Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Международная выставка МЧС прошла в Германии

Город
Старший инженер отдела по исследованию пожаров и судебных экспертиз Марина Шашкова демонстрирует способ определения типа горючей смеси
Старший инженер отдела по исследованию пожаров и судебных экспертиз Марина Шашкова демонстрирует способ определения типа горючей смеси / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Летом столичные пожарные обменяются опытом с коллегами из других стран на международной выставке Interschutz 2020 в Германии. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснил, как эксперты противопожарной службы могут помочь дознавателям установить причины пожара.

Расположенный на юге столицы судебно-экспертный центр Федеральной противопожарной службы по городу Москве внешне похож на пожарную часть — перед зданием стоят автомобили с характерной раскраской МЧС, а в гараже за высокими воротами — служебная техника.

Но внутри совсем иной мир, где специалисты отдела по исследованию пожаров и пожарных экспертиз и испытательной пожарной лаборатории ежедневно проводят тесты, чтобы установить истинные причины возгораний. Более того, здесь есть собственный музей.

— Вот, например, реальное исследование времен 90-х: человек купил телевизор, и тот сгорел. Возник вопрос о возмещении его стоимости покупателю. Но сначала нужно было понять, кто виновен: компания-производитель или он сам. Изготовитель предоставил аналогичный экземпляр для проведения эксперимента. Наши сотрудники воссоздали обстановку, в которой находился телевизор, и выяснили, что с ним могло произойти, — рассказал начальник судебно-экспертного центра полковник Юрий Хондожко.

В здешнем музее собраны необычные экспонаты: сгоревшие водяные кулеры, отопительные элементы, разгерметизировавшиеся газовые баллоны, фрагмент стены ангара с электрощитом и даже электросамокат со сгоревшей батареей.

Юрий Хондожко отметил, что в Москве аварийные режимы работы аккумуляторов в таком транспорте за последние полтора года не раз становились причинами пожаров.

После небольшой экскурсии по музею мы отправились в сердце центра — лабораторию, где и проводятся экспертизы. По их результатам опытный специалист может сделать вывод, какая жидкость горела, что было в ее составе, стало ли причиной повреждения проводки короткое замыкание или другое воздействие.

Всем этим занимаются химическая, металлографическая и физическая лаборатории, оборудованные высокотехнологичными приборами.

Впервые попав в химическую лабораторию, сразу же вспоминаешь эпизоды фильмов, связанных с экспериментами. Повсюду: на столе, полках, в шкафах и ящиках — стоят искрящиеся чистотой колбы, мензурки и другие емкости.

Как сообщила «ВМ» старший инженер центра майор Марина Шашкова, чаще всего причинами пожара становятся аварийные режимы работы электросетей и поджоги.

— Мы исследуем предметы, изъятые с места возгорания. Определяем наличие в них веществ, вызывающих горение: бензина, керосина, дизельного топлива и других. Это может быть любой объект, на котором сохранилась жидкость: колбы, тара, самодельный фитиль, фрагмент линолеума или мебели — все что угодно. Если какой-то пред мет нельзя извлечь и доставить в лабораторию, дознаватель может сделать с него смыв с помощью растворителя и стерильных ватных тампонов или же срез, — уточнила она.

Сгоревший фен из экспозиции музея СЭЦ ФПС, однажды ставший причиной пожара Сгоревший фен из экспозиции музея СЭЦ ФПС, однажды ставший причиной пожара / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Марина Шашкова продемонстрировала ватную палочку в пластиковой упаковке и пояснила, что все предоставляемые на химическую экспертизу элементы должны быть герметично запечатаны, чтобы не испарились летучие элементы.

Шашкова добавила, что обоняние профессионала может уловить характерный запах определенных горючих жидкостей даже в тех случаях, когда его не фиксирует специальный прибор — течеискатель.

По ее словам, некоторые «грубые» методы исследований специалисты могут применить на месте пожара. Однако для более точных и детальных анализов все же применяются массивные приборы, которые устанавливают состав обнаруженных на предметах горючих жидкостей.

А вот металлографическая лаборатория специализируется на определении причин тепловых повреждений электропроводки. При помощи специального оборудования обгоревший провод обрабатывается до такой степени, что под микроскопом специалист определяет, вызвана ли деформация конструкции коротким замыканием или перегрузкой либо провод видоизменился под воздействием внешнего источника тепла. В физической лаборатории, которой руководит майор Марат Мирзоев, специалисты могут провести исследования разных материалов по другим показателям: токсичность, дымообразование, распространение пламени, воспламеняемость и определение группы горючести.

Все это позволяет установить класс пожарной опасности строительных и других элементов.

ИСТОРИЯ

Первые учреждения пожарной экспертизы были основаны в Москве, Самаре и Горьком (Нижний Новгород) в 1946 году. С 1969 по 1979 год материальная база таких организаций стала гораздо серьезнее, а в штате столичного отделения работали всего 18 человек. В 1980 году в испытательной пожарной лаборатории города трудились уже 28 специалистов. Сегодня их немногим больше — 32. Сотрудники центра выезжают на места пожаров 200–230 раз в году, проводят не менее 195 экспертиз и выносят порядка 1000 заключений.

Читайте также: Главное управление МЧС по городу Москве подвело итоги 2019 года

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.