Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Евгений Киселев: Я часто ошибался в людях и дорого за это заплатил

Общество
Евгений Киселев: Я часто ошибался в людях и дорого за это заплатил

[b]Аудиенции у Евгения Киселева я добивалась два месяца. Когда мы с фотографом наконец приехали в офис еженедельника «Московские новости», где Евгений Алексеевич сейчас главный редактор, выяснилось, что Киселев проводит совещание. Ждать пришлось сорок минут. Наконец нас пригласили в кабинет. Высокий импозантный джентльмен в сползающих на кончик носа очках немного смущен и, чудится мне, несколько разочарован в жизни. Взвешивает каждое слово. Долгие раздумчивые паузы. Изъясняется учтиво и старомодно. После пары вопросов просит разрешения сходить за сигаретами и нервно закуривает. В глаза почти не смотрит. Иногда кажется, что он вот-вот заплачет. Так выглядит Евгений Киселев сегодня.[/b][i][b]«Итогов»-то уже нет[/i]– Евгений Алексеевич, не ощущаете себя часом в газете Наполеоном на острове Святой Елены?[/b]– ([i]Приподняв бровь[/i]) Да господь с вами. Мне даже в голову такое не приходило. Остров Святой Елены – это очень далеко. Вы знаете, что это последний в мире кусочек суши, куда нельзя долететь самолетом? Он является перевалочной базой для торговых судов, которые идут из Европы к югу Африки и останавливаются, чтобы заправиться пресной водой. Аэродрома там нет, так что здание на Загородном шоссе, где мы с вами разговариваем, уж никак нельзя сравнить с островом Cвятой Елены. И даже с Эльбой (улыбается снисходительно).[b]– Но ссылку все же напоминает, а?[/b]– Ну, во-первых, меня никто никуда не ссылал – так жизнь сложилась. Во-вторых, были предложения и телевизионного свойства. Вон господин Сенкевич звал меня к себе советником, и никто не мешал мне принять это сомнительного свойства предложение. Но я решил, что на данном этапе «Московские новости», как ни странно, дают больше возможностей влиять на общественное мнение – пусть даже в небольшом секторе. Ведь чтобы влиять на общественное мнение, надо, прежде всего, влиять на его активную часть. Думаю, среди читателей еженедельника очень много таких людей. И потом, здесь действительно один из последних островков полной свободы журналистики. Здесь нет никаких ограничений, кроме одного – нельзя писать плохо.[b]– То есть «островок» все-таки присутствует?[/b]– Мне было интересно попробовать себя в печатной журналистике. Что называется, граду и миру показать, что опытный телевизионный журналист может быть и хорошим газетчиком, и хорошим главным редактором. Мы знаем много примеров того, как люди из газеты приходили на телевидение. Обратного пути не совершал никто – я, возможно, первый.[b]– Как коллектив «МН» встретил нового босса, к тому же столь именитого?[/b]– Никаких конфликтов у меня не было.[i]Тут в кабинет заходит секретарша Евгения Алексеевича и энергично, со звоном, ставит на стол начальника чашку с кофе на блюдечке. Кофе переливается через край. Евгений Алексеевич невозмутимо обтирает чашку салфеткой и привычно переставляет ее на другое блюдце.[/i]– С моими заместителями, с руководителями отделов, как мне кажется, у меня полное взаимопонимание, и работаем мы командно. Это очень важно, я всегда исповедовал принцип командной работы – когда люди понимают друг друга, даже несмотря на то, что могут быть разногласия, разные взгляды на те или иные проблемы.[b]– Вы задумываетесь о том, что НТВ, возможно, главная часть вашей жизни, которая уже позади?[/b]– НТВ было очень важным этапом в моей жизни. Все-таки в значительной степени это была моя идея – создать канал. Что бы ни говорили мои недоброжелатели, это объективный исторический факт. ([i]Все громче[/i].) Я четко знаю, как много сделал для этой компании. Очень важно самому быть уверенным в том, что это так. А главная часть моей жизни еще впереди.