ср 18 сентября 04:51
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Гостинице «Украина» исполнилось 62 года

Гостинице «Украина» исполнилось 62 года

В наши дни «Украина» выглядит так. На фото: знаменитая московская гостиница на фоне скульптуры «Аллегория воды» на Украинском бульваре

Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Знаменитые высотки, которые разбросаны по разным уголкам столицы, строили после Великой Отечественной войны в 1947 году. Планировалось, что в Москве будет не семь, а восемь зданий, которые станут символами восьми веков столицы. Одну из высоток возводили на территории парка «Зарядье», но так и не достроили из-за смерти вождя в 1953 году.

— Строительство высотных зданий стало важной частью амбициозного архитектурного проекта. Сталин решил застроить небоскребами всю Москву. Ему хотелось, чтобы город-герой по числу небоскребов мог бы соперничать с Нью-Йорком, — рассказывает москвовед Александр Васькин.

Однако масштабные планы так и не были реализованы. Все семь высоток, которые сегодня украшают столицу, выполнены в едином архитектурном стиле — сталинском ампире — и напоминают по форме кремлевские башни. А самая характерная черта — взмывающий в небо длинный шпиль, на конце которого сияет пятиконечная звезда.

— Зодчие, которые разрабатывали проекты высоток, предлагали оригинальные идеи и хотели, чтобы каждая из высоток обладала индивидуальными чертами. Но перед строительством прошел градостроительный совет во главе с Дмитрием Чечулиным, на то время главным архитектором Москвы. Он раскритиковал проекты коллег и поручил следовать замыслам Сталина, — включается в рассказ историк архитектуры, автор архитектурных проектов Денис Ромодин.

Кстати, места для строительства выбирали неслучайно. Высотки должны лаконично вписываться в контуры города и в то же время выделяться на фоне других зданий. Поэтому, например, главный корпус Московского государственного университета имени Ломоносова стоит не где-нибудь, а на Воробьевых горах, царственно возвышаясь над Москвой-рекой и стадионом «Лужники». То же можно сказать и об остальных шести высотках.

Был, кстати, проект и девятой высотки. В столице планировалось построить пятисотметровый Дворец Советов со статуей Ленина под облаками, который станет притягивающей «доминантой» города.

— Сегодня никакого Дворца Советов нет, а высотки строятся не в едином стиле, как тогда, а в различном исполнении. Ничего в этом плохого нет, ведь Москва всегда была городом эклектичным, в котором смешивались разные стили архитектуры, — считает Александр Васькин.

По его мнению, одной из ключевых высоток является гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте. Ее строительство продолжалось в течение десяти лет. Основной сложностью была подтопляемая местность, на которой строили гостиницу.

— Чтобы заложить фундамент, специалистам пришлось выравнивать на этом месте грунт, поэтому возведение «Украины» завершилось только в 1957 году, — отмечает Ромодин.

1957 год. Гостиница «Украина» только появилась на территории района Дорогомилово. В середине XX века здесь было много деревянных домов, а не высоток / PASTVU.COM

1957 год. Гостиница «Украина» только появилась на территории района Дорогомилово. В середине XX века здесь было много деревянных домов, а не высоток

ФОТО: PASTVU.COM

В Советском Союзе гостиницу передали в ведение известной туристической компании для того, чтобы разместить там автобусные группы туристов. Ведь «Украина» была больше и вместительнее, чем многие отели в центре города. Шло время — менялись тенденции. С началом хрущевской оттепели в СССР пришел интернационализм. Идея о солидарности народов коснулась не только политики. Архитектура тоже стала другой.

— Если внимательно посмотрите на современные высотки, то поймете, что они похожи по стилю. Многоэтажные здания из стекла и стали можно встретить в любом мегаполисе — будь то Москва, Лондон, Нью-Йорк, Дубай, — продолжает Денис Ромодин.

С приходом интернационализма новые высотки утратили национальную самобытность, считает он.

— Сегодня наши зодчие ориентируются на лучшие мировые образцы в строительстве высотных зданий. К примеру, «Москва-сити» — чем не деловой район Лондона или Парижа? Другой вопрос, что нынешний функциональный стиль делает небоскребы неотличимыми друг от друга.

А сталинские высотки ни с чем не спутаешь, — добавляет Александр Васькин.

Яркий пример интернационализма, веяниям которого архитекторы следуют и сейчас, — «дома-книжки» на Новом Арбате. Эти здания стали первыми в столице, которые построили в новом стиле.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что интернационализм в отечественном зодчестве — не порок. Хотя современные небоскребы не назовешь основными достопримечательностями столицы, они удачно вписываются в облик города.

— Как бы там ни было, но и сталинские высотки, и современные небоскребы создают неповторимый облик нашей столицы, в которой находится место всему: и памятникам прошлого, и достижениям современной архитектуры. И в этом уникальность Москвы, — заключает москвовед.

Читайте также: Фотоархив: Провиантские склады рассказывают об истории мегаполиса

Новости СМИ2

Алена Прокина

У столицы нет плохой погоды

Ирина Алкснис

Как Москва стала центром притяжения для туристов

Руслан Карманов

Зачем «Зениту» Кокорин

Виктория Федотова

Чиновницу собрались уволить за исполнение мечты всех женщин?

Игорь Воеводин

Горбачев и демократия. У них не сложилось

Анатолий Сидоров 

«Мозги утекают»? Что за глупости

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Ложь и оправдание