История Киевской площади. От огородов до вокзала
Глядя на то, как сегодня выглядит площадь перед Киевским вокзалом, трудно себе представить, что когда-то здесь не было всей этой красоты. Как, впрочем, и самой площади. К примеру, самое первое здание вокзала, который тогда назывался Брянским, было построено в 1899 году на участке земли, отданном под огороды.
— Тот вокзал был неказистым, деревянным, окружала его соответствующая застройка — одно- и двухэтажные деревянные дома, без удобств, с туалетом на улице. Тут была и своя улочка — Бережки, ныне начисто забытая. Дорогомилово вообще было непрестижным районом. А в 1908 году оно превратилось в Венецию — во время разлива Москвы-реки водой затопило все. Площадь у вокзала напоминала озеро, по которому передвигались на лодках, — рассказывает историк и москвовед Александр Васькин.
По его словам, народ в этих домах жил простой, занимался земледелием и разведением кур и даже коз (и это в центре современной Москвы!). Проживали в этом районе рабочие близлежащих заводов — в те времена Дорогомилово было промышленной зоной. При этом количество заводов в одном только районе поражало воображение.
— Каких только производств здесь не было: Трехгорный пивоваренный завод, цементный, мраморный, сахарорафинадный, а еще красильная фабрика, мыльная и завод оцинкованного железа. И все, что на них производили, везли к вокзалу, на площадь. Представляете, что здесь было? — говорит москвовед. — Ведь Киевский расположен в очень удобном месте — рядом с рекой. Лишь еще один вокзал — Павелецкий — обладал в те годы таким преимуществом. Говоря сегодняшним языком, это был крупнейший транспортный узел Москвы, включавший в себя товарную станцию и пристань. В то время на площади вокзала было не до цветов и фонтанов.
Всерьез за привокзальную площадь взялись только в 1930-х годах. Тогда по Генеральному плану реконструкции Москвы было решено расширить площадь до Большой Дорогомиловской улицы. При этом дома решили снести.
Быстро реализовать этот план не удалось — в 1941 году грянула Великая Отечественная война, и было не до благоустройства. Вновь обратили внимание на площадь в конце 1950-х годов, когда готовились к Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года.
— Чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами, решили очистить площадь, облагородить ее. Поставили новые для той эпохи киоски по продаже газет. Оно и понятно — много гостей фестиваля поселилось в ближайшей гостинице «Украина». В 1953 году на площади открылся павильон станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. И все же долгое время дальше скамеек и вазонов с цветами дело не шло, — сказал Александр Васькин.
В конце 1970-х Моссовет принял решение благоустроить площадь Киевского вокзала. Там планировалось устроить большой сквер и фонтаны. В те же годы был план строительства на площади большого универмага «Киевский», для чего снесли павильон метро в 1973 году. Сейчас на этом месте расположился торговый центр «Европейский».
— Я хорошо помню стихийный рынок, который в 1990-е годы появился у вокзала. Чем там только не торговали! Все, что привозили с Украины — сало, овощи, горилку, — сразу попадало на этот рынок. Даже знаменитые «Киевские торты» привозили на поездах и продавали здесь. Площадь напоминала огромный базар. Какие-то палатки с одеждой, поддельной парфюмерией. Сюда ездили со всей Москвы.
А что творилось у входа на станцию метро «Киевская»! Помню случай: женщина с Украины пыталась провезти огромную тележку с мешками, набитыми репчатым луком и картошкой. И вдруг один мешок упал на эскалаторе, порвался, лук с картошкой посыпались под ноги пассажирам. Кто-то стал подбирать — время-то было голодное! Хорошо, что эскалатор быстро остановили. Теперь об этом можно лишь вспоминать с юмором, а тогда было не до смеха, — рассказал Александр Васькин.
Сегодня рынка на Киевской площади давно нет, а сам вокзал с тех пор претерпел ремонт фасадов, территория рядом с ним стала ухоженной и благоустроенной.