Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

Куранты бьют и днем, и ночью

Сюжет: 

Радио «Вечерняя Москва»
Город
Завершается реставрация знаменитой Спасской башни. Сетевая радиостанция «Вечерняя Москва» подготовила специальную программу «Спасская башня. Радиопутешествие во времени», ее можно послушать на сайте vm.ru. Публикуем текстовую версию программы.

То, что изначально стены Московского Кремля были деревянными, факт известный. Но наверняка не все знают, что при Иване Калите (1280– 1340) для строительства использовали особо прочные дубовые бревна, диаметр которых превышал метр.

Они были обнаружены при раскопках на территории Кремля в 2007 году. А при князе Дмитрии Донском, за пару десятилетий до Куликовской битвы (8 сентября 1380 года), Кремль был уже белокаменным: на строительство шли каменные кубы, длина ребер которых составляла полметра. В 1382 году князю Тохтамышу только хитростью и обманом удалось взять Москву, иначе белокаменный город ему никогда не поддался бы.

Нынешние стены и башни Кремля строились во второй половине XV века при Иване III Великом (дед Ивана Грозного) итальянскими мастерами. Меткой их работы являются зубцы крепостной стены в виде ласточкиных хвостов на перевернутой букве «М». До этого итальянские зодчие сумели выстроить невиданного размера и красоты Успенский собор Московского Кремля, который стоит и поныне.

Любопытно, что за работу брались и русские мастера, но, как указывалось затем в отчетах, «известь была не клеевита да камень не тверд», и простоять построенный собор не смог даже года — расселся. Поэтому и позвали итальянцев, которые лучше владели техникой каменного строительства.

Спасская башня была сооружена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. В 1585 году, еще при Иване Грозном, на жаловании в Кремле состояли четверо часовников. Находились часы на четырех проездных башнях: Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой. По указу Петра I в 1705 году страна перешла на единый суточный отсчет времени. Царь распорядился заменить английский механизм часов Спасской башни на часы с 12-часовым циферблатом. Доставили их из Амстердама на 30 подводах, а на установку понадобилось три года. В 1770 году они впервые заиграли музыку — немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Уж очень она нравилась мастеру-немцу, обслуживающему часы. Но играла она меньше года: специальный механизм поизносился.

Корень слова «куранты» — тот же, что и у слова «курьер», обозначает «бежать (во французском соurаnt — «бегущий»). Любопытно, что ни в одном европейском языке башенные часы с музыкальным боем курантами не называют. В России слово известно с XVII века (первая русская газета называлась «Куранты»). В «Архиве князя Куракина» (1705) есть фраза: «В Амстердаме на ратуше часы большие. Каждого понедельника сам часовник на тех часах играет полчаса после двенадцати, как бьет разные куранты...» Здесь куранты означают музыкальные пьесы.

По-французски danse courante — «бегущий танец», то есть легкий, без раскланиваний, как принято в церемониальных танцах. Во второй половине XVIII века слово сохранилось для обозначения несложных мелодий, исполняемых вручную на колоколах башенных часов. Курантами также назывался набор колоколов или колокольчиков, на которых исполнялась эта мелодия. Еще слово означало механизм музыкального боя в часах, в том числе комнатных. В одной из описей 1741 года упоминаются «часы большие, заводные и с курантами».

Нынешние куранты установили в 1851–1852 годах. Чтобы сделать их звоны более благозвучными, к звоннице добавили 24 колокола, демонтировав их с Троицкой и Боровицкой башен. Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской империи «Боже, царя храни!», но император Николай I не дал на это соизволения, сказав, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна. Пришлось на игральный вал записать «Марш Преображенского полка» и «Коль славен наш господь в Сионе», которые не менялись до 1917 года.

2 ноября 1917 года при обстреле Кремля большевиками снаряд попадает в куранты — часы остановились почти на год. В 1918 году по указанию Ленина куранты было решено восстановить, но с условием, «чтобы эти часы заговорили нашим языком». С августа 1918-го куранты начали исполнять в полдень «Интернационал» , в полночь — реквием «Вы жертвою пали».

В 1918 году страна перешла на общеевропейское время. У населения часов не было, и люди сверяли время по колокольному звону. И по заводскому гудку, история которых началась с 1860-х и продлилась до 1960 года. Первый гудок — в шесть утра, это побудка. Второй — время завтрака, по третьему приступали к работе, по четвертому — заканчивали ее. А потом началась борьба за тишину, и жители крупных городов — прежде всего Москвы и Питера — выступили против заводских гудков.

В 1938 году куранты перестали «петь», продолжая лишь отбивать своим перезвоном часы и четверти. В 1941 году, пытаясь вернуть им голос, был сделан электромеханический привод, но результатов это не дало, и его демонтировали. В 1944-м по указанию Сталина пытались настроить куранты на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но работа не увенчалась успехом.

В 1991 году Пленум ЦК принял решение о возобновлении работы Кремлевских курантов. Тут-то и выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трех колоколов.