[i]Евгений Киселев «строит» новую концепцию газеты «Московские новости». Ему то и дело звонят подчиненные. Самая большая путаница, насколько я поняла, с программой телевидения. «Вы анонсируйте те передачи, которые выходят разово, а не постоянно. «Намедни», «Итоги», «Времена» каждую неделю показывают – они и так всем известны, – напутствует Евгений Алексеевич абонента. И грустно спохватывается: Ой, извините, «Итогов»-то уже нет…»[/i][i][b]Есть люблю, а так нет[/i]– Когда в 2001 году вы звали народ к «Останкино», отдавали себе отчет в том, что претендуете на роль, так сказать, властителя человеческих дум?[/b]– Пафосное это определение – властитель дум. ([i]После паузы[/i].) Есть такая традиция, сугубо российская: у нас поэт больше, чем поэт, писатель больше, чем писатель, музыкант больше, чем музыкант. Порой и журналист может быть больше, чем журналист. На самом деле журналисту больше, чем писателю, поэту, музыканту, свойственно быть властителем дум. Не отношу это к себе. Но журналист по определению говорит на злобу дня. И если нет обратной связи с аудиторией, грош цена такому журналисту.[b]– Что вы считаете своим главным достижением на ТВ?[/b]– Я научился формировать, собирать вокруг себя людей. Сейчас я очень хорошо это понимаю. По-прежнему раз в несколько месяцев так называемая команда Киселева собирается у меня дома. Просто для того, чтобы поговорить, пообщаться. Я уже не начальник никому из них, каждый сам по себе. Но тем не менее люди ко мне приходят, это здорово.[b]– Кто сейчас входит в команду Киселева?[/b]– ([i]С тяжелым вздохом[/i].) Я бы поостерегся давать длинный список. Кого-то не назову – обижу. Это Михаил Осокин… Нет, знаете, не буду называть фамилий! В последний раз, когда мы собирались перед Новым годом, было человек тридцать. Потому и не хотелось бы весь этот список поименно воспроизводить.[b]– Ваша жена продолжает работать не телевидении, вам же пришлось уйти в газету. Мужское самолюбие не уязвлено?[/b]– Нет, ведь Маша по сути дела снимает документальные фильмы. Она работает не в штате компании «Останкино», а на маленькой телевизионной студии. А жизнь такой студии, которая работает независимо, знаете ли, совсем не похожа на жизнь «больших» НТВ или других каналов. Немножко разные вещи.[b]– Часто смотрите сейчас телевизор?[/b]– Реже, чем раньше. Когда я занимал руководящие посты в разных телекомпаниях, мне приходилось внимательно смотреть и собственный эфир, и передачи компаний-конкурентов. Сейчас смотрю в основном информационные программы – выпуски новостей, еженедельные итоговые шоу. У меня изменился взгляд…[b]– Вы «перешли» в любители?[/b]– Нет, я смотрю профессионально, но телевидение для меня теперь в большей степени источник информации. Уже нет острой необходимости следить за малейшими изменениями на телерынке. Скажем, не нужно больше высиживать у экрана во время телесериалов и сравнивать их достоинства и недостатки, думать над тем, какие форматы на сегодняшний день более перспективны, куда двигаться, что развивать – документальное кино, ток-шоу, игровые жанры.[b]– Евгений Киселев смотрел «мыльные оперы»?![/b]– Приходилось! И сериалы, и пилоты программ. Независимые телепроизводители приносили кассеты с экспериментальными записями, предлагали свои проекты. ([i]Вздыхает[/i].) Куда уж тут деваться. Знаете, есть такой старый анекдот: «Помидоры любишь? – Есть люблю, а так нет».[i][b]У меня не было выбора[/i]– Вы здороваетесь, скажем, с Леонидом Парфеновым?[/b]– ([i]Неуверенно[/i].) Вы знаете, я последний раз с ним здоровался за руку, когда он заходил в мою студию… Да нет, ну как-то это ([i]задумавшись[/i])… Просто начал вспоминать, когда это было, но передумал. Я вам так отвечу. Мы с ним практически не видимся и едва ли будем часто встречаться в будущем. (Решительно.) Нет. Я скажу так. Все предыдущее зачеркните. ([i]Уже нейтральным тоном ведущего «Итогов»[/i].) Я очень хорошо помню, кто как себя вел в тяжелой, кризисной ситуации, кто делал какой выбор. Но оставил все в прошлом. Это не более чем тема для неторопливого рассказа в книжке мемуаров, которую я когда-нибудь напишу.