Лефортовский тоннель.
Его длина – 3,2 километра. То есть, 32 футбольных поля свернутых в трубку. Что и говорить – пятый по длине тоннель в Европе. Кажется, пешком вдоль него пройти и то непростая задача. А тут – вымыть до блеска. Каждый сантиметр этого объекта встретит утро 14 февраля чистым.
На улицах – пусто. Изредка по дороге пролетают машины. Водители даже ход не замедляют – торопятся в свои дома, по делам или еще куда-то. Все на бегу, обернуться не успевают. У тоннеля нас ждут рабочие ГБУ «Гормост».
- Ни в какие приметы не верим, - сообщает начальник специализированного участка №15 ГБУ «Гормост» Александр Делендик. - Главное - все сделать быстро и качественно. Вся помывка конкретно этого тоннеля займет около 12-15 часов. По стобальной шкале он сейчас загрязнен на все сто.
Мы вместе приближаемся к арке тоннеля, где бригада уже начала очистку. Вдоль стены выстроился ряд машин. У каждой свое назначение. Есть две промывочных машины, оборудованных щеткой, автовышка для очистки труднодоступных мест, поливомоечная машина, машина с моющим пистолетом и машина-прикрытие, которая обеспечивает безопасность рабочих во время работы на дороге.
- Наденьте наши яркие флуоресцентные жилеты, – предупреждает Александр Делендик. – Движение здесь бешеное, и не выходите за конусы. Случиться может все что угодно.
И, правда. Машины мелькают с огромной скоростью. По обочине ходишь, как по канату. Шаг влево, шаг вправо – повсюду опасность.
Сначала по облицовочному покрытию тоннеля вдоль проходят механизированные щетки с форсунками: одна сверху, другая – снизу. Будто стены тоннеля начищают огромными зубными щетками. Здесь, кстати, есть свои «труднодоступные места», как и говорят в рекламе. То есть те участки, куда щетка дотянуться не может. Их ототрут до блеска с помощью автовышки. Снизу поверхность тоннеля промывается фронтовыми щетками и моющими пистолетами вручную.
Сложность работы заключается в том, чтобы занять безопасное положение на дороге и не создавать аварийных ситуаций. И, конечно, необходимо вымыть все идеально.
- Главное, чтобы человек с душой работал, тогда и результат налицо, - раскрывает секрет начальник. – Все рабочие, как и хозяюшки на своей кухне: стараются помыть каждый тоннель до блеска.
Дорожный рабочий Владимир Фивалей очищает моющим пистолетом бортовой камень. Под напором струи грязь моментально исчезает. Теперь бордюр снова, как полагается, стал «зебровой» раскраски.
- Я люблю свою работу. Почему? Может потому, что я по знаку зодиака рыба? – шутит Владимир.
На его руках специальные перчатки, которые помогают ему удобнее держать помывочный инструмент. По гороскопу Владимир может быть и рыба, но мокнуть круглые сутки не согласен. Сегодня он в специальном водонепроницаемом прорезиненном костюме и высоких утепленных сапогах. Еще один важный предмет гардероба – каска, которая в случае непредвиденной ситуации может и жизнь спасти.
С позволения Владимира нам доверяют помывочный пистолет, и мы пробуем на себе, какого это – делать наш город чище своими руками. Вывод – непросто. Из-за сильного напора воды пистолетом управлять почти нереально. Но Владимир виртуозно справляется с задачей, будто каллиграфическим почерком подпись с вензелями выводит. Штришок, штришок, еще один – бордюр сияет черно-белыми полосами. На очереди – следующий. И так все 3,2 километра. Это как 34 раза вымыть взрослого синего кита – самое большое млекопитающее животное планеты - от кончика хвоста до самой макушки.
Брызги летят во все стороны, и от них не скрыться. А мастер Евгений Чернов невозмутимо стоит вблизи конусов и следит за тем, чтобы никто не вышел за их пределы. Мы интересуемся, не замерз ли он.
- В телогрейке тепло. Да это вам, наверное, холодно, а у нас уже организм привык к долгой работе на свежем воздухе в любую непогоду, - говорит он.
- Вот сейчас сделаем этот тоннель чистым и домой поедем. Я там и то реже убираюсь, чем мою городские объекты, - смеется дорожный рабочий Дмитрий Тихонов.
Зимой промывка проводится в любое время суток – лишь бы термометр показывал отметку выше нуля. Летом уборка проводится чаще – по регламенту раз в 10 дней. Цистерны поливомоечных машин в холодное время года заправляются теплой водой с экологичными моющими средствами на основе щелочных концентратов.
- Эффект, как у «Ферри», когда посуду моете – весь жир исчез, остался только блеск, - с улыбкой поясняет Делендик. - Водой мы заправляемся на ТЭЦ. В зависимости от загрязненности и длины тоннеля, а также температуры такой цистерны может хватить на промывку одной стороны тоннеля. Когда жидкость кончится, нужно будет заново ехать заправляться, и работа продолжиться дальше.
КСТАТИ
Корреспондент "ВМ" зарисовала начало помывки Лефортовского тоннеля. Вид сверху. Рабочий автовышки очищает труднодоступные места моющим пистолетом.