Эксперты отметили разрыв между теоретическим обучением и реальной работой в медиа
Ежегодно российские вузы выпускают огромное количество специалистов в сфере медиакоммуникаций, однако их подготовка не соответствует реальным запросам рынка, что является настоящим вызовом для многих работодателей. Эту проблему отметили эксперты в ходе заседания комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров на тему: «Кадровый парадокс медиаиндустрии, PR и маркетинга».
Представители СМИ, крупных медиахолдингов, образовательных организаций и бизнеса обсудили, какие навыки необходимы современным журналистам и pr-специалистам, почему медиаотрасль испытывает дефицит кадров, а также как выстроить конструктивный диалог бизнеса с вузами — не только в медиа, но и в PR, маркетинге и цифровых коммуникациях.
Модератором встречи выступила Надежда Плотникова, сопредседатель комитета по СМИ и информационной политике, генеральный директор ФедералПресс. Эксперт обратила внимание на высокую текучесть кадров в медиаиндустрии, отметив, что во многом проблема связана с невысокими зарплатами и низкой маржинальностью медиабизнеса.
— Тема кадрового дефицита актуальна уже на протяжении нескольких лет в самых разных отраслях, в том числе и в медиаиндустрии. Очевидно, что сегодня современный бизнес и экономика не могут полноценно, сбалансированно развиваться без сильных pr- и маркетинговых блоков. Но сфера медиа — это не про высокие доходы, а про смыслы, это профессии для тех, кто не мыслит своей роли нигде, кроме как в работе с человеческими душами. В 2026 году мы можем увидеть трагические случаи в региональном медиабизнесе — из-за роста налоговой нагрузки, инфляции и нехватки рекламных бюджетов, — подчеркнула Плотникова.
— Сегодня коммуникации — это не «косметическая функция», а инструмент решения бизнес-задач. Сильная сторона молодых специалистов, представителей поколения зумеров, в том, что они знают, как продать свой продукт. Но, с другой стороны, они не умеют концентрироваться и долго заниматься одним проектом. Сейчас востребованы специалисты, у которых развито мультимедийное сторителлинговое мышление. Мы, например, развиваем «первое цементное СМИ» страны. Также важно вкладываться во внутренние коммуникации — это сейчас мастхэв, на нем нельзя экономить. Во внутриком приходят яркие, талантливые молодые специалисты, — рассказал Сергей Кошкин, кандидат политических наук, руководитель департамента по связям с общественностью компании «Цемрос».
Эксперты также отметили, что есть проблематика в несоответствии компетенций выпускников вузов ожиданиям работодателей. Студенты получают сильную теорию, но не приобретают необходимые практические навыки для реальных рабочих задач. Практику часто проводят формально, что затрудняет адаптацию молодых специалистов.
В конце встречи спикеры дали блиц-ответы на провокационный вопрос, нужно ли специалистам медиаиндустрии получать профильное классическое образование в вузах или же достаточно обучения на курсах. Мнения экспертов разделились, но единогласно сошлись на том, что настоящий профессионал в сфере коммуникаций должен уметь видеть скрытые смыслы, анализировать информацию и понимать контекст, а эту базу дает именно высшее образование.
Информационные партнеры: «Вечерняя Москва», «Rambler&Co», «Российская газета», «Гарант.ру», «Мосинформбюро».
Партнеры комитета: «ФедералПресс», «Shkulev Holding».