ср 16 октября 08:35
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Кирилл Ильичев: Субсидии могут стимулировать предпринимателей начать экспортировать

Кирилл Ильичев: Субсидии могут стимулировать предпринимателей начать экспортировать

Глава Московского экспортного центра Кирилл Ильичев

Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»

Ближайшее заседание конкурсной комиссии по предоставлению субсидий столичным бизнесменам запланировано на конец сентября. О том, на какие новые меры поддержки могут рассчитывать предприниматели, в интервью «ВМ» рассказал глава Московского экспортного центра Кирилл Ильичев.

— Кирилл Сергеевич, совсем недавно были внесены изменения в законодательство, регламентирующие предоставление субсидий компаниям-экспортерам из бюджета города. Насколько значимы для столичных предпринимателей эти субсидии и на какие расходы они предоставляются?

— Вопрос предоставления субсидий экспортирующим компаниям крайне важен. Внешнеэкономическая деятельность требует значительных и разнообразных расходов. Московский экспортный центр (МЭЦ), подведомственный Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы, помогает столичным компаниям в получении финансовых и нефинансовых мер поддержки и продвижения их продукции на зарубежные рынки. Как раз к финансовым мерам поддержки и относится получение субсидий из московского бюджета. Они могут возместить до 100 процентов фактических затрат московских производителей на сертификацию экспортной продукции и систем менеджмента, на получение патентов и свидетельств на товарные знаки, а также на транспортировку товаров за пределы России. Субсидии также могут стимулировать предпринимателей начать экспортировать или необходимым образом сертифицировать уже произведенный товар для выхода на зарубежные рынки. 

— Какие из названных вами субсидий пользуются наибольшей популярностью и что изменят июльские поправки к законодательству?

— Делать выводы о популярности субсидий еще достаточно рано — сбор заявок на их получение начался лишь 25 июля этого года и продлится до 15 ноября. Но пока наибольшим интересом пользуются субсидии на логистические расходы и сертификацию продукции на предмет соответствия требованиям целевого зарубежного рынка. 

Принятые изменения в законодательстве, прежде всего, облегчают процедуру получения субсидий. Сокращен пакет документов, необходимых для подачи заявки. Например, отменены требования о легализации документов — ранее эта процедура затягивала процесс подготовки к подаче заявки и требовала дополнительных затрат. 

Еще одним препятствием для получения субсидий было требование о полном отсутствии на день подачи заявки просроченной более чем на 30 календарных дней задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей. В действительности предприятия зачастую имеют такую задолженность чисто по техническим причинам или в связи с частными особенностями взаимодействия с фискальной системой. В соответствии с новой редакцией законодательства предпринимателям теперь можно иметь подобную задолженность, не превышающую 100 тысяч рублей. 

Кроме того, при получении субсидии компания-заявитель и фактический производитель продукции теперь могут быть аффилированными лицами, что тоже может увеличить число претендентов на получение субсидий. 

— О каких суммах субсидиарной поддержки экспортеров идет речь и чем они обусловлены?

— Субсидии на сертификацию экспортной продукции и систем менеджмента, а также на получение патентов и свидетельств не должны превышать 50 процентов выручки от реализации товаров по договорам, в целях которых произведены затраты. Субсидии на транспортировку товаров за пределы России предоставляются в объеме не более 20 процентов от стоимости партии товара. Если говорить в денежном выражении, то субсидии на сертификацию экспортной продукции, на получение патентов и свидетельств и на логистические затраты предоставляются в объеме не более 3 миллионов рублей, а субсидии на сертификацию систем менеджмента — не более 500 тысяч рублей. Эти суммы были рассчитаны исходя из объема совокупной нагрузки на городской бюджет, а также отвечают двум критериям: с одной стороны, они оказывают ощутимую поддержку экспортерам, а с другой — позволяют максимизировать число конечных получателей финансовой поддержки правительства Москвы. В целом можно отметить, что основной целевой аудиторией для субсидий на поддержку экспортной деятельности являются малые и средние предприниматели.

— Какие требования предъявляются к будущим получателям субсидий и как Московский экспортный центр помогает в их получении?

— Ключевые требования одинаковы для всех четырех видов субсидий. Субсидии на транспортировку товаров за пределы России нацелены на уже действующих экспортеров, а все остальные — еще и на потенциальных. Компании должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее чем за шесть месяцев до подачи заявки на субсидию и быть московским налогоплательщиком. О требованиях к отсутствию задолженности по налогам и иным обязательным платежам, превышающей 100 тысяч рублей, я уже говорил. Также в отношении претендента на получение субсидии не должны быть начаты процедуры реорганизации, ликвидации или банкротства. Производство продукции должно располагаться в Москве. Компания не должна быть иностранной, а доля участия иностранных юридических лиц в уставном капитале компании-соискателя не должна превышать 50 процентов. И, разумеется, компания должна относиться к сфере несырьевого неэнергетического экспорта. 

Более подробно узнать о существующих требованиях, правильно оформить необходимые документы и заполнить заявку на получение субсидий компаниям помогут консультанты Московского экспортного центра. Для этого у нас работает горячая линия, номер которой можно узнать на сайте МЭЦ. Там же доступна форма обратного звонка — оставьте свой номер, и специалисты МЭЦ свяжутся с вами в кратчайшие сроки и ответят на ваши вопросы. Поданные заявки проходят правовую и финансовую экспертизу, рассматриваются специальной конкурсной комиссией, и в случае положительного решения подписывается договор на получение субсидии. Ближайшее заседание конкурсной комиссии запланировано на конец сентября. 

