Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Подворье за аркой

Сюжет: 

Городские легенды
Город

Но чтобы его увидеть, надо свернуть в неприметную арку дома №6, что рядом с памятником Юрию Долгорукому и почти напротив старого здания мэрии. А как войдешь в арку, так и ахнешь — Саввинское подворье во всей красе.

Воскресенский монастырь

Надо сказать, что так было не всегда. Когда дом только построили, он находился на самой Тверской. Что прекрасно видно на старых фотографиях. Однако в тридцатые годы прошлого века был совершен амбициозный проект, чтобы сохранить исторический дом, а на его месте соорудить соответствующий эпохе монолит сталинского ампира, подворье подвинули вглубь улицы.

Это место на Царской улице издавна занимал Воскресенский высокий монастырь «у золотой решетки», давший название и Воскресенским воротам Китай-города. Среди святынь монастыря называлась икона Одигитрии, на ней был изображен лик Смоленской Богоматери, написанный в давние времена. Икона сильно обгорела в пожаре 1482 года, через три года после постройки, и лик был утерян. Это был двойник иконы, находящейся в Новодевичьем монастыре.

В 1650 году здание было приписано к Саввино-Сторожевскому монастырю. Сам монастырь находится около Звенигорода на холме при впадении реки Сторожка в реку Москва. Основанный в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Саввой Сторожевским, ставший резиденцией русских государей в XVII веке, монастырь был одной из наиболее почитаемых обителей Российской империи.

К богатому, покровительствоемому царями монастырю было приписано двенадцать обедневших обителей. Существует гипотеза, что из одной из них и перешел в Саввинов монастырь знаменитый звенигородский чин Андрея Рублева для починки и сохранения. Даже назывался именно Воскресенский монастырь на Тверской, в котором по предположению историков мог тогда жить иконописец. Но это всего лишь догадки.

Дальше подворье передавали то Крутицкому архиерею, то обратно Саввино-Сторожевскому монастырю, церковь освящали то в честь Казанской Божьей матери, то во имя Саввы Сторожевского.

Первые сведения о постройках относятся к 1670-м годам. В это время были построены келии, каменный храм Воскресения Христова с двумя приделами. Была на подворье и вторая церковь.

Монастырь горел вместе со всей Москвой и в 1773 году, и в 1812-м. Его снесли в 1900 году, и в Московскую городскую управу поступило прошение епископа Можайского Парфения «о сломке ряда существующих строений», и просьба «произвести постройку пятиэтажного жилого строения с нежилым подвалом и двором». Для наблюдения за постройкой был приглашен архитектор Иван Сергеевич Кузнецов.

Саввинский теремок

Здание было решено в модном тогда псевдорусском стиле, или, как писал путеводитель, «претенциозно-теремном духе». Дом сразу стал украшением Тверской, и уже невозможно было себе представить улицу без остроконечных башенок, которые были видны и от Страстной, и от Моисеевской площади. Здание было построено в 1905-1907 годах.

Как писали «Московские ведомости» в 1903 году, «во дворе дома Саввинского подворья, по Тверской улице, при сломке здания и выемке земли вырыто 100 человеческих скелетов. На одной из вырытых здесь же надгробных плит имелась надпись на древнеславянском языке. На этом месте в царствование Алексея Михайловича был Воскресенский монастырь с кладбищем при нём...»

Архитектурные особенности этого 4-этажного дома - большая центральная арка-ниша, нарядные окна, керамическое оформление фасадов и шатровые башен со шпилями. Внутренний дворик здания представляет из себя замкнутый с четырех сторон двор-«колодец». Еще одна особенность — абрамцевские изразцы на облицовке, которые архитектор Кузнецов неоднократно использовал и после.

Саввинского подворье строилось как московский доходный дом Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря на месте старого подворья звенигородцев. В здании размещались различные конторы, гостиница и Саввинское архиерейское представительство (подворье). Дом, с его облицованным разноцветной керамической плиткой фасадом, принадлежит к числу наиболее успешных примеров применения приемов национально-романтического течения в модерне, сочетавшего современные материалы и конструкции с мотивами древнерусских декоративных традиций. Подворье просуществовало до 1922 года.

Подвал, первый и второй этажи этого здания были заняты под разнообразные магазины. Остальные этажи были отведены под дорогие квартиры доходного дома. В глубине двора по-прежнему стояли два каменных строения для церковных служб. Во втором этаже одного из них была домовая церковь во имя Саввы Сторожевского.

