- Город

Набережным вернут былую популярность

Сергей Собянин выслушал просьбы жителей

Заслуженный преподаватель МГУ умер после отравления «Кротом»

Синоптики подсчитали вероятность снега на Новый год в Москве

Стало известно, сколько историк Соколов пробудет в центре психиатрии Сербского

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

США ввели новые санкции против ряда российских компаний и граждан

Спасти еду, чтобы спасти людей

Стала известна стоимость билетов в парк «Остров мечты»

Депздрав посоветовал сбрить бороду и усы в сезон гриппа

Как правильно рассказать ребенку, что Деда Мороза не существует

Названо условие, которое поможет реализовать закон о единой зарплате учителей

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Назван главный цвет 2020 года

Алла Пугачева: У меня никогда не было нормальной семьи

Александр Петров впервые опубликовал фото с новой возлюбленной

Набережным вернут былую популярность

СТАЛО 28 мая 2019 года. Речной трамвайчик «Подсолнух» плывет по Москве-реке. Позади — Большой Устьинский

ФОТО: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Сегодня трудно себе представить, что в начале 1900-х годов Москва-река была мелководной и летом люди переходили ее вброд. Она превращалась в большую водную артерию постепенно — после того, как в 1930-е годы построили канал Москва — Волга, ныне канал имени Москвы. Именно он и наполнил Москву-реку волжской водой.

Караван судов

По мнению экспертов, сегодня в столице отлично развит прогулочный флот — по Москве-реке ходит целый караван судов. В основном это речные трамвайчики и теплоходы. Однако не хватает маломерок — катеров, яхт, моторок, катамаранов и прочих судов.

— Если пройдете по берегу реки, вы увидите самые разные суда — от очень больших до самых маленьких, они бороздят просторы реки. Но сегодня в Москве работает только один яхт-клуб, этого не совсем достаточно, — считает проректор Российского университета транспорта (РУТ), вице-президент Российской палаты судоходства Константин Анисимов.

Историк, москвовед Юрий Московский отмечает, что в середине прошлого века на Москве-реке был отлично развит водный спорт и здесь часто проходили соревнования по гребле. А до 1990-х годов по реке ходили маленькие лодки — частные судна.

— Но к началу нулевых годов все это исчезло. Москва-река сегодня «зажата» шлюзами. Оттого почти нет на ней маломерных судов, которые бы рассекали по воде на высокой скорости,— сказал историк.

Из-за шлюзов кататься по Москве-реке часто невыгодно и неудобно. По словам Константина Анисимова, чтобы проплыть на теплоходе, например, от Северного речного вокзала до центра столицы, нужно потратить несколько часов.

— Москва-река — федеральная трасса для судоходства. По ней ежегодно проходит до миллиона тонн грузов. Поэтому сегодня почти нет мест, где можно создавать яхт-клубы, — подчеркнул Анисимов.

В 2020 году власти Москвы планируют пустить по Москве-реке водный общественный транспорт — пилотный маршрут пройдет от Киевского вокзала до Нижних Мневников, связав деловой центр «Москва-Сити» с городскими парками и Киевским вокзалом. Это, по мнению экспертов, сделает Москву-реку более доступной для жителей и откроет новую транспортную связь.

Бизнес на воде

Эксперт в области ресторанного бизнеса и продуктов питания Алексей Овчинников отмечает, что сегодня на берегу Москвы-реки мало ресторанов и торговых точек для развития малого и среднего предпринимательства. Из-за того, что набережные еще не полностью благоустроены, это просто невыгодно.

— А в целом рестораторы готовы открывать для людей точки питания у воды, где можно поесть вкусно и недорого, — говорит он. — А если станет возможным создавать кафе и рестораны на воде, то вырастет и конкуренция на этом рынке — как показывает опыт, людям нравятся такие места.

