Спасение именем Пушкина
Сюжет:
Городские легендыИ не только потому, что полностью изменил за этот год свой облик и вызывает множество сомнений и обвинений у блюстителей традиций и исторической идентификации. Просто уверенности в том, что дом Василия Львовича Пушкина таковым и является, увы, нет. А прочее – дескать, это музей мебели, а не дяди поэта, который не мог себе позволить такой роскоши в силу бедности, и тому подобное – всего лишь детали. Главное, что дом сохранен и привлекает всеобщее внимание и вызывает дискуссии. А экспозиция и фонды – дело наживное. Но обо всем по порядку…
Дом Кетчер
Как говорят хранители музея, небольшой деревянный особняк принадлежал дяде Пушкина, поэту Василию Львовичу Пушкину. Однако в этой округе у него был не один дом, и неизвестно, здесь ли навещал его племянник или нет.
Небольшой деревянный особняк с девятью окнами по фасаду под №36 уже много лет привлекает внимание мемориальной доской: «Александр Сергеевич Пушкин бывал в этом доме у своего дяди-поэта В. Л. Пушкина».
Дом этот на пустоши, оставшейся после пожара 1812 года, построила в 1819 году по типовому проекту титулярная советница Пелагея Васильевна Кетчер – жена обрусевшего шведа, владельца завода хирургических инструментов Христофора Яковлевича Кетчера и мать переводчика Николая Христофоровича Кетчера.
Николай Христофорович известен своими переводами Шекспира, которого он любил вплоть до поклонения. Переводы его очень точны, порой в ущерб поэтичности. Впрочем, это классические французские прозаические переводы.
Кетчеру посвятил свою эпиграмму Иван Тургенев:
Вот еще светило мира!
Кетчер, друг шипучих вин;
Перепёр он нам Шекспира
На язык родных осин.
Бывал ли Николай Христофорович в этом доме не известно – особняк был построен для сдачи внаём. С 1 сентября 1824 года по 1830 год его снимал Василий Львович Пушкин.
Как свидетельствует документ, сохранившийся в Центральном историческом архиве Москвы: «…я, нижеподписавшийся коллежский асессор Василий Львов Пушкин, дал сие условие госпоже титулярной советнице Пелагее Васильевне Кетчеровой в том, что нанял я у нея, госпожи Кетчеровой… для жительства Пушкина деревянный на каменном фундаменте дом со всеми принадлежностями, как то – большой с антресолями корпус, людской флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом, состоящий в Москве Басманной части 3-м квартале по №238…»
А ранее Василий Львович продал родовое имение и поселился с супругой Капитолиной Вышеславцевой в Огородной слободе (Малый Харитоньевский переулок).
Он живет на широкую ногу и постепенно спускает доходы от имений, об управлении которыми не заботится. Пока в 1802 году не грянул развод. И лишь в 1824 году, уже после 2-х годичного путешествия по Европе Василий Львович переезжает на Старую Басманную.
В 1828 году дом сменил владельцев и перешёл к купеческой жене Елизавете Карловне Ценкер.
Особняк перестраивался в 1890-е годы. Он несколько раз горел и к концу 20 века значительно обветшал. После Октября 1917 г. дом был поделен на коммунальные квартиры. При нем находился небольшой зеленый сад, удобные дворовые постройки, которые тоже приспособили под жилье. После НЭПа часть комнат передали под ЗАГС Бауманского района. После отселения всех жильцов в 1975 г. дом перешел к одному из трестов Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР, которое, к чести его, многое сделало для сохранности особнячка. По проекту, согласованному с Главным управлением культуры Моссовета, были выполнены ремонтно-консервационные работы с бережным сохранением элементов XIX в. Главный фасад был оставлен таким, каким он сохранился и по сей день. При ремонте была воссоздана анфилада парадных комнат особняка: зал, гостиная, спальня. В последующие годы этот памятный для русской литературы дом оставался как бы на обочине культуры, до него у соответствующих организаций не доходили руки.
