Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

История Киевской площади. От огородов до вокзала

Город
История Киевской площади. От огородов до вокзала
СТАЛО. Вид на вокзал со стороны Киевской площади / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»
В четверг, 16 августа, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов сообщил о том, что до конца августа завершится реставрация фасадов усадьбы Прохоровых-Хлудовых. «ВМ» вспоминает, как менялся облик Москвы, на примере площади Киевского вокзала.

Глядя на то, как сегодня выглядит площадь перед Киевским вокзалом, трудно себе представить, что когда-то здесь не было всей этой красоты. Как, впрочем, и самой площади. К примеру, самое первое здание вокзала, который тогда назывался Брянским, было построено в 1899 году на участке земли, отданном под огороды.

— Тот вокзал был неказистым, деревянным, окружала его соответствующая застройка — одно- и двухэтажные деревянные дома, без удобств, с туалетом на улице. Тут была и своя улочка — Бережки, ныне начисто забытая. Дорогомилово вообще было непрестижным районом. А в 1908 году оно превратилось в Венецию — во время разлива Москвы-реки водой затопило все. Площадь у вокзала напоминала озеро, по которому передвигались на лодках, — рассказывает историк и москвовед Александр Васькин.

История Киевской площади. От огородов до вокзала БЫЛО. 1955–1958 годы. Старый московский дворик на Большой Дорогомиловской улице рядом с Киевским вокзалом / Фото: Михаил Савин

По его словам, народ в этих домах жил простой, занимался земледелием и разведением кур и даже коз (и это в центре современной Москвы!). Проживали в этом районе рабочие близлежащих заводов — в те времена Дорогомилово было промышленной зоной. При этом количество заводов в одном только районе поражало воображение.

— Каких только производств здесь не было: Трехгорный пивоваренный завод, цементный, мраморный, сахарорафинадный, а еще красильная фабрика, мыльная и завод оцинкованного железа. И все, что на них производили, везли к вокзалу, на площадь. Представляете, что здесь было? — говорит москвовед. — Ведь Киевский расположен в очень удобном месте — рядом с рекой. Лишь еще один вокзал — Павелецкий — обладал в те годы таким преимуществом. Говоря сегодняшним языком, это был крупнейший транспортный узел Москвы, включавший в себя товарную станцию и пристань. В то время на площади вокзала было не до цветов и фонтанов.

Всерьез за привокзальную площадь взялись только в 1930-х годах. Тогда по Генеральному плану реконструкции Москвы было решено расширить площадь до Большой Дорогомиловской улицы. При этом дома решили снести.

Быстро реализовать этот план не удалось — в 1941 году грянула Великая Отечественная война, и было не до благоустройства. Вновь обратили внимание на площадь в конце 1950-х годов, когда готовились к Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года.

— Чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами, решили очистить площадь, облагородить ее. Поставили новые для той эпохи киоски по продаже газет. Оно и понятно — много гостей фестиваля поселилось в ближайшей гостинице «Украина». В 1953 году на площади открылся павильон станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. И все же долгое время дальше скамеек и вазонов с цветами дело не шло, — сказал Александр Васькин.

В конце 1970-х Моссовет принял решение благоустроить площадь Киевского вокзала. Там планировалось устроить большой сквер и фонтаны. В те же годы был план строительства на площади большого универмага «Киевский», для чего снесли павильон метро в 1973 году. Сейчас на этом месте расположился торговый центр «Европейский».

— Я хорошо помню стихийный рынок, который в 1990-е годы появился у вокзала. Чем там только не торговали! Все, что привозили с Украины — сало, овощи, горилку, — сразу попадало на этот рынок. Даже знаменитые «Киевские торты» привозили на поездах и продавали здесь. Площадь напоминала огромный базар. Какие-то палатки с одеждой, поддельной парфюмерией. Сюда ездили со всей Москвы.

А что творилось у входа на станцию метро «Киевская»! Помню случай: женщина с Украины пыталась провезти огромную тележку с мешками, набитыми репчатым луком и картошкой. И вдруг один мешок упал на эскалаторе, порвался, лук с картошкой посыпались под ноги пассажирам. Кто-то стал подбирать — время-то было голодное! Хорошо, что эскалатор быстро остановили. Теперь об этом можно лишь вспоминать с юмором, а тогда было не до смеха, — рассказал Александр Васькин.

Сегодня рынка на Киевской площади давно нет, а сам вокзал с тех пор претерпел ремонт фасадов, территория рядом с ним стала ухоженной и благоустроенной.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.