Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

В Донском монастыре расписали пасхальные игрушки дореволюционными красками

Город
В храме Серафима Саровского в Донском монастыре прошел необычный мастер-класс.

Какими красками передавали образ мира художники прошлого? Почему не меркнут фрески Дионисия, а картины Куинджи светятся? И почему многие современные художники сбиваются с ног в поисках той самой краски? В Донском монастыре, где давно работает группа талантливых реставраторов, восстанавливающих убранство главного собора, знают толк в художественных премудростях. На днях в храме Серафима Саровского в Донском монастыре прошел необычный мастер-класс. Молодые художники Андрей и Екатерина Епихины принесли редкие дореволюционные флакончики с пигментами. Вместе с лучами яркого весеннего солнца невероятные краски озарили высокий светлый придел храма, где стараниями матушки Ирины Крижановской каждое воскресенье собираются мастера прикладного искусства, чтобы показать детям и родителям разные техники – от валяния и бисероплетения до изготовления игрушек и росписи по дереву.

Старинные флакончики переходили из рук в руки собравшихся, а еще – маленькая стеклянная трехгранная призма в старинной коробочке, любовно сохраненная наследниками художников, коллекционерами и любителями искусства. Через такую призму художники прошлого, многие из которых благодаря своему искусству перешагнули порог вечности и остались в веках, смотрели, преломляя солнечный луч, какой цвет получается. У Андрея целая коробка из-под печенья – тоже антикварная – в которой хранятся волшебные пузырьки с порошками, стеклянный пестик для растирания пигментов – настоящий волшебный ларец. Сухие вещества не такие яркие. Но превращения растертых минералов еще впереди. Вот красный – это киноварь. Такого минерала в царской России было много, на Украине в 19 веке были разработаны большие месторождения. А вот зеленого – совсем мало. Он у нас пойдет только на декор для деревянных курочек. Андрей – мастер на все руки – искусно выпилил их из двух довольно крупных деталей специально для пасхальной ярмарки. Она пройдет в Донском монастыре, как обычно – в Светлое воскресенье. А деньги отправятся на благотворительность. Поэтому у нашего занятия особое настроение: дореволюционные краски оживут на поделках, которые разойдутся в день праздника и принесут радость людям.

 Старинные флакончики с красками переходили из рук в руки собравшихся  Старинные флакончики с красками переходили из рук в руки собравшихся / Фото: Ирина Крижановская

Начинаем делать эмульсию – основу для темперной краски, самой живой и трепетной – каждый слой дает новый оттенок и разную густоту, по-разному светится. Это самая древняя из всех известных видов краски, старейшим из сохранившихся образцов – более трех тысяч лет. Именно темперу использовали для росписи саркофагов фараонов, ею написаны сохранившиеся поныне шедевры византийской живописи, ею писали евангелист Лука и Андрей Рублев.

Чтобы приготовить эмульсию, разбиваем яйцо и отделяем желток. Половинкой скорлупки отмеряем воду – ровно половинку – и уксус – треть. Смешиваем с желтком. Это эмульсия – основа для краски. Способов приготовления эмульсии множество. Многие из них описаны в старинных книгах. Но и у каждого художника был свой собственный рецепт.

- В основу эмульсии, - рассказывает Андрей, - можно положить не только уксус, но и глицерин, и квас, и пиво и даже вино.

Теперь на стеклянной досочке старинным стеклянным пестиком из волшебной коробочки Андрея растираем пигмент, добавляя эмульсию. Это называется «творить краску». Первым все единодушно решили попробовать красный. Ну и цвет! Порошок словно расцвел, заалел, такой ослепительный алый! Невозможно поверить, что пигменту больше ста лет. Какой там акрил! Андрей размешивает до однородности краску, размазывая ее по стеклу металлической лопаткой.

 Киновари в царской России было много, на Украине в 19 веке были разработаны большие месторождения  Киновари в царской России было много, на Украине в 19 веке были разработаны большие месторождения / Фото: Ирина Крижановская

- Конечно, работа с натуральными красками требует времени, – комментирует Андрей. - Но зато настраивает на работу очень хорошо. Сейчас уже мало кто так работает – только по-настоящему увлеченные люди. Ну а результат, конечно, не сравнить ни с какими, даже самыми дорогими современными красками. Акрил, например, оставляет пленку, которая рано или поздно слезет. А темпера, несмотря на сложную укрываемость, держится веками и даже тысячелетиями.

Начинаем творить охру. У юных художников она идет нарасхват. При растирании «земля», как называют художники этот пигмент, дает неожиданно удивительный цвет. При нанесении на дерево первый слой получается почти золотым – прозрачным и светящимся. Выходит очень интересно, у всех совершенно по-разному, и мы, как люди, впервые сталкивающиеся с таким превращением, по-детски радуемся.

- Не надо бояться мазков, - говорит Андрей. Ни одна химическая краска не сравнится с натуральной. Тут и свет, и цвет. Каждый слой дает новый оттенок и новую игру света.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Московские волонтеры «Фонда продовольствия «Русь» совместно с воспитанниками детских домов раздадут пасхальные яйца у храма Христа Спасителя 15 апреля (далее...).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.