В 1998 году было принято решение сделать здесь музей. После вывода из здания государственного унитарного предприятия «Российский конструкторско-технологический институт».
Но долгих 15 лет практически ничего не делалось. Не было средств. Только копились музейные материалы, шла подготовка и бумажная волокита. И все это неожиданно быстро закончилось реставрацией (хотя и не во всем соответствующей нормам) и открытием музея.
Самым удивительным для реставраторов оказалось то, что стены главной центральной гостиной дома были облицованы искусственным белым мрамором, имитирующим знаменитый каррарский мрамор.
По словам реставраторов, искусственный мрамор был популярен в то время, но они впервые встречают такую облицовку в деревянном доме.
Сейчас по этому адресу числится Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной, являющийся филиалом Государственного музея А. С. Пушкина.
Два дома Пушкина
До 1970-х годов неподалёку отсюда, на углу Старой Басманной и Токмакова переулка, рядом с домом художника Рокотова, стоял деревянный одноэтажный особнячок под №28. В 1810 году его приобрела тётка Александра Сергеевича Пушкина Анна Львовна. После её смерти в 1824 году дом по завещанию перешёл к брату – Василию Львовичу, который переписал его на свою гражданскую жену Анну Ворожейкину. Здесь он, скорее всего, и жил до самой смерти, до 1830 года. Поэтому вопрос – в какой именно особняк приезжал Александр Сергеевич Пушкин, возвратившийся из Михайловской ссылки в 1826 году, после встречи с Николаем I в Кремле – остаётся открытым.
Кстати, неподалёку отсюда в Немецкой слободе, на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, великий поэт появился на свет. А крещён он был в церкви Богоявления в Елохове. 19 июня 1799 года в церкви была сделана метрическая запись: «Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моера Сергия Лвовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означеннаго Сергия Пушкина вдова Олга Васильевна Пушкина».
В 1992 году на здании Елоховского Богоявленского собора установлена мемориальная бронзовая доска, посвященная крещению Александра Пушкина работы скульптора Николая Аввакумова.
Мой дядя самых честных правил…
Василий Львович Пушкин, известный стихотворец начала XIX века, автор первых манифестов карамзинской школы, староста общества «Арзамас», творец «Опасного соседа» – поэмы, появление которой в 1811 году стало литературной сенсацией...
Он родился в Москве в семье помещика 27 апреля [8 мая] 1766 года. 18-летним юношей блистал в московских салонах; служил в Измайловском полку, поручиком вышел в отставку и поселился в Москве. Был дважды женат и имел двоих детей. Второй раз гражданским браком, поскольку после первого скандального брака Пушкина Святейший Синод наложил на него обет пожизненного безбрачия. Он, кстати, был прихожанином церкви Никиты Мученика, что и сейчас стоит на Старой Басманной, напротив Сада Баумана. Первая жена – красавица Капитолина Вышеславцева сбежала от него. А он, чтобы не выставлять ее на всеобщее посмешище, взял вину на себя. Но супруга была не столь благородна, она добилась и развода, и раздела имущества.
Однажды Пушкин заглянул в лавку купца Александра Ворожейкина, бойко торговавшего шелковым товаром в Пятницкой части Москвы. Там у Василия Львовича был кредит: купец Ворожейкин вздыхал, но отпускал в долг — покупатель не торопился с оплатой, но был надежен и все равно раскошеливался. В его лавке и встретились уже немолодой поэт и юркая сестра купца. Встретились и полюбили друг друга на всю жизнь. А ведь до этой встречи, после скандального расставания с первой красавицей-супругой, Василий Львович пустился во все тяжкие и был завсегдатаем «веселых домов».
Анна Николаевна Ворожейкина, полная румяная женщина, мещанка московской слободы Лужники, на 28 лет моложе Василия Львовича хлопотала и опекала и его, и дочь Маргариту.