«ВМ» сделала подборку компаний, которым предоставлены первые субсидии.

1. «КРОКУС Нано электроника» — единственное в России предприятие, которое производит интегральные схемы памяти на пластинах 300 миллиметров. Это будущее мировой электроники. Но уже сегодня продукция московской компании «КРОКУС Нано электроника» делает чипы памяти максимально защищенными, энергонезависимыми, с низким энергопотреблением. Они используются в медицине, электронике, ретейле, логистике и банковской сфере. Компания работает на рынке недавно. Она была создана в 2011 году, а в 2017-м уже заработало собственное производство. На предприятии все как в операционной. Чистота, стерильность, липкий пол перед входом и строгий допуск. Там, где речь идет о наночастицах, недопустимы даже мельчайшие частицы пыли. Она — злейший враг микрочипов. Поэтому все, кто работают в «чистой комнате», — в специальной униформе. В 2017 году компания начала свои первые зарубежные поставки. Сегодня уже 95 процентов продукции экспортируется. Микрочипы «КРОКУС Нано электроника» заказывают такие страны, как США, Китай, Германия и Франция. Логистические затраты — одни из самых ощутимых. Предприятие впервые решило воспользоваться субсидией Московского экспортного центра на логистику. 

2. Инновационное научно-производственное предприятие «ОМЕГА» было создано в 2009 году и входит в группу компаний «Транснефть». Разработки и технологии ООО «ОМЕГА» используются в топливно-энергетическом комплексе. Предприятие лидирует в России по инновационным разработкам и успешно конкурирует с зарубежными аналогами. В 2010 году оно было представлено на российской экспозиции на выставке «Экспо-2010 Шанхай» в числе лучших инновационных компаний. В основе программных продуктов и средств метрологического контроля, которые производит «ОМЕГА», — искусственная нейронная сеть. Датчиками этой компании оснащены более 6 тысяч километров трубопроводов в России и за рубежом. Они контролируют измерение температуры и виброакустические изменения местности в режиме реального времени. Для установки датчиков предприятие не нарушает целостность трубопровода. Технологии компании используются не только в России, но и в Узбекистане. В 2018 году она установила в этой стране систему мониторинга конденсата трубопровода. В ближайшее время «ОМЕГА» собирается активнее осваивать постсоветское пространство, выходить в страны Ближнего Востока и Европу. Учитывая географию экспорта, компания тратит на транспортировку и доставку товаров 10 процентов накладных расходов. Поэтому ООО «ОМЕГА» решило воспользоваться новым финансовым инструментом МЭЦ — субсидией на покрытие расходов компании на логистику. 

3. «Авеста-Проект» — научно-производственная компания, которая создает инновационные лазеры для сверхбыстрой спектроскопии и микрообработки материалов. Сегодня она занимает лидирующие позиции по производству фемтосекундных лазерных систем. Разработки «Авеста-Проект» по качеству не уступают зарубежным аналогам, но имеют преимущество в эксплуатации. Лазерными источниками предприятия оснащены 80 процентов научно-исследовательских институтов, среди них МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана. Постоянный клиент компании — госкорпорация «Росатом». Инновационные лазеры «Авеста-Проект» применяются в офтальмологии. С помощью них делают оборудование для глазных операций. Вот уже более 25 лет предприятие поставляет продукцию на российский и международный рынок. Первый экспортный контракт был в середине 90-х годов в Японию. Сегодня «Авеста-Проект» имеет более 2500 клиентов в 30 странах мира. Самые крупные заказчики — Китай, Германия и Южная Корея. Экспорт предприятия составляет 30 процентов от всех продаж. В ближайшее время компания будет наращивать зарубежные поставки. Учитывая географию экспорта, «Авеста-Проект» тратит на транспортировку и доставку товаров 10 процентов накладных расходов. Поэтому предприятие подало документы в Московский экспортный центр на получение субсидии на покрытие логистических расходов.

4. ООО «ЭКССПОРТ» делает шарики для пейнтбола с 2010 года. Московский производитель продает свою продукцию одним и тем же партнерам 52 уикенда в году. За это время предприятие завоевало лидирующие позиции на мировом рынке: стало лучшим в России и одним из лучших в мире. В России компания занимает 75 процентов рынка. Экспорт предприятия — все континенты мира. Шары московского производителя закупают Малайзия, Южная Америка, Европа, Латинская Америка, ЮАР, Южная Корея и Китай. «ЭКССПОРТ» ежегодно проводит Кубок PROSHAR. Это 70 этапов в городах-миллионниках. Игры идут практически каждую неделю. Компания является постоянным спонсором чемпионата Европы по пейнтболу. В 2019 году более 80 процентов команд на тренировках и на соревнованиях стреляли шарами этого производителя. А в 2020 году компания примет участие в 27 мероприятиях. Недавно предприятие закупило новое оборудование для производства шаров премиум-качества. Кредит для обновления производственных линий помог получить Фонд содействия кредитования малого бизнеса города Москвы. Он выступил поручителем перед банком. Сейчас компания подала документы на получение субсидии для покрытия логистических затрат.

Читайте также: Москва улучшила позиции в рейтинге ведущих финансовых центров мира

Новости СМИ2

Виктория Федотова

Контроль не спасет детей от беды

Анна Кудрявцева, диетолог

Чем меньше добавок, тем лучше

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше