Московский трамвай отмечает юбилей: как развивался электротраснпорт в столице
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСА3 сентября 1880 года можно назвать датой зарождения электротранспорта в России. В этот день русский ученый-изобретатель Федор Пироцкий представил широкой публике первый трамвай на электрической тяге. С тех пор прошло 140 лет, и сейчас общественный электротранспорт активно используют во всем мире, ведь он не только один из наиболее быстрых и комфортных, но и самый экологичный. Сегодня мы расскажем, как развивается электротранспорт в Москве и скоро ли на городские маршруты выйдут беспилотники.
Первый электротрамвай был похож на вагон конки, который тоже передвигался по рельсам, вот только тянула его пара лошадей. Для движения нового вида транспорта использовалась электрическая тяга. Тестирование трамвая прошло успешно, но до открытия регулярного движения было еще далеко.
Вместо конки
В Москве первая линия электрического трамвая открылась 6 апреля 1899 года. Она проходила от Бутырской заставы (в районе нынешнего Савеловского вокзала) до Петровского парка.
Первые трамваи были не чета нынешним — узкие деревянные вагоны с деревянными же лавочками вместо сидений. Зимой в них было холодно, а летом — душно. При движении вагон дребезжал и трясся, так что стоявшим пассажирам нужно было крепко держаться, чтобы не упасть. Но трамвай все равно полюбился москвичам — ведь он развивал скорость до 27 километров в час, а та же конка ехала чуть ли не со скоростью пешехода.
— За медлительность ее дразнили «конка-конка, догони цыпленка!» — рассказал сотрудник музея «Московский транспорт» Геннадий рыков.
Так что конкой пользовались Вагоны последнего поколения все меньше, а трамваи зачастую набивались битком. Некоторые пассажиры даже ехали на подножке, рискуя свалиться на повороте. А зацеперы того времени катались на «колбасе» — так называли рукав пневмотормоза. Сзади вагона его конец закреплялся, изогнутый полукругом, и приобретал сходство с кольцом обновить московский колбасы. Неудивительно, что трамвайный парк вагоны часто ломались, и в советское время власти города всеми способами пытались убедить граждан быть аккуратнее. Стихотворение «Берегите трамвай» по заданию Главполитпросвета написал и Владимир Маяковский.
1 Ругаются кто и как попало: «Нет трамваев! Трамваев мало!»
2 Отчего же трамваев мало?
3 Оттого, что публика трамваи поломала.
4 Ни стали не выдержать, ни железу, если на него без конца лезут и лезут.
5 Каждый трамваю подгадить рад: лезут на буфер,
6 висят как виноград.
7 Месяц, другой полазят, и вот трамвай не трамвай — сломанный урод.
8 Товарищи, берегите свое же достояние!
9 Нетрудная вещь минуты стояния.
10 Постоял в очереди — и место есть, 11 и зря с кулаками не приходится лезть.
12 Трамвай цел, ездишь и ездишь.
Товарищи, зря на трамвай не лезьте ж! Заметили, что в начале некоторых строк стоят цифры? Дело в том, что в 1919–1921 годах в нашей стране издавалось что-то вроде комиксов — серии плакатов, под каждой из которых была подпись.
И каждой цифре в стихотворении Маяковского соответствовала своя картинка.
Правда, агитация мало влияла на сознательность граждан, и катались на подножках и «колбасе», даже когда со временем на маршруты стали выходить более усовершенствованные вагоны.
Метро и не только
Прорывом в развитии столичного электротранспорта стало открытие метро 15 мая 1935 года. Первая линия насчитывала 13 станций и проходила от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением от станции «Охотный Ряд» до «Смоленской».
Принцип работы поездов метро примерно такой же, как и у трамвая. Только для подачи тока используется не воздушная контактная сеть, а специальный рельс, на который подается напряжение в 825 вольт.
Метро быстро стало популярным. Еще бы — ведь если на трамвае от «Парка культуры» до «Сокольников» добираться было почти два часа, то поездка на метро занимала чуть больше двадцати минут. Да и ходили поезда метро часто, в отличие от наземного транспорта, ждать который можно было и по полчаса.
Метро стало популярным видом транспорта. Хотя и развивалось медленно — строительство новых линий было делом трудоемким, да и дорогостоящим. Тем не менее оно практически не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны. В военные годы было открыто 7 новых станций.
Сегодня же московское метро — это 238 станций на 14 линиях общей протяженностью более 400 километров.
Пятнадцатой линией метрополитена считается Московское центральное кольцо (МЦК), движение по которому после глобальной реконструкции открылось 10 сентября 2016 года. Так называют МЦК, видимо, потому, что 6 из 31 его станций имеют прямые пересадки на метро. На самом деле МЦК относится к железной дороге. В начале прошлого века по ней ездили электрички и товарные поезда. Но затем дорога пришла в запустение и долгие годы вообще не использовалась. Зато теперь МЦК не только транспортный, но и экскурсионный маршрут — ведь из окон вагонов поезда «Ласточка», который электричкой никто назвать и не подумает, открываются виды на красивейшие места столицы.
Наземным метро стали называть и Московские центральные диаметры (МЦД), после того как в прошлом году было запущено движение по первым двум из них. МЦД-1 соединил подмосковные Одинцово и Лобню, а МЦД-2 — Нахабино и Подольск. Часть пути электрички проходят по территории Москвы. График движения поездов максимально приблизили к тому, что действует в метрополитене, так что удобными пересадками с МЦД на метро и другие виды транспорта москвичи пользуются с удовольствием.
По маршрутам МЦД курсируют современные электропоезда «Иволга». Технология пневмоподвешивания, используемая в них, делает ход поезда плавным, а уровень шума и вибрации — минимальным.
Зарядился и поехал
Еще одним видом экологичного общественного транспорта стали электробусы. На дорогах города они стали появляться всего несколько лет назад, но уже сегодня обслуживают 36 маршрутов.
— Электробус — самый современный и экологичный транспорт в мире, — считает директор Научно-исследовательского и проектного института городского транспорта города Москвы Александр Поляков. — Он позволяет избавить город не только от выбросов, но и снизить уровень шума: электробус тише обычных автобусов на 30 процентов.
В качестве питания в электробусах используются аккумуляторные батареи. Подобные им используются для сегвеев, гироскутеров, моноколес или электровелосипедов. Только у электробусов они гораздо мощнее, и их заряда хватает, чтобы перевозить до восьмидесяти человек.
Подзаряжаются электробусы за шесть-десять минут с помощью ультрабыстрых зарядных станций на конечных остановках своих маршрутов. Одного заряда батарей хватает на 40–50 километров.
Вагоны последнего поколения
Сегодня все виды электротранспорта столицы проектируются с учетом комфорта поездок для пассажиров. Устаревшие составы планомерно заменяют на современные модели. Так, к примеру, к 2023 году планируется на 100 процентов обновить московский трамвайный парк.
Трамвай «Витязь-Москва»
Трамвайный парк продолжают пополнять вагоны нового поколения «Витязь-Москва» — сегодня в столице работают более 370 таких трамваев. Вагон оснащен системами климат-контроля и спутниковой навигации, камерами видеонаблюдения, USB-разъемами для зарядки гаджетов. К 2023 году такими вагонами планируется оснастить весь трамвайный парк столицы.
Электропоезд «Иволга»
Полностью спроектирован и собран в России. Вместо тамбуров сделаны широкие дверные проемы, много поручней и места для прохода пассажиров. Во всех вагонах есть бесплатный Wi-Fi и разъемы для зарядки гаджетов. Вагоны оборудованы климат-контролем, системой обеззараживания воздуха, у дверей оборудованы тепловые завесы. Предусмотрены крепления для провоза велосипедов. Поезда развивают скорость до 120 километров в час. А срок их эксплуатации составляет до 40 лет.
Электробус
Москва является лидером среди европейских стран по их числу — сегодня по столице курсируют 450 электробусов, а к 2024 году парк самого экологичного транспорта в Москве вырастет до 2600 единиц. Электробусы оснащены системами климат-контроля и очистки воздуха, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, информационными медиаэкранами и бесплатным Wi-Fi. Двигается электробус практически бесшумно.
Метропоезд «Москва»
«Москва» — это развитие электровагонов «Ока», первые составы запустили на Таганско-Краснопресненской линии. Для них характерен низкий уровень шума, сквозной проход через все вагоны, широкие дверные проемы, в которые легко могут пройти два человека сразу, поручни с утепленным покрытием. В кабине машиниста на 15 процентов больше места. Поезд оснащен информационными мониторами, интерактивными панелями для построения маршрута, разъемами для зарядки гаджетов.
КСТАТИ
В честь Московского трамвая в столице ежегодно проводятся парады. В них принимают участие около двух десятков моделей. Например, в прошлом году на парад вышел прицепной вагон серии С, который ездил по московским улицам еще до войны.
Маршрут парада, как правило, проходит от Депо имени Апакова по Шаболовке, Серпуховскому и Даниловскому Валу, Дубининской и Новокузнецкой улицам.
Трамваи пересекают Устьинский мост, а оттуда едут по Яузскому и Покровскому бульварам до Чистопрудного бульвара, где устраивается выставка — каждый желающий может заглянуть в салон любого трамвая и посмотреть, как там все устроено.
Читайте также: Станции ставят рекорды. Подведены итоги двух лет работы нового участка метро