Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Деньги счет любят! Жители столицы пересматривают приоритеты семейных бюджетов

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Город
Деньги счет любят! Жители столицы пересматривают приоритеты семейных бюджетов
Москвичка Диана Воронкова выбирает новое платье в одном из столичных магазинов / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

В понедельник, 8 июня, крупный исследовательский центр опубликовал данные, согласно которым посещаемость торговых центров в Москве после возобновления работы оказалась на 50–60 процентов ниже, чем в докризисный период. Эксперты полагают, что в ближайшее время полного восстановления объема продаж ожидать не стоит.

Горожанам нужно время, чтобы оценить свои финансовые возможности и решить, на что в первую очередь тратить деньги, а на чем стоит начать экономить.

О том, что экономические последствия могут оказаться страшнее, чем пандемия, сегодня говорят многие эксперты, обсуждающие, как решить финансовые проблемы на государственном уровне. Думают об этом сегодня и в каждой семье, пытаясь понять, на чем стоит экономить уже сейчас и от каких трат придется отказаться после окончания режима самоизоляции.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), о заметном падении своих доходов сегодня заявляют 19 процентов россиян. В Москве и Санкт-Петербурге эта цифра выше — 29 процентов. При этом москвичам удалось сэкономить больше, чем жителям других регионов страны. По мнению экспертов, это в первую очередь связано с ограничениями в сфере развлечений и мерами дополнительной социальной поддержки горожан.

Подушка безопасности

В конце марта проведенное исследование специалистами научно-технического центра «Перспектива» показало, что больше чем у половины россиян нет накоплений и они не имеют возможности отложить средства на черный день. Коронавирус внес свои коррективы, сегодня многие начинают задумываться о необходимости так называемой финансовой подушки безопасности. По результатам опроса, проведенного недавно одним из крупнейших российских банков, 41 процент респондентов заявили, что «нормальная, достойная жизнь» невозможна без наличия сбережений в семье. Для преодоления финансовых трудностей жители городов с населением более 500 тысяч человек в среднем хотели бы иметь «в заначке» 350 тысяч рублей.

— У нас в стране пока не очень принято откладывать средства на непредвиденные расходы, — считает экономист Андрей Никольский. — На определенные нужды — ипотеку, отпуск, покупку машины, образование, — копили, а «на всякий пожарный» — нет. Думаю, пандемия такой подход к домашней экономике подкорректирует. Страх потерять работу, беспокойство о своем здоровье и самочувствии близких — все это заставит людей хоть понемногу откладывать средства.

Самую большую сумму финансовой подушки безопасности назвали жители Санкт- Петербурга — 581,9 тысячи рублей. Москвичи оказались скромнее, им, чтобы семья чувствовала себя комфортно в период финансовых катаклизмов, нужно 521,5 тысячи рублей.

— Москва и Питер лидируют в рейтинге регионов по качеству жизни и, конечно, конкурируют между собой, — комментирует Андрей Никольский. — Но жители столицы чувствуют себя увереннее. Сравните: по стране минимальный размер оплаты труда составляет 12 130 рублей, в Петербурге в конце прошлого года его подняли до 19 тысяч. Но чуть-чуть не дотянули до московского уровня: в столице минимальной зарплатой считается 20 195 рублей. Сумма, определенная в качестве прожиточного минимума для пенсионеров на первый квартал 2020 года, в Москве составляет 12 578 рублей, а в Питере 9514 рублей. А число свободных вакансий в столице вдвое больше. Разница небольшая, но в рамках мер по борьбе с коронавирусом в Москве пособие по безработице увеличили до 19,5 тысячи рублей в месяц, а в Санкт-Петербурге оно составляет 12 130 рублей.

Москва лидирует и по другим параметрам социальной защиты жителей. Социальные расходы в мегаполисе составляют более половины всех расходов городского бюджета. В связи с распространением коронавируса и вводимыми из-за этого ограничениями были предусмотрены и дополнительные меры поддержки для населения. Это, по оценке экспертов, тоже можно расценивать в качестве вклада в финансовую подушку безопасности. Но экономить все-таки придется, уточняют специалисты. Город может поддержать в трудный период, трудоустроить, помочь. Но главную работу над корректировкой личных финансовых средств каждой семье придется выполнять самостоятельно.

Дефицит излишеств

В самом начале самоизоляции эксперты подсчитали, что такой режим позволит россиянам сэкономить в среднем 29,2 процента личного бюджета, а в некоторых регионах — до 46 процентов. В столице средняя сумма экономии составила 17,8 тысячи рублей (45,1 процента), что, кстати, больше, чем практически во всех регионах страны. В целом прогнозы оправдались: сэкономить удалось прежде всего из-за исключения расходов на дорогу, питание и досуг вне дома.