И.Е.Бондаренко в статье «Записки художника–архитектора» писал: «В начале девятисотых годов открылся на Тверской в доме Саввинского подворья японский магазин, где продавался товар невысокого качества, далекий от подлинного японского искусства. Веера, шарфы, шторы из бусинок и камыша, лаковые изделия были для Москвы новым явлением, культивирующим дурной вкус. Возможно, что этот магазин был маскировкой для шпионов, каких засылала Япония перед русско-японской войной 1904 года».

Среди арендаторов дореволюционного времени был православный журнал «Душеполезное чтение».

Дом кино

А с 1908 года арендовал помещение в начале своей карьеры великий кинорежиссер, сценарист и продюсер, бывший хорунжий войска Донского Александр Ханжонков и его «Торговый дом А. Ханжонков и Ко». Поначалу он занимался только торговлей и прокатом кинолент. Рядом располагались и офисы конкурентов: прокатная контора Абрама Гехтмана «Глобус», по соседству – прокатная контора Осипова, затем – контора общества «Гомон». В квартире №23 – прокатное отделение французской фирмы «Эклер», в квартире 37 – прокатная контора «Наполеон», принадлежавшая владельцу «одноименного кинотеатра».

А Ханжонков обосновался в первом подъезде на одной лестничной площадке с Гехтманом. Он оборудовал демонстрационный зал, затем магазин киноаппаратов. Стартовым капиталом ему послужила выплата, которая причиталась военнослужащим, уволенным в запас - 5000 рублей. Подворье достроено, а Ханжонков решает перейти от проката зарубежных фильмов и кинодокументалистики к съемкам первой отечественной картины «Палочкин и Галочкин».

В своем ателье Ханжонков сумел организовать целый специальный Научный отдел для съемок образовательных фильмов. Он выпускал ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов, главным образом, профессора и преподаватели Московского университета. Была также организована мастерская для производства субтитров.

Во дворе разместил киноателье, то есть съемочный павильон. Для этого потребовалось разрешение архиерея, который в нём сначала отказал. Тогда синематографист заманил архиерея на сеанс, предназначенный для детской программы: «Нил ночью» и другие видовые отечественные и зарубежные фильмы, после чего тот, потрясённый, дал добро. Павильон был покрыт прозрачной крышей, и представлял собой гигантскую теплицу, в которой совершенно невозможно было работать летом. Летом фильмы снимались на натуре, в Кунцеве, а осенью-зимой съемки переезжали в помещение. Но через несколько лет «киностудия» сгорела.

В годы Первой мировой, в квартире №1 Саввинского подворья, где размещалась прежде контора Ханжонкова, появится московское отделение Скобелевского комитета (созданного правительством пропагандистского органа, получившего монополию на съемки фронтовой хроники), а рядом – фирма «Кинолента». Тогда же, в 1914 году перестала существовать редакция «Душеспасительное чтение».

В 1920 году Александр Ханжонков уезжает в Константинополь, а затем в Милан и Вену. Умирает жена, у него жуткая депрессия. В начале 1923 года с переехавшим в Берлин Ханжонковым встретился представитель советского акционерного общества Госкино, занимавшегося производством фильмов, и передал ему приглашение вернуться на родину для работы в создающемся обществе «Рус-фильм». Ханжонков предложение принял и возвратился в Москву.

Но в 1926 году Ханжонков попадает под суд вместе с группой руководителей «Пролеткино» по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он ввиду отсутствия доказательств его вины был освобождён, однако, получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. В инвалидном кресле, лишенный любимого дела Ханжонков переезжает в Ялту.

Саввинское подворье в это время становится обыкновенным жилым домом, от других жилых домов его отличает только праздничный фасад, которых все так же переливается на солнце своими изразцами и плиточками. В 1934 году Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию.

Передвижник

При реконструкции улицы Горького в 1937-1939 годах большинство старых зданий были снесены. Они «не вписывались в советский архитектурный облик» или выступали за «красную линию» новой, расширенной в три раза улицы. То есть на проезжую часть, а, соответственно, подлежали сносу. Но для нескольких домов было сделано удивительное исключение. Их решили передвинуть. Для перемещения таких зданий в 1936 году был даже создан специальный «Трест по передвижке и разборке зданий».

