Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Вопреки всему: в 2020 году Москва активно развивалась и преодолевала трудности

Сюжет: 

Новый год - 2021
Город
Вопреки всему: в 2020 году Москва активно развивалась и преодолевала трудности
Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва Наталия Нечаева «Вечерняя Москва»

Трудный 2020-й заканчивается. Для многих москвичей он останется в памяти как «год пандемии». Между тем в городе произошло и много позитивных событий. Так, например, открылся самый крупный в Европе крытый парк развлечений, наконец-то отреставрирован Северный речной вокзал, появились новые станции метро и магазины с более низкими ценами — жесткие дискаунтеры, начался раздельный сбор мусора. Обзор главных событий и трендов — в «Итогах года».

Безусловно, этот год стал для рынка недвижимости очень необычным.

— Когда начался карантин, стали звучать прогнозы о том, что цены упадут на 10–20 процентов, потому что снизились доходы населения, — рассказывает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Я сам был склонен эти прогнозы разделять. Но появилось сразу несколько факторов, сильно повлиявших на рынок. Первый — льготная ипотека. Второй — дальнейшее снижение ставок по депозитам и введение налога на вклады. Третий — рост курса доллара. В итоге огромное число москвичей, имеющих сбережения, просто стали переводить их в квадратные метры.

По данным аналитического агентства ИРН, за последний год квартиры в Москве подорожали на 12,3 процента. В декабре прошлого года метр на вторичном рынке стоил 178 480 рублей, а сейчас — уже 200 380 рублей. На рынке новостроек цены подскочили на 10–20 процентов в зависимости от сегмента. Средний размер ипотечного кредита, по данным Национального бюро кредитных историй, в Москве увеличился на 19,6 процента.

— С рынка буквально смели все ликвидные предложения, — рассказывает член совета Московской ассоциации риелторов Сергей Жидаев. — Остались только квартиры по завышенной цене. И вряд ли в следующем году цены упадут.

А вот аренда квартир, напротив, снизилась в цене на 6–8 процентов. Управляющий директор риелторской компании Мария Жукова считает, что в начале года произойдет новое снижение цен, но вряд ли оно будет значительным. Владельцы неохотно идут на скидки.

Воздух стал чище, мусора — меньше

В этом году Москва наконец-то запустила программу по раздельному сбору мусора. Заммэра Москвы Петр Бирюков считает ее эффективной.

— За девять месяцев при сортировке было выделено и направлено на переработку более 600 тысяч тонн вторсырья, это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, — отметил Бирюков.

Еще одна экологическая победа — развитие МЦД — Московских центральных диаметров. Огромное количество людей и в Москве, и в области стали реже пользоваться автомобилями и начали ездить на комфортных электричках, потому что добираться на них в центр куда быстрее, дешевле и даже удобнее — не нужно стоять в пробках. А чем меньше поездок на машинах, тем чище воздух.

Эксперты отмечают еще одну важную тенденцию. В Москве в этом году все чаще стали строить жилье с дворами без машин.

Десятки тысяч фонарей и речной вокзал

Пандемия, увы, скорректировала планы столичных властей по благоустройству города. В этом году планировалось отремонтировать около шести тысяч объектов, а реально удалось только 1,5 тысячи. Причин — две: остановка всех работ во время карантина и перенаправление средств на борьбу с пандемией. Тем не менее сделали в этом году немало.

— Из знаковых объектов я бы привел в пример завершенную реконструкцию Северного речного вокзала. Было отремонтировано 17 причалов, обустроены набережные, спортивные площадки и бассейны, — пояснил Петр Бирюков.

Также, по словам заммэра, в этом году в столице установлено около 50 тысяч «умных» фонарей. В их светильники встроены специальные контроллеры — небольшие платы, передающие сигнал в центр управления сетями. Благодаря им можно дистанционно управлять городским освещением. Например, регулировать яркость, проверять напряжение, контролировать, горит фонарь или погас. Информация о нарушении в его работе сразу поступает диспетчеру, который оперативно направляет на место бригаду для устранения неполадки.

— В ближайшие пять лет все уличные фонари будут оборудованы контроллерами, то есть станут «умными», — пояснил Петр Бирюков.

Новый туристический объект

Еще в конце февраля в Москве открылся самый крупный в Европе парк развлечений «Остров Мечты». На его территории построено сразу девять «сказочных миров», где посетители могут встретиться со всемирно известными мультперсонажами. Среди них, например, черепашки-ниндзя, смурфики, Снежная королева, Буратино и многие другие. В парке 27 аттракционов, проводятся шоу-программы, встречи с персонажами, есть интерактивные и тематические кафе. Кроме того, рядом с крытым парком есть и открытый. Там можно пройтись по липовой аллее, высаженной еще в 1960-е год ы, поиграть в детском городке, на футбольных и баскетбольных площадках.

— По сути, у Москвы появилась еще одна достопримечательность и одновременно место притяжения туристов, — рассуждает Виктор Кудрявцев. — «Остров Мечты» — это русский аналог Диснейленда. Как только кончится пандемия, он станет местом, которое обязательно будут посещать все, кто приехал с детьми.

Кстати, в планах столичных властей построить от станций метро «Печатники» или «Кожуховская» в «Остров Мечты» канатную дорогу.

— Если она появится, то парк развлечений станет еще более посещаемым местом, — убежден Виктор Кудрявцев.

Больше удобного транспорта

В 2020 году столичные власти планировали открыть для пассажиров девять новых станций метро. Так, в марте пассажирам стал доступен второй участок Некрасовской линии со станциями «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская». Кроме того, открыли двери две станции юго-восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) — «Авиамоторная» и «Лефортово».

Таким образом, до конца года планируется ввести в эксплуатацию еще три станции метро: это «Электрозаводская» на северо-востоке БКЛ, а также «Мневники» и «Карамышевская» на западе Большого кольца.

— На мой взгляд, важно, что в ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят в будущем присоединить к ней новые радиальные линии подземки, — рассуждает урбанист Григорий Мельник. — А дополнительные радиусы в свою очередь увеличат охват районов Москвы скоростным подземным транспортом. К тому же они создадут альтернативу уже имеющимся радиусам, что сделает их менее загруженными.

Также в этом году в Москве выросло число электробусов.

— Правда, в холодные дни их приходится чаще заряжать, потому что аккумуляторы быстрее разряжаются, — рассказал «ВМ» сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов.

Также в этом году, по словам эксперта, было одержано несколько «маленьких побед» в сфере развития трамваев.

— Знаменитый трамвайный маршрут «Аннушка» стал поворачивать с Новокузнецкой на Кожевническую улицу и, таким образом, дважды пересекать Москва-реку. Маршрут стал более удобным и живописным, — пояснил эксперт. — Также я бы отметил появление трамвайного поворота с улицы Авиационная в Тушино и поворот на Живописную улицу со стороны Строгина. Теперь жители этого района могут ездить на трамвае в Серебряный Бор.

Из-за пандемии, пояснил Александр Морозов, не удалось построить трамвайные пути по улице Сергия Радонежского в центре Москвы, чтобы трамвай шел прямо до Садового кольца. Но, как надеется эксперт, в 2021 году этот проект все-таки реализуют.

А еще в 2020 году столицу почти покинули троллейбусы. В Москве остался только один маршрут — в районе трех вокзалов. Александр Шумский, руководитель Экспертного центра Probok.net, считает, что троллейбус как вид транспорта проигрывает автобусу, потому что из-за наличия контактной сети движется он объективно медленнее. Особенно на маршрутах, где нужно много поворачивать.

— Если говорить об электротранспорте, то электробус значительно удобнее и дешевле троллейбуса. У него не падают «рога», не рвется контактная сеть, потому что ее просто нет. Он более маневренный и тихий, — рассуждает Григорий Мельник. — Так что идея заменить троллейбусы электробусами кажется мне логичной.

Торговля перешла в онлайн

Этот год для жителей столицы стал годом новых привычек. Многие, например, освоили онлайн-покупки.

— Оборот онлайн-торговли в столице в 2020 году вырос в 3,5 раза, — заявил заммэра Москвы Владимир Ефимов.

А Виктор Кудрявцев убежден, что пандемия и связанные с нею ограничения лишь усилили тренд, который уже был намечен раньше.

— Москвичи и раньше покупали продукты онлайн, просто это делали не постоянно, а эпизодически. А сейчас многие эпизодически ходят в магазины, а онлайн покупают постоянно, потому что это удобнее, а часто еще и дешевле, — рассуждает эксперт. — Не нужно ехать в гипермаркет, тратя время, бензин и нервы. Достаточно, сидя на диване, потыкать пальцем или курсором в экран.

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов, считает, что в 2021 году будут активно развиваться маркетплейсы, появится больше пунктов доставки. Однако торговые центры закрываться не будут.

— Люди хотят ходить за покупками, поскольку это еще и способ провести время, показать себя, посмотреть на других, — пояснил эксперт. — Это особенно важно, потому что многие работают дистанционно, а поход в торговый центр — один из способов социализации.

Научились бороться с ценами

Кроме того, еще в этом году в Москве появились первые жесткие дискаунтеры. Это сетевые магазины с относительно небольшим выбором товаров, небольшими торговыми площадями и низкими ценами.

— Если в обычном супермаркете 3–4 тысячи наименований товаров, то в жестком дискаунтере —700–800. Вместо пяти видов сметаны, например, могут быть два. А еще в таких магазинах могут преобладать СТМ — собственные торговые марки, — пояснил Игорь Березин. — А СТМ, как известно, всегда дешевле аналогичных товаров, хотя и качество их, как правило, не очень высоко.

Как пояснил эксперт, появление магазинов нового формата — это ответ ретейлеров на падение доходов горожан и рост закупочных цен на продукты. Посещая такие магазины, москвичи могут существенно экономить на продуктах, хотя выбор их, конечно, будет небольшим.

Нужны курьеры и айтишники

Изменился в уходящем году и столичный рынок труда.

— Спрос на сотрудников рабочих специальностей был и так достаточно высок, но он еще больше вырос из-за закрытых границ и недостатка мигрантов, — рассказывает руководитель исследовательского центра портала Superjob Наталья Голованова. — Также резко вырос спрос на IT-инженеров, которые, собственно, и обеспечивают весь процесс «удаленки». Стало намного проще найти работу «продажникам», а вот секретарям и офис-менеджерам, напротив, существенно труднее.

Эксперт опровергла миф о резком снижении зарплат.

— Зарплаты по вакансиям не снижаются, они стабильны или даже растут, — пояснила Наталья Голованова.

Владимир Рожков, проректор Академии труда и социальных отношений, добавляет:

— Во время пандемии очень высок спрос на водителей — в особенности таксистов. Возможно, потому, что они часто заболевают и выбывают из строя. Очень востребованы курьеры — доставщики продуктов и всех продающихся онлайн-товаров. У бюджетников, включая силовиков, проблем никаких, их зарплаты стабильны.

HR-эксперт Зулия Лоикова считает, что нынешний год позволил многим компаниям избавиться от балласта и узнать, кто из сотрудников чего стоит.

— Если хотите сохранить работу, старайтесь работать больше и лучше, при этом постоянно повышая квалификацию, — пояснила Зулия Лоикова. — Сейчас востребован тот, кто может работать «за себя и за того парня».

ПОГОДА

Уходящий год выдался аномально теплым. Зима впервые была практически бесснежной, а средняя температура сезона — на 7,7 градуса выше нормы. Более или менее привычную весну сменило жаркое и дождливое лето с температурой на 1,5 градуса выше нормы. В сентябре и октябре среднемесячная температура превысила плюс 9 градусов, что куда выше нормы, а в ноябре от аномально теплой погоды на вербах начали набухать почки. Теплее обычного, по прогнозу, будет и следующий год.

КСТАТИ

В этом году впервые в истории в московском метро начала действовать система скидок. В ноябре в подземке запустили проект «Время ранних», который позволяет пассажирам получать 50-процентную скидку за поездки вне часа пик — с открытия станций до 7:15 и с 8:45 до 9:15. Эксперимент действует на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях. Проект продлится восемь месяцев. За это время планируется снизить пассажиропоток в пиковые часы на 7 процентов.

ЦИФРА

93 062 рубля сейчас, по данным Мосгорстата, средняя зарплата в Москве. Наиболее высокой она была в марте — 105 238 руб лей. Наиболее низкой в январе — 88 845 руб. Таким образом, говорить о серьезном снижении заработков не приходится.

Читайте также: Советы для бодрости: как правильно отметить новогодние праздники

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.