По данным исследования одного из крупных рекрутинговых агентств, 44 процента граждан во время карантина отмечали снижение расходов на покупку одежды и обуви. Бюджет на транспорт снизился у 39 процентов. А вот на продукты питания, напротив, тратить стали больше: 38 процентов говорят о росте этих расходов в условиях пандемии. При этом больше стало тех, кто увеличил затраты на самообразование, а на покупках гаджетов, спортинвентаря, товаров для ремонта, хобби и дачного инвентаря россияне предпочли сэкономить.

— Избыточные закупки еды и импульсивный шопинг от скуки во многих семьях мог нивелировать эффект экономии по другим статьям расходов, — говорит экономист Андрей Никольский. — Но в этом случае бюджет вряд ли сильно пострадал: просто средства из одной статьи расходов перешли в другую.

В интервью одному из интернет-изданий директор Института социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец отметил, что в стране не наблюдается критическое падение уровня жизни.

По его словам, в апреле эту проблему остро ощутили около 2 процентов российских домохозяйств. «Об уровне платежеспособности населения сигнализирует также готовность приобретать дорогие товары, — отметил эксперт. — Наши апрельские наблюдения говорят, что пока произошел серьезный провал только на одном направлении — автомобильном. По сравнению с 2019 годом количество людей, планирующих приобрести новую машину, упало на 39 процентов. Но мы не заметили спада спроса на бытовую технику — холодильники, пылесосы, посудомоечные машины, что обязательно случилось бы, если бы подавляющее количество семей уже ощутили нехватку денег».

Москва идет своим путем. Весной, по данным лаборатории по анализу и обработке больших данных одного из ведущих банков страны, в столице резко возрос спрос на бытовую технику. Чаще всего москвичи покупали стиральные машины, повышенным спросом пользовались, по понятным причинам, ноутбуки, телевизоры и смартфоны. Средний чек этих покупок превысил 13 тысяч рублей, что на 60 про центов выше по сравнению с прошлым годом. А траты на электронные книги и фильмы, мобильные приложения и игры, видеоуроки выросли на 20,9 процента.

Между тем, как и предполагали эксперты, существенную экономию московские семьи получили прежде всего из-за дефицита развлечений. Самоизоляция исключила из статей расходов путешествия, посещение музеев, кинотеатров и ресторанов, «за бортом» оказались и массовые походы в торгово-развлекательные центры. А ведь еще год назад маркетологи утверждали, что для 65 процентов посетителей торговых центров главный повод визита — возможность интересно провести время. Большинство молодых жителей Москвы отмечали, что для них — это лучшее времяпровождение.

Что греха таить, москвичи любят развлекаться. И выбор удовольствий в городе огромный. Согласно опросу ВЦИОМа, проведенного до пандемии, 32 процента москвичей тратили на развлечения до 20 процентов своего заработка.

— Все так, — комментирует кандидат социологических наук Алексей Егоров. — Но пока привычные для многих походы всей семьей по торговым центрам с их разнообразием развлечений были невозможны, на них и экономили. А сейчас, когда магазины открылись, вырисовывается очень интересная картина. Думаю, нынешняя ситуация все-таки заставит многих пересмотреть приоритеты своих расходов.

В понедельник, 8 июня, стало известно, что посещаемость торговых центров в Москве после возобновления работы оказалась на 50–60 процентов ниже, чем в докризисный период. Жители столицы, как и в начале пандемии, в первую очередь предпочитают тратиться на продукты питания. Недавно на одном из городских чатов наткнулась на сообщение жителя района Выхино-Жулебино.

Некий Антон И. в разделе «Нужна помощь» пишет: «Соседи! Где покупаете красную икру? Столкнулся с проблемой. Во время карантина на каких сайтах можно купить хорошую красную икру?» В ответах на этот пост — больше двухсот сообщений, содержащих советы и конкретные адреса магазинов. Горожане в курсе.

Простая арифметика

На фоне постепенного ослабления ограничений, связанных с пандемией, россияне стали чаще покупать одежду для работы. Объемы реализации блузок через интернет вырос на 88 процентов, юбок и рубашек — на 83 и 85 процентов, мужских костюмов — на 50 процентов, отдельно пиджаков — на 64 процентов и брюк — на 32 процента. По мнению экспертов, эта тенденция прежде всего связана с необходимостью обновить гардероб и психологически подготовиться к возвращению обычного ритма жизни.

— Психологически вернуться в рабочий график после длительного перерыва сложно, — говорит психолог Людмила Федотова. — Для адаптации нужно не только восстановить режим дня, но и подготовить себя эмоционально. Покупка одежды именно для работы — отличный вариант для того, чтобы настроить себя на восстановление традиционного образа жизни. Жителям мегаполиса, помимо прочего, придется вновь привыкать к длительным расстояниям в толпе пассажиров. Это тоже будет весьма непросто. Поэтому, вероятнее всего, первое время горожане будут стараться выезжать только по делам, например на работу. А вот в торговые центры многие и дальше пока спешить не будут. Тревожность и боязнь подхватить вирус сохранится еще примерно на полгода.