В 1996 году куранты вновь заиграли мелодии — «Патриотическую песню» Глинки и «Славься!» из его оперы «Жизнь за царя».

Люди старшего поколения помнят, как точность часов проверяли по радиосигналам точного времени: «Передаем сигналы точного времени. Начало 6-го сигнала соответствует 15 часам московского времени».

А дальше уже женский голос диктора сообщал: «Говорит Москва. В столице 15 часов. В Ашхабаде — 17, в Караганде — 18, в Красноярске —19, в Иркутске — 20, в Чите — 21, в Хабаровске и Владивостоке — 22, в Южно-Сахалинске — 23 часа, в Петропавловске на Камчатке — полночь».

Самые заметные московские башенные и уличные часы — с боем, многопудовыми гирями и светодиодами

■ Часы на башне Казанского вокзала

Куранты бьют и днем, и ночью

Их дизайн архитектор Алексей Щусев разрабатывал лично, настояв на установке часов с боем, и даже заранее заказал колокол. Его голос «отключили» в 2001 году.

■ Часы на башне Киевского вокзала

Куранты бьют и днем, и ночью Фото: Валерий Мельников

Часовому механизму около 100 лет. Часы приводятся в действие 300-килограммовыми чугунными гирями. При переходе с летнего на зимнее время стрелки часов приходится переводить вручную.

■ Часы МГУ на Воробьевых горах

Куранты бьют и днем, и ночью

Самые большие часы в стране. В 1953-м они представляли собой маятниковые механизмы, многопудовые гири которых спускались в шахты глубиной в шесть этажей.

■ Часы на здании Центрального театра кукол

Куранты бьют и днем, и ночью Уникальный снимок: возможность увидеть Спасскую башню в строительных лесах представится самое раннее лет через пятьдесят / Фото: Александр Казаков

В полдень часы устраивают настоящее представление: петух трижды кукарекает, звонят колокольчики, и после12 ударов пробуждаются куклы.

■ Часы Северного речного вокзала

Куранты бьют и днем, и ночью

Им не менее двухсот лет, происхождение часов уже неизвестно. Согласно одной из легенд установленные на башне вокзала часы были сняты с разрушенного храма Христа Спасителя.

■ Часы «Запада»

Куранты бьют и днем, и ночью

Часы на башне «Запад» комплекса «Федерация» в «Москва-Сити» установлены на высоте 230 метров. Их ширина — 30 метров, высота —12 метров. В конструкции — более 3000 сверхъярких светодиодов.

СПРАВКА

Спасская башня (прежнее название Фроловская) — одна из 20 башен Московского Кремля. Спасские ворота считались святыми: через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанным на внешней стороне башни. Слева и справа от ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровение, справа — Великого Совета Ангел.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел Овсянников, бывший главный дирижер оркестра Московского Кремля:

- В конце 1990-х мне было поручено написать партитуру Гимна России для курантов. Есть два варианта исполнения часами гимна: один — традиционный, где «голос» курантов создается благодаря тросикам, барабану и молоткам, бьющим в колокол. А второй — электронный, которым управляет компьютер. Создан он на случай, если вдруг традиционная система даст сбой — тогда автоматически включится электронная. А вообще поющие куранты Кремля я сравнил бы с музыкальной шкатулкой весом 20 тонн, которая чутко реагирует на изменения погоды: температуру и влажность воздуха.

Михаил Державин, актер:

- Как я рад, что Спасскую башню, символ Москвы, отреставрировали! Я с детства ходил на Красную площадь с отцом, народным артистом Михаилом Степановичем Державиным. Это было после войны. На трибуне «А» стояли известные артисты, герои труда, ученые — люди, которыми гордилась страна. Мы, мальчишки, с замиранием сердца ждали, когда начнут бить куранты и начнется парад. Так уж получилось, что взрослым я тоже ходил на все парады, потому что тестем моим был знаменитый Семен Буденный и члены его семьи приглашались на Красную площадь на все праздники.

И опять мы слушали голос курантов, говорили: «Ну вот, еще один праздник встретили под звон курантов».

Из окон квартиры я тоже вижу кремлевскую башню, правда, не Спасскую. Так что Кремль и Красная площадь со мной и в праздники, и в будни.

Татьяна Фокина, старший научный сотрудник Политехнического музея:

- В коллекции часов музея около трех тысяч экспонатов. Среди самых интересных — напольные часы, сделанные в 1854 году знаменитым часовщиком, одним из реставраторов кремлевских курантов Иваном Бутенопом. А российские часы Торгового дома «М. П. Калашников и сынъ» оборудованы программным барабаном для музыки, как в Кремлевских курантах. Они могут исполнять девять мелодий, в том числе «Лучинушку», «Боже, царя храни!». «Поют» они и две мелодии, которые до революции исполняли кремлевские куранты: «Преображенский марш Петра Великого» и «Славься!».

СЛУШАЙТЕ «ВМ»: РАДИОПРОГРАММА «СПАССКАЯ БАШНЯ. РАДИОПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ»

Подкасты