Кинокамера на прикладе автомата. Операторам война «подарила» легкую съемочную технику
Сюжет:
80 лет Победы21 марта в Подземном музее «Зарядье» откроется выставка «Весна Победы». Она посвящена фронтовым фотокорреспондентам и кинооператорам.
Большая часть снимков и кинокадров относится к последним месяцам войны — на них запечатлено взятие Кенигсберга, Братиславы, Вены, Праги, Берлина.
— Особое внимание уделено роли женщин — операторов и фотографов, — говорит Ирина Осипова, заместитель начальника отдела выставочных проектов парка «Зарядье». — Среди них, например, Ольга Игнатович и Галина Санько, чьи снимки из освобожденных концлагерей использовались во время Нюрнбергского процесса как доказательства преступлений нацистов, Мария Калашникова, занявшая в газете «Правда» место погибшего мужа-фотокорреспондента...
У войн есть полезный побочный эффект: они заставляют совершенствовать любую технику, в том числе съемочную. В 1941 году советские операторы таскали с собой тяжелые камеры на треногах, а в Европу входили уже с ручными аппаратами. Один из самых любопытных экспонатов выставки — «киноавтомат», изобретенный в СССР в 1944 году. Это узкая американская авиационная камера, полученная по ленд-лизу, установленная на приклад пистолета-пулемета Шпагина (ППШ).
— Оператор с таким киноавтоматом в руках во время атаки не выглядел безоружным, — объясняет Ирина Осипова. — К тому же можно было любого сержанта обучить пользоваться этой техникой и во время наступательных операций вести съемку. К концу войны пришло понимание, что фиксировать надо все — и страшное, и обыденное...