Весной главное избегать крайностей
Сюжет:
Пресса в образовании-Станислав Юрьевич, весна в образовании - это в первую очередь что?
- Насыщенный сезон. Учебный год не зря делится на промежуточные периоды. В школах это традиционные четверти. У каждого учебного периода своя специфика. Так повелось, что четвертая четверть - время подводить итоги. При этом на нее приходятся майские праздники, весенний авитаминоз, одним словом - не до учебы. Но результаты выдавать нужно, поэтому в конце года учеников ждут экзамены.
- В этом контексте майские праздники помогают или это потеря времени?
- Бесконечная череда выходных оборачивается тем, что многие ученики уезжают отдыхать. С одной стороны, это не сочетается с предстоящим поступлением. С другой, дает школьникам возможность наконец «проветриться». Семь лет преподаю и наблюдаю, что ученики к концу года эмоционально подавлены и зациклены на экзаменах. Многие школьники испытывают предэкзаменационный невроз.
-Школа может как-то помочь снять лишнее напряжение с учеников?
- Мы как организаторы, стараемся немного переключить их на другой лад, разнообразить их школьную жизнь. Например, проводим занятия в музее. Вместо обычного урока за партой они работают с артефактами, военными регалиями и реликвиями. И тем самым, к слову, проникаются атмосферой грядущего Праздника Победы.
Кстати, 9 мая в нашей гимназии тоже празднуют ярко, с размахом, на огромной площади около школы. Ребята вовлечены в организацию, и мы понимаем, что в дальнейшем именно такие праздники станут их воспоминаниями о школе и детстве.
-Возвращаясь к теме учебы: ваш предмет хотят сделать обязательным экзаменом. Как вы к этому относитесь?
- Последние десять лет дети не любят сдавать историю. Они ее боятся. При этом, большинство из них любит обществознание - довольно универсальный предмет, о котором все имеют представление. История же требует знаний, одной логики недостаточно. На мой взгляд экзамен по истории проще. Во второй и третьей части ЕГЭ по обществознанию может запутаться даже человек с высшим гуманитарным образованием. А история не терпит разночтений. И курс истории России довольно однозначен.
-Правда ли, что курс построен так, что учитель не успевает дать материал по истории конца ХХ - начала ХХI века?
- Вопрос деликатный и во многом политизированный: свежим событиям еще не дано однозначной оценки. История пишется и осознается со временем. Великие вещи видны издалека. Классическая история написана, курс истории ХХ века достаточно стандартен, но я не сталкивался с такими заданиями в ЕГЭ, которые бы требовали оценки современных событий. Здесь важно другое: курс истории постоянно растет. Постсоветская история уже составляет четверть века, за которую многое произошло. Тем не менее я хочу подчеркнуть, что курс истории сконцентрирован на прошлом, а не настоящем.
- Для подготовки к единому экзамену нужен единый учебник?
- На мой взгляд, нужно сделать так, как это, простите, было при Сталине. Был издан краткий курс истории, стандартный, во многом упрощенный, подчиненный идеологии. Последние годы была полемика: в нескольких учебниках противоречили друг другу как оценочные суждения, так и факты. Сейчас мы шагнули к единому курсу истории. Я веду историю у шестого класса по новому учебнику. Он хороший, хочется верить, что он станет стандартным.
- У современных детей клиповое мышление. Нужен ли интерактив при изучении истории?
-Мы очень сильно заигрались в этот интерактив. Вся школьная инноватика была направлена на технологии, а многие преимущества советской школы знаний мы потеряли. Не спешите отказываться от привычных вещей - анализа, работы с источниками - тем более, при изучении истории.