А социологи одной из ведущих консалтинговых компаний выяснили, что в ближайшие полгода москвичи планируют меньше тратить на излишества типа украшений, сумок и модных аксессуаров. Сократится спрос и на товары длительного пользования.

Опыт, приобретенный во время самоизоляции, тоже приносит свои плоды и корректирует взгляд на жизнь и потребительский спрос. Горожане признают: многие расходы, обычно безоговорочно включенные в статью семейных бюджетов, в принципе не нужны.

— До карантина водила своего трехлетнего сына на платные занятия по раннему развитию, — рассказывает москвичка Елена Савина. — А дома освоила эту методику по онлайнурокам самостоятельно. Время на занятия дома, понятно, уходит меньше, не надо тратиться на дорогу. Да и сами занятия были, прямо скажем, не дешевые. Так что тут мы точно сэкономим и время, и деньги.

Кстати, преимущественно мужчины готовы отказаться от похода в спортзалы. «Прекрасно прокачался гантельками дома», — пишет в одном из чатов Олег Могилевский. «А я бегаю во дворе, а не в душном зале, — отвечает ему пользователь Сергей Т. — Экономия налицо!»

Повальное увлечение кулинарией, замеченное многими экспертами во время самоизоляции, тоже сыграло свою роль. Женщины вошли, что называется, во вкус, продолжают делиться рецептами изысканных блюд и, похоже, не собираются расставаться с новым увлечением.

— Я раскопала кулинарную книгу своей бабушки на антресолях, — рассказывает москвичка Светлана Карташова. — Никакой интернет даже не нужен, хотя и там много полезного. Мужчины мои, муж и два сына, лопали так, что за ушами трещало. А теперь говорят, что теперь с меня не слезут, будут требовать домашние котлетки, а не покупные колбаски. И экономия, конечно! А мне приятно готовить для них самой. Не знаю, как буду успевать, когда на работу выйду. Но, честно говоря, если не посмотреть пару-тройку серий сериала, которые уже порядком надоели, время на готовку точно найдется. Изменится ли потребительский рынок в мегаполисе после пандемии, вероятно, покажет время. А пока эксперты могут делать только предварительные прогнозы.

— Возвращаясь к разговору о подушке финансовой безопасности, главный враг накоплений — мелкие, но при этом постоянные траты, — комментирует экономист Андрей Никольский. — Элементарный подсчет это легко докажет. Простой пример: если вы привыкли по дороге на работу купить чашечку кофе за 100 рублей, то в неделю вы потратите 500 рублей. А в год на это из бюджета уйдет больше 20 тысяч. Прибавьте к этому еще, например, два раза в неделю обед в фаст-фуде за 300 рублей на человека. Еще не меньше 20 тысяч в год с носа. И вот вы уже практически накопили на путевку к морю. Такая простая арифметика, думаю, многим придет на ум просто потому, что экономическая стабильность вряд ли вернется в ближайшее время. Не факт, что придется потуже затягивать пояса, но осторожничать с лишними тратами горожане, скорее всего, все-таки будут.

Деньги, как известно, счет любят. Но пандемия в очередной раз напомнила, что счастье-то совсем не в них. А в хорошем самочувствии, здоровье близких, например.

— Из любой даже очень неприятной и сложной ситуации нужно уметь выносить какие-то уроки, — говорит психолог Людмила Федотова. — Может, действительно стоит отказаться от каких-то привычек? В правилах потребления, например. Ну не купили вы новую кофточку к летнему сезону… Негде было. Обошлись же, раскопав в гардеробе то, которое приобрели пару лет назад, да так и не успели надеть. Признайтесь, так ведь тоже бывает. И готовить самой для любимых оказалось не проклятием, а удовольствием. Получается, за ощущением счастья совсем не обязательно бежать в магазин. Надеюсь, многие это, наконец-то, поймут.

КСТАТИ

Доказано: женщины чаще покупают товары в магазинах по более низким ценам. А мужчины предпочитают делать покупки в традиционных универмагах, которые берут полную цену, но предлагают более широкий выбор. Однако женщины чаще мужчин склонны делать покупки, находясь под воздействием эмоций.

СОЦИОЛОГИЯ

Согласно последним данным ВЦИОМа, большинство россиян планируют провести летний отдых дома (61 процент) или на даче (31 процент). Основная причина остаться дома — нехватка финансов. Будут отдыхать только в выходные этим летом 19 процентов россиян.

Читайте также: Безработица в России: мы не того боимся

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.