«Архстояние-2018». На территории заповедника прошел 13-й Международный фестиваль ландшафтных объектов
В заповеднике "Никола-Ленивец" под девизом "Со-здание" прошел 13-й фестиваль ландшафтной архитектуры "Архстояние-2018".
Его создатель и главный вдохновитель московский художник Николай Полисский уже много лет два раза в год удивляет горожан своим творчеством. Некоторое время назад он стал обладателем небольшого дома на берегу реки Угры - как раз там, где, по преданию было великое "стояние" между воинами Золотой Орды и русичами. Татаро-монголы постояли и ушли, так и не решившись напасть. В начале 2000-х Николай сделал шутливую инсталляцию - вместе с коренными жителями Николы-Ленивца было вылеплено из снега 250 снеговиков. Получилось целое поле. Так родилась идея фестиваля.
С 2006 года вместе с друзьями-архитекторами Николай Полисский проводит его два раза в год - летом и зимой. Архитекторы из разных стран приезжают в Никола-Ленивец, и с помощью местных жителей и из местных материалов создают архитектурные арт-объекты.
По замыслу Полисского, постройки из дерева, должны постепенно разрушаться, чтобы не наносить вреда природе и не портить пейзаж заповедника. За 13 лет таких объектов было несколько десятков, некоторые из них стали знаковыми и устойчиво сопротивляются времени. Например, гигантская скульптура Николая Полисского "Вселенский разум" - многометровые деревянные ленты, похожие издалека то ли на мозг, то ли на спрута.
В этом году с объектами были проблемы. Единственную инсталляцию под интригующим названием "ПО-2" представил известный архитектор Александр Бродский.
- Меня давно привлекали орнаменты бетонных советских заборов. И я решил сделать из них дом, - поделился он с "ВМ". - Двухэтажное строение создано из различных бетонных плит, найденных нами на свалке в Подольском районе.
Антон Тимофеев, разрабатывавший вместе с Бродским этот объект, рассказал, что при кажущейся простоте это сложное инженерное сооружение.
- Строили мы его долго - с прошлого года. У здания полноценный фундамент, надежная силовая конструкция, в бетонных плитах вырезаны окна, двери. В нем можно жить зимой и летом, - добавил Антон. - Сам же проект дома показали еще на "Архстоянии-2017".
Других новых арт-объектов на фестивале не оказалось. Зато было множество перфомансов.
- Я разочарован, - говорит Игорь Осипов, приехавший на фестиваль со своей девушкой. - Ожидал увидеть новые идеи, а наблюдаю какой-то любительский балаган. Например, перфоманс "Похороны мухи" - к чему он? Ну какое это имеет отношение к архитектуре? Тут очень красиво, и старые объекты, особенно работы Николая Полисского, прекрасны. Можно свободно гулять между ними, наслаждаться природой. Я езжу на фестиваль с 2007 года. Раньше его посещала небольшая группка арт-критиков, даже туалетов не было. Теперь это полноценный фестиваль, куда можно приехать с палаткой, есть комфортабельные туалеты, душ. Но что-то ушло - фестиваль стал менее камерным, а главное - я не увидел никакого "созидания". Рядом с монументальными работами Полисского, все эти перфомансы кажутся мелкими.
Сам Николай по-прежнему живет в Никола-Ленивце, но уже давно не управляет фестивалем.
- Я сейчас работаю в Якутии. Будем вместе с моими помощниками из Никола-Ленивца делать 90 вот таких красивых коней, - поделился скульптор, указывая на огромного коня, сплетенного из лозы. - Мне хотелось бы больше созидания, а не просто слов. Как человеку уже немолодому, мне кажется, что фестиваль переживает новый этап, но мне не хватает философии. Еще давно мы с Сашей Пановым придумали два термина - "со-здание" и "со-творение". Саша Бродский наполовину художник, а вторая половина - архитектор. И мне хотелось бы культивировать именно такие вещи. Но должно быть еще и "со-творение" - и надеюсь встретить именно таких людей. Пока их нет. И очень трудно найти новые проекты - это дело времени. В планах у меня создание новой скульптуры - Угруанского собора. Есть Руанский, а вот на Угре - нет. Какой будет эта постройка, я еще не знаю.