Центральному дому работников искусств исполнилось 90 лет
Во вторник, 25 февраля, легендарному Центральному дому работников искусств исполнилось 90 лет.
Дом на Пушечной, 9, — старый московский особнячок, не особо приметный, не шибко пропиаренный. Сотни людей каждый день проходят мимо него, ведать не ведая, что это Дом-легенда, отмеченный почти вековой историей нашей культуры. Здесь находится ЦДРИ — Центральный дом работников искусств. В его стенах зарождался будущий МХАТ, здесь впервые читал свою поэму «Во весь голос!» Владимир Маяковский... И, кажется, до сих пор витает под его сводами дух великих мастеров — Константина Станиславского, Максима Горького, Василия Качалова, Рубена Симонова, Леонида Утесова, Лидии Руслановой и многих, многих других.
— «Крестным отцом» Дома можно считать наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, — рассказывает Энгелиса Погорелова, директор и художественный руководитель ЦДРИ. — Ему принадлежит идея объединить деятелей всех видов и жанров искусства под одной крышей. Эта идея оказалась продуктивной и по сей день. Раньше всякий представитель богемы был сам по себе, жил обособленно. ЦДРИ дал возможность собираться и творить мастерам самых разных культурных направлений.
Вместе собрались те, чья творческая деятельность даже не пересекалась, — певцы и художники, артисты и скульпторы, писатели, актеры эстрады и цирка. Это был первый и до сих пор единственный в России многогранный творческий союз…
Авторитет Центрального дома работников искусств вскоре поднялся на международный уровень. Посетить его почитали за честь выдающиеся зарубежные деятели искусств — Ван Клиберн, Ив Монтан, Симона Синьоре, Марсель Марсо, Анна Герман. Гостями Дома были Бертольд Брехт, Елена Вейгель, Луи Арагон и Эльза Триоле. За свою международную деятельность ЦДРИ удостоился ордена Дружбы народов.
— Наш Дом давно стал огромной творческой площадкой, — говорит Энгелиса Георгиевна. — Здесь проходят показы новых спектаклей, концертных программ, кинофильмов. В этих стенах обсуждаются актуальные проблемы современного искусства, идет творческий поиск, ставят эксперименты. Для многих нынешних мастеров культуры Дом послужил первой ступенькой к высокому сценическому искусству.
В ЦДРИ всегда радушно принимали тех, кто оказывался в немилости у власти. В трудные для себя годы получили поддержку кинорежиссеры Андрей Тарковский, Ролан Быков, Вадим Абдрашитов, Алексей Герман, Александр Сакуров, когда их фильмы — «Зеркало», «Чучело», «Остановился поезд», «Парад планет» и «Мой друг Иван Лапшин» — не выпускали на экран. В Доме прошел и первый просмотр фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». В ЦДРИ состоялась первая выставка молодого и еще не очень признанного Ильи Глазунова.
— Это — теплый и добрый Дом, — говорит Валерий Сапонов, московский живописец, член Международного художественного фонда. — В свое время он широко распахнул передо мной, начинающим художником, свои гостеприимные двери, помог с выставкой картин, устроил массовое, благожелательное обсуждение работ и, как всегда принято в этом коллективе, щедро одарил душевным теплом и застольем. Все потому, что здесь служат искусству беззаветно преданные люди. История Дома — это и их биография.
По его словам, настоящей легендой стала и Энгелиса Погорелова. Ее стаж работы в ЦДРИ — 50 лет! Во многом благодаря ей и сплоченности коллектива, которым она руководит, удается сохранить все традиции ЦДРИ и, прежде всего, его демократический характер.
Двери Дома всегда открыты как для простых москвичей, так и для представителей творческих профессий. Заходите — убедитесь сами. Здесь работают секции, кружки, клубы, проходят выставки, конкурсы, международные фестивали. Выступают мэтры сцены и совсем молодые артисты, известные певцы и те, кто только постигает азы мастерства. Картины начинающих художников иногда могут дать фору работам профессионалов.
Сюда сегодня можно прийти с детьми — выходные чаще всего для них изобилуют разнообразием кружков по интересам. Мероприятия в ЦДРИ либо бесплатные, либо посетители платят за них мизерную цену. Никто в коллективе не старается нажиться на героях и их поклонниках. Поэтому интерьеры Дома скромные, но при этом очень уютные и теплые. Давний, но верный лозунг о том, что «Искусство должно принадлежать народу» здесь не декларируется, а воплощается в жизнь.
СПРАВКА «ВМ»
В годы войны ЦДРИ ни на один день не прекращал работу. Первая концертная бригада выехала на фронт уже 8 августа 1941-го. Всего их было 33, и они дали более 17 тысяч концертов. На личные деньги Сергея Михалкова, Самуила Маршака и художников группы «Кукрыниксы» построен танк «Беспощадный», а на средства Владимира Яхонтова — танк «Владимир Маяковский».
Читайте также: Власти помогут небольшим районным театрам