Благоустройство прибрежных зон ощутимо способствует развитию бизнеса, считает Алексей Овчинников. К примеру, стали пешеходными Крымская и Якиманская набережные в центре Москвы, и на их территориях открылись новые пространства для предпринимателей. Это выгодно не только для бизнеса, но и для города: появляются новые рабочие места, растет объем налоговых отчислений, поступающих в бюджет.

БЫЛО. А в начале 1900-х годов река была мелководной, и горожане смело переходили ее вброд / PASTVU_COM

БЫЛО. А в начале 1900-х годов река была мелководной, и горожане смело переходили ее вброд

ФОТО: PASTVU_COM

— Кроме пространства для бизнеса, городу нужны и новые общественные зоны. Ими как раз становятся столичные набережные. Я уверен, именно там нужно создавать парки, детские площадки и всю инфраструктуру для отдыха и досуга, — добавляет член Экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Евгений Тимонин.

Открыть купальный сезон

1 июня в столице открылись 108 зон отдыха у воды, в том числе восемь пляжей. Все эти места прошли проверку специалистов Роспотребнадзора и отвечают необходимым санитарным нормам. Но Москва-река в список разрешенных для купания мест, увы, пока не входит.

В то же время архитектор и градостроитель Илья Заливухин отмечает, что в советские годы в Москве-реке купались: протяженные пляжи, переполненные людьми, располагались даже неподалеку от Кремлевских стен. Но через несколько десятков лет реку «заперли» в гранит, купаться запретили.

— Если проехаться по Москве-реке на теплоходе, то вы увидите, что она сейчас практически «закрыта» для людей: вдоль нее находятся промышленные зоны, жилая застройка, автомобильные дороги и прочее. И это неправильно. Река — это неотъемлемая часть города, которую необходимо открыть для людей. Я бы хотел, чтобы в Москве-реке можно было снова купаться, даже напротив Кремля, — подчеркнул Илья Заливухин.

Но для этого нужно уделить внимание экологии. По мнению Евгения Тимонина, власти города должны провести исследование речной воды, определить, какие предприятия выбрасывают в нее вредные вещества, и остановить их работу.

— Благоустраивать набережные — дело правильное. Но этого недостаточно. Нужно локализовать источники выброса вредных веществ. Если мы хотим, чтобы и на Москве-реке появились пляжи, эта мера необходима, — считает Тимонин.

Кроме того, поможет и информирование населения: если Москва-река будет снова пригодна для открытия пляжей, до людей важно донести, что купаться в ней можно безопасно и комфортно.

— Сегодня люди справедливо боятся купаться в Москве-реке. Но также я бы хотел, чтобы в реке не только можно было плавать, но и рыбу ловить, — рассказал директор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов. Эксперты сходятся во мнении, что пространства Москвы-реки необходимы городу и жителям — не только набережные, но и сама акватория.

— Москва — развивающийся город, и ее водные пространства — кстати, не только Москвы-реки, но и маленьких рек — нужно использовать в полном объеме, — считает историк Юрий Московский.

Круглый стол 31.07.2019 / Вечерняя Москва / Вечерняя Москва

Круглый стол 31.07.2019

Читайте также: Архитектурно-художественная подсветка украсит 29 зданий на набережных Москвы-реки

Новости СМИ2

 Александр Хохлов 

Мир, война или стена

Алиса Янина

Раймонд Паулс и навязчивые русские

Камран Гасанов

Владимир Зеленский — человек посередине

Борис Клин

РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так

Ирина Алкснис

Мочить террористов в сортире. 20 лет спустя

Анатолий Горняк

Несмешной анекдот про судей

Антон Крылов

«Воинственные русские»: китайцы правы

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Есть ли старцы сегодня?

Екатерина Рощина

Новогодний ад потребления

Кто прав, кто виноват. Хороший юрист не должен давать волю эмоциям

Быстрее всех вырастила микрорастение из пробирки

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

Беззаботное счастье царской семьи