[b]– В ваших воспоминаниях об НТВ, которые опубликовала «Газета», ваш былой соратник Олег Добродеев выглядит предателем «общего дела».[/b]– На мой взгляд, тональность была сложнее. Вы прочитали так, думаю, что кто-то прочитал иначе. Олег Борисович – фигура очень сложная, совершенно неоднозначная. Он очень много сделал для телевидения, в том числе для НТВ – и хорошего, и плохого. И возможно, о многом еще рано говорить. Но я бы поостерегся от однозначных оценок в адрес этого человека. К примеру, уже четыре года, как он возглавляет «Российское государственное телевидение» на втором канале. С одной стороны, там есть объективные достижения – возросли рейтинги, колоссальным образом улучшился кинопоказ, были сделаны блестящие сериалы – «Бригада», «Идиот» и другие. С другой стороны, некогда «мятежные» «Вести», вообще вся информация и аналитика превратились в унылый, политкорректный, бесполый официоз. И ведущие все под стать: какие-то бесполые. Боюсь, что в итоге Олег Борисович войдет в историю не «Бригадой» и не «Идиотом» – это все же достижения Тодоровского, а превращением информации в пропрезидентскую, проправительственную пропаганду. Хотя, надо признать, делает он это тонко и талантливо.[b]– А вы как считаете: все делали правильно?[/b]– Смотря что вы имеете в виду. Я думаю, ошибок было допущено немало. Но есть один принципиальный вопрос. В апреле 2001 года у меня не было другого внутреннего, морального выбора. В силу многих причин я не мог тогда остаться на НТВ так, как остались некоторые. По-прежнему убежден, что уход на ТВ-6 был правильным выбором. А дальше… А дальше было допущено много ошибок, в том числе и человеческих. У меня есть одна черта характера – я доверяюсь людям, порой сверх меры. Стремлюсь видеть в них хорошее и при этом не замечаю плохого. Это и слабость, и в то же время сильное качество. Легче жить, когда ты думаешь, что вокруг тебя больше хороших людей, чем плохих. Я часто ошибался в людях и порой за это дорого платил. К сожалению, некоторые люди, к которым я относился очень хорошо, действительно меня предали. Ну что же сделать? Зато я искренне к ним хорошо относился.[i][b]Я повзрослел на десять лет![/i]– Вы начинали на телевидении с образа этакого «своего парня» .А в последние годы, мне кажется, приобрели определенную… монументальность. Это следствие осознания собственных заслуг?[/b]– Я, во-первых, так не думаю. Никогда не стремился к образу своего парня. Знаете, у «взглядовцев» Влада Листьева, Саши Любимова, Димы Захарова, Володи Мукусова, Славы Флярковского – вот у них был образ «своих ребят». Они могли выйти в майках с надписью «Да здравствует перестройка!» или что-то в этом роде. Я же с самого начала телевизионной карьеры был в рубашке и в галстуке. По-моему, первый раз без галстука я появился в программе «Глас народа». Мы с режиссером тогда придумали этот ход, чтобы мой образ от «Итогов» как-то отличался. Киселев встал из кресла, стал двигаться, ходить по студии. Выяснилось, что он может улыбаться, реагировать на вопросы в прямом эфире, шутить, вступать в сиюминутную полемику с аудиторией. И еще я всегда вел программу в черной водолазке. Пожалуй, это было первое сознательное решение с точки зрения имиджа. В остальном же я исходил из того, что мне к лицу синий цвет, поэтому выступал в костюмах синего цвета и старался при этом надевать яркий галстук. Но это было абсолютно мое собственное вкусовое решение.[b]– И все-таки: как насчет монументальности?