1803—1804 гг. провёл за границей, главным образом в Париже. Его поездка в Париж иронически описана Иваном Дмитриевым в стихотворении «Путешествие N.N. в Париж и Лондон, писанное за три дни до путешествия». Он знал языки: немецкий, французский, английский, итальянский, латинский. Любил читать наизусть оды Горация. Он видел Бонапарта ещё консулом, водил знакомства со многими французскими писателями…
После возвращения из Парижа Василий Львович с гордостью давал дамам понюхать свои завитые и надушенные французским цирюльником кудри.
Библиограф А.С.Сумароков придерживается теории, что Василий Львович привёз из Парижа шифры разработанные Томасом Джефферсоном, будущим президентом США, (он перед французской революцией был там послом). По мнению ученого, шифры стали основой для тайной переписки декабристов, а фразу «Мой дядя самых честных правил» надо читать, как «Мой дядя САМЫХ ЧЕСТНЫХ (высокопоставленных членов тайных обществ: клятва при посвящении в высшие степени масонства содержала слова: «даю ЧЕСТНОЕ обязательство») ПРАВИЛ. То есть занимался расшифровкой тайнописи и ее шифровкой. А весь Евгений Онегин, таким образом, тоже имеет тайный смысл, понятный посвященным.
Сумароков также считает, что не был случайностью выход первой книги Василия Львовича именно в 1822 году, когда масонские общества, до того существовавшие в России открыто, были запрещены, а для нелегальной переписки потребовался шифр.
Александр Сергеевич ласково называл своего дядюшку «Мой дядя на Парнасе», «Парнасский мой отец». Петр Вяземский подтрунивал над Василием Пушкиным: «Он кончит тем, что будет дружен с одними грудными младенцами, потому что, чем более стареет, тем всё больше сближается с новейшими поколениями».
Именно дядя научил Пушкина писать стихи, и часто обменивался с ним шутливыми стихотворными посланиями. Летом 1811 года Василий Львович привез молодого Пушкина в Лицей. В детстве Саша часто терял носовые платки, и мать в наказание пришивала платок к его курточке. Много позже, когда юный Пушкин окончил лицей, у него бывали ужасные ссоры с отцом. Поговаривают, что одна из них в Михайловском оказалась такой громкой, что отец Сергей Львович испугался, что сын может его избить до смерти. Он пригрозил тем, что обратится к властям и добьется, чтобы непокорного сына сослали в Сибирь или отдали в монастырь на покаяние. Тут уже испугался сын...
До пожара в Москве в 1812 году Василий Львович вёл веселую, открытую жизнь гостеприимного и обеспеченного человека. Сотрудничал в «Аонидах» (1796—1799) и «Вестнике Европы». Был сторонником Карамзина и принимал участие в спорах с Шишковым (послания «К Жуковскому», «К Дашкову»). В 1816 г. Василий Пушкин стал членом «Арзамаса» (арзамасское прозвище «Вот» (или «Вот я вас», «Вотрушка»).
20 августа 1830 года его близкий друг князь, академик и поэт Петр Вяземский пришел на Старую Басманную в последний раз: Василий Львович тяжело страдал подагрой, врачи говорили, что он едва ли встанет. Рядом стоял племянник, Александр Пушкин. Последними словами жившего литературой Василия Львовича были «как скучны статьи Катенина…», и тут его племянник вышел из комнаты, чтобы не расплакаться. «Вот что значит умереть честным воином на щите le cri de guerre a la bouche!» (С боевым кличем на устах! франц.) - так описал Пушкин смерть дяди в письме Плетневу от 9 сентября 1830 года.
Александр Сергеевич берет на себя все хлопоты и расходы, связанные с похоронами дяди. В «билете на похороны» сообщалось, что отпевание тела состоится в приходе святого великомученика Никиты, что в Старой Басманной. Спустя год Пушкин пишет Вяземскому: «20 августа, день смерти Василия Львовича, здешние арзамасцы поминали своего старосту ватрушками, в кои воткнуто было по лавровому листу».
Василий Львович оставил супруге все свое благоприобретенное движимое имущество и заемные письма, по которым ей и Маргарите полагалось получить 110 тысяч рублей. Еще 78 тысяч он задолжал настоящим кредиторам, и эти деньги выплачивал брат Сергей много лет.
Музей
Сегодня посетители этого дома вряд ли узнают, как на самом деле выглядел дом Василия Львовича. Хотя бы потому, что предложенная посетителям роскошь была ему из-за многочисленных долгов недоступна. Но это скорее дом, который олицетворяет усадьбу московского дворянина в достатке той эпохи. По крайней мере именно так, позиционируют экспозицию ее хранители.
В зале на диване красного дерева можно увидеть верхнюю одежду пришедших к Пушкину гостей – летом легкую, зимой капор и меховую накидку. На столике у зеркала визитные карточки посетителей.
Зала украшена видами Москвы. Среди портретов – живописный портрет Василия Львовича работы неизвестного художника 1810-х годов, графический портрет его брата Сергея Львовича, выполненный Гампельном.
Справа от входной двери в залу – камердинерская, где жил камердинер Василия Львовича Игнатий Хитров (он тоже сочинял стихи и не беспокоил барина, когда тот работал, на цыпочках выходя из кабинета).
Двери залы ведут в гостиную, где собирался цвет московской литературы, известные поэты и писатели: бывший министр юстиции, поэт Иван Дмитриев, ближайший друг Василия Львовича, поэт, князь Петр Вяземский. Гостями Пушкина были поэт Адам Мицкевич, Александр Дельвиг. Александр Сергеевич читал в гостиной у дяди свое сочинение, которое потом было напечатано под названием «Путешествие в Арзрум».
Следующая комната – столовая. В буфете – столовое серебро сестры хозяина - Елизаветы Львовны, в замужестве Сонцевой. На накрытом столе – арзамасский гусь, символ веселого литературного общества «Арзамас», старостой которого был Василий Львович.
Коридор из столовой ведет в комнату, посвященную поэме Василия Львовича «Опасный сосед», появление которой в 1811 году было настоящей сенсацией. Современники сравнивали «Опасного соседа» с гравюрами английского художника Хогарта, непревзойденного мастера сатирического бытописания. Эта скандальная поэма сделала Василия Львовича очень популярным. В России поэма была опубликована почти 100 лет спустя — в 1901 году.
В кабинете хозяина книжных шкафах – книги в кожаных переплетах, труды Общества любителей российской словесности при Московском императорском университете, одним из учредителей которого был Василий Львович, прижизненные издания дяди и племянника. Его библиотеке завидовали многие знатоки и любители в Москве.
Лестница в антресоли ведет в комнату, где Александр Пушкин останавливался у дяди. Он приехал в Москву во время коронационных торжеств. Чтения привезенной из Михайловского трагедии «Борис Годунов» стали его литературным триумфом. В Большом, когда он появился, все смотрели не на сцену, а на него, перешептываясь и обсуждая последние новости. В Москве Пушкин встретил Наталью Николаевну Гончарову, свою будущую жену. Предстоящая свадьба племянника радовала дядю, в стихах он желал ему счастья.
Следующая комната – детская. Такой она могла быть в то время, когда здесь бывал маленький Пушкин.
Его поэтическое имя оказалось на долгие годы забыто О судьбе его вдовы, Анны Николаевны Ворожейкиной, детей и потомков - тоже ничего неизвестно. Последнее издание стихотворений этого интереснейшего поэта случилось в 1989 году. Василий Львович, прекрасно понимал, что племянник – гений, и восхищался, гордился им. Но и сам был удивительно талантливым человеком. Он только начинает к нам возвращаться. И когда по вечерам в окнах его дома виден свет, кажется, что он вернулся и сочиняет очередной остроумный памфлет. Или просто ждет гостей. Может быть, даже любимого племянника Александра.