Вот в число «передвижников» и попало Саввинское подворье. А заодно тогда выяснился вес здания вместе с жильцами — их никто не выселял — 23 тонны.
Кстати, именно вес и спас дом от сноса. В США к середине 1930-х самым большим перемещенным зданием была 8-этажная телефонная станция в Индианаполисе, весившая 11 тысяч тонн. Но мы же должны быть лучше! Вот и решили двинуть Саввинское подворье. Жильцы подворья даже написали письмо председателю исполкома Моссовета Николаю Булганину с просьбой сохранить дом.

Письмо попало к первому секретарю Московского городского комитета ВКП (б) Никите Хрущеву, и он согласился. Никита Сергеевич одобрил инициативу и даже лично осмотрел намеченный к передвижке дом. Он выдвинул лишь одно условие: окончание работы в марте 1939 года. Времени оставалось в обрез. И уже на следующий день началась подготовка, длившаяся более четырех месяцев. В подвале застучали отбойные молотки. По линии среза дома с фундамента были пробиты «дорожки», в которые завели мощные двухтавровые балки, впоследствии сваренные между собой.

Таким образом, дом оказался в прочной стальной раме. Одновременно готовили территорию, по которой намечалось путешествие дома; подвал засыпали щебнем, чтобы установить там рельсы. Когда эти работы были выполнены, под стенами начали пробивать гнезда (отверстия), которые потом превращались в длинные коридоры под домом. Вначале пробили 12 таких коридоров. В них уложили шпалы на твердом бетонном основании, а затем и рельсовые пути. Дом оказался уже стоящим частью на стальных катках, а частью на фундаменте. Затем прорубили еще 12 коридоров и операцию повторили. После того как пробили третью очередь коридоров, дом сняли с фундамента, и он оказался на 2100 катках.

Жильцы волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Однако им специально, как позже вспоминал руководитель работ, который и придумал всю технологию, инженер Эммануил Гендель, указывали неверные сроки. Ночью 4 марта 1939 в 2 часа 3 минуты 20-тонная лебёдка плавно сняла дом и покатила его по рельсам на новое место. Все инженерные коммуникации работали, поскольку заранее были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Здание Саввинского подворья передвигался очень медленно и плавно, и, говорят, многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром.

В одной из квартир шестилетняя девочка Инна Розанова накануне играла в кубики и строила из них башни. Заигравшись, она уснула, оставив башни на столе. Наутро башенки уцелели, не рассыпались. Передвижку закончили в три дня, передвинув дом на 49 метров 86 сантиметров.

Так строение, выходившее окнами на Тверскую и числившееся под №24, оказалось во дворе и стало домом №6/6. В советское время в нём были коммуналки. Сейчас это элитное жильё (без лифта, но с великолепными лестницами), где 8-комнатная квартира стоит более двух миллионов долларов.

В современном архитектурном путеводителе это здание отнесено к числу лучших построек так называемого неорусского стиля на ряду с домом Перцова, ссудной казной, Марфо-Мариинской обителью и Ярославским вокзалом.

А закрывает дом от досужих взглядов «сталинка», которую возвел вместе с домом №4 по той же улице «придворный» архитектор Сталина Аркадий Мордвинов (Мордвишев). При этом строительство новых домов велось позади стоявших по старой красной линии домов. Всего было сломано четырнадцать старых строений, и фасады новых домов образовали новую границу улицы.

В 2000-м несколько помещений передали Церкви. При подворье открыта Галерея русской и византийской иконы, паломническая служба «Святыни православия» и Православный центр социальной помощи и духовного развития детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения «Благодарение». Вместо храма на подворье действует Саввинская часовня.

Архитектор Кузнецов

Иван Сергеевич Кузнецов (1867-1942), соученик Шехтеля по художественному училищу и соавтор некоторых его работ. Сын крестьянина-каменщика Иван Кузнецов вошел в элиту московской архитектуры как мастер неоклассики и неорусского стиля. С 11 лет он работал на стройках, с медалью окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, продолжил обучение в Императорской Академии художеств, стажировался в Европе. Мастер промышленной архитектуры, спроектировавший более шестисот зданий. Был востребован и активно строил в советский период. Важнейшая из ранних построек Кузнецова — Медведниковская гимназия (Староконюшенный переулок, 18), ставшая образцом для общественных зданий эпохи модерна. Тогда же, в первой половине 1900-х годов, Кузнецов реставрировал живопись в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря, в московском Богоявленском соборе в Елохове. Его последняя должность (с 1937 года) — главный архитектор Сочи — Мацестинских курортов. Похоронен на московском Введенском кладбище.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.