Испанские технологии используют при сооружении тоннелей
В работе у специалистов различных профилей — десятки станций, свыше сотни километров тоннелей под землей. Каждая новая точка на карте городского метро — это еще одна победа метростроителей. В предыдущие годы ими уже создан большой задел на будущее — станции в разных концах Москвы спроектированы, их возводят тысячи специалистов и рабочих.
Проект мирового уровня
Самой масштабной программой по развитию подземных путей сообщения можно назвать строительство Большой кольцевой линии. Еще три года назад было принято решение о возведении и вводе кольца целыми участками, а не отдельными станциями. С одной стороны, это позволяет эффективнее решать транспортную проблему, с другой — рационально выстраивать рабочий процесс и распределять ресурсы. На сегодняшний день в городе развернуты работы на всех участках Большой кольцевой линии. Проходку ведут семь тоннелепроходческих комплексов, а в перспективе планируется задействовать еще 12 щитов.
Уже до конца нынешнего года планируется открыть участок от «Петровского парка» до «Нижней Масловки». Уже построены и введены в эксплуатацию тоннели между этими двумя станциями, а за «Нижней Масловкой» организованы оборотные тупики. Сама станция находится на финальном этапе строительства.
Как рассказали в столичном Стройкомплексе, в дальнейшем планируется завершить основные работы в западном и юго-восточном секторах Большой кольцевой. Протяженность линии в итоге составит 69 километров. Проект будет претендовать на звание самой длинной кольцевой в системе мировых подземок. Полностью Большое кольцо планируется замкнуть в 2022 году.
Год рекордов
Столичные власти уже заявили: 2018-й объявлен Годом метро. В первом квартале открыты восемь станций, своего запуска ждут и другие объекты городской подземки. Так, летом планируется открыть более чем 15-километровый участок — рекордный по протяженности — Калининско-Солнцевской линии. На нем будет семь новых станций: «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка».
В ближайшие 3–4 года планируется продлить линию до аэропорта «Внуково». Она пройдет вдоль Боровского шоссе с выходом к аэропорту вдоль Центральной улицы. Сейчас ведутся проектирование и трассировка этого участка. На следующем отрезке длиной 5,5 километра расположатся две станции — «Пыхтино» и «Внуково». Конечная станция, возможно, будет наземной. Это позволит интегрировать ее с инфраструктурой аэропорта.
Строить сверху вниз
В этом году будет введена в эксплуатацию и станция «Беломорская» между «Ховрино» и «Речным вокзалом». Ее открытия ждут жители районов Ховрино, Западное Дегунино и Левобережный.
Отдельного внимания заслуживает дизайн станции. В фасадах наземных сооружений будет присутствовать характерный для Замоскворецкой линии зеленый цвет. Надпись с названием станции на платформе также разместят в полоске зеленого цвета.
Интерьеры напомнят о природе Беломорья. Подвесные потолки цвета морской волны вызовут ассоциации с морем, а облицованные белым мрамором Полоцкого месторождения колонны и стены — о снеге. Полы облицуют серым «сибирским» гранитом.
При проектировании станции учитывалась возможность дальнейшего развития метрополитена в район Молжаниновский и городской округ Химки с организацией между станциями пересадочного узла.
Линия идет на юго-восток
Совсем скоро на карте Московского метрополитена появится Кожуховская линия — тринадцатая по счету. Ее открытия ждут 800 тысяч москвичей — жители районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, КосиноУхтомский. Кроме того, новая линия существенно разгрузит соседнюю — Таганско-Краснопресненскую ветку.
На участке расположатся восемь станций: «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». Четыре — на отрезке от «Некрасовки» до «Косино» — заработают в этом году, задачей на 2019-й станет открытие участка до «Нижегородской улицы».
Две станции на розовой ветке станут пересадочными — «Нижегородская улица» пересечется с Большой кольцевой линией, а с «Косино» в конце 2018 года можно будет перейти на «Лермонтовский проспект» Таганского-Краснопресненской ветки.
Участок от «Нижегородской улицы» до «Косино» строят по испанской технологии. То есть сооружается один большой тоннель, в котором проходят сразу два пути. Поезда едут посередине, а платформы располагаются по краям.
В общем, мечта о метро, расположенном в шаговой доступности от дома, становится реальностью все для большего числа москвичей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Бочкарев, руководитель департамента строительства города Москвы:
— На базе станций Большой кольцевой линии Московского метрополитена планируется построить 22 транспортно-пересадочных узла. На сегодняшний день уже действует переход между станциями «Шелепиха» нового кольца и одноименной станцией Московского центрального кольца. Еще одним транспортно-пересадочным узлом, который объединит станции двух колец, станет ТПУ «Рязанская». У двух станций Большой кольцевой линии метрополитена будут выходы к железнодорожным вокзалам. Со станции «Нижняя Масловка» можно будет пройти к платформам Савеловского вокзала, а из вестибюля станции «Ржевская» запроектированы выходы к Рижскому вокзалу. Всего на Большой кольцевой разместится 31 станция.
КСТАТИ
Новую линию метро от делового центра «МоскваСити» до Рублево-Архангельского планируется построить после 2020 года. Она будет востребована не только жителями района Хорошево-Мневники, но и территории Рублево-Архангельское в районе Кунцево на западе столицы. Длина линии составит около 18,7 километра. На ней расположатся 7 станций: «Шелепиха», «Улица Народного Ополчения», «Живописная», «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское» и «Ильинская» (рабочие названия могут быть изменены).
ТОП-5
Самые необычные станции метро
«Солнцево»
Станция метро «Солнцево» удивит своих пассажиров оптической иллюзией. Поднимаясь по эскалаторам на выход, пассажиры увидят появляющийся из-за горизонта солнечный диск, который на их глазах будет словно рассыпаться на части.
«Юго-Восточная»
Особенность станции заключается в технологии ее строительства — два пути расположатся в одном тоннеле. Платформы разместят по бокам.
«Нижняя Масловка»
Самая глубокая станция из всех строящихся сейчас в системе городской подземки — спуститься придется на глубину 64 метра. Станция расположится на Большой кольцевой линии и станет пересадочной с действующей «Савеловской» серой ветки.
«Беломорская»
Станция возводится на функционирующем участке Замоскворецкой линии между «Речным вокзалом» и «Ховрино». «Беломорскую» строят по просьбе жителей района. Выбранный метод возведения уникален — сначала построен тоннель, затем специалисты сверху раскрыли котлован и сооружают конструкции сверху вниз.
«ЦСКА»
Станция открыта в составе первого участка Большой кольцевой линии метро. Украшают платформу и вестибюли панно с изображением спортсменов. Вдоль путей установлены скульптуры прославленных армейцев.