[/b]– Я не очень хорошо понимаю, что вы вкладываете в это понятие. Вот замечательный журналист Евгений Ревенко работал на НТВ, и я убежден, был блестящим репортером. Но сел он в кадр как ведущий, все вроде делает правильно, как по учебнику – хоть и учебник такой пока что не написан. А в кадре он такой мальчик-отличник. Впрочем, я смотрел свои выпуски «Итогов» 1992, 1993 годов. Конечно, Киселев-92 сильно отличается от Киселева 2000–2001 года. Но я все-таки повзрослел на десять лет! Даже на уровне физиологии. Заматерел, если угодно. И, наверное, имею право говорить в том числе и от своего имени. Начинающий телеведущий – это просто телеведущий. Но тот, кто много лет работает в эфире, имеет рейтинг, популярность, доверие аудитории, со временем получает право занимать авторскую позицию. Яркий пример – Познер. Человек, который предельно корректен, сбалансирован, объективен в оценках. Но тем не менее когда вы смотрите программу Познера, вы прекрасно понимаете, какова его личная позиция. В этом, собственно, состоит мастерство хорошего телеведущего: донести свою точку зрения до зрителя, не навязывая ее. Делается это с помощью сугубо профессиональных секретов.[b]– Не откроете хотя бы один?[/b]– Допустим, есть масса невербальных средств выражения своих эмоций – взгляд, интонация, улыбка. Иногда достаточно бровь чутьчуть приподнять. Или задать вопрос, который выдает твое отношение. Познер это делает гениально.Он так невинно восклицает: «Да что вы говорите?!» или «Ах, вот так!» Подчас этого достаточно для того, чтобы умный зритель все понял.[b]– Как относитесь к шуткам о себе в Интернете? Приходилось читать?[/b]– Да, конечно. Хотя не могу сказать, что прочесываю Интернет в поисках шуток о себе. Я человек терпимый и незлобивый. Если удачная шутка, почему бы не посмеяться вместе со всеми?[b]– Над какой смеялись?[/b]– Ой… Я в институте учил персидский язык и до сих пор владею им, скажем так, в пассивном режиме. Просто надо попасть в среду – и заговорю так же свободно, как тогда, когда работал переводчиком в Иране в конце 70-х годов. Вот очень часто люди, которые узнают, что я учил персидский язык и по диплому являюсь не только историком, но и переводчиком-референтом, говорят: «Ну скажи чего-нибудь по-персидски!» В этот момент мозг зависает как компьютер. Выдавить из себя невозможно ничего! (Смеется.) Так же и тут. Не помню! Моя запаска стоит дороже[b]– Наверное, не самое это приятное ощущение, Евгений Алексеевич, когда вся жизнь на виду?[/b]– Публичная известность приятно щекочет самолюбие первые тричетыре дня, пока ты осознаешь, что тебя уже узнают на улице. Потом к этому привыкаешь, как к некой неприятной необходимости что-то терпеть. Ну вот живем мы в стране, где зима продолжается 4, 5, а то и 8 месяцев. Приходится терпеть. Таки с телевизионной известностью. Да, ты на виду, ну что делать? Я очень мало бываю на людях. По Москве езжу в основном на машине. Максимум, что со мной случается: гуляю с собакой около дома – нечасто, захожу в магазин – нечасто. Хожу в театр – очень редко. В ресторанах бываю. Поскольку девяносто процентов моего времени отнимает работа, от публичности не страдаю. Я выстроил систему защиты – как психологической, так и сугубо бытовой. На людях появляюсь на несколько секунд – ровно столько требуется, чтобы выйти из подъезда и сесть в машину.[b]– Как в магазине реагируют на ваше появление?[/b]– Бывает, что просят автограф. Знаете, в последнее время развелось много людей, которые ходят по городу с фотоаппаратами – уж не знаю, почему. Причем не с этими новомодными штучками в мобильном, а с обычными «мыльницами». Часто просят сфотографироваться. Автографы даю, фотографироваться с незнакомыми людьми не соглашаюсь. Не хочу конкретно ни о ком сказать плохо, но была масса случаев, когда люди спекулировали подобного рода снимками: «А вот я знаком с Евгением Киселевым, мы на фото вместе».[b]– История с конфискованным у вас «Лэндровером» до сих пор покрыта мраком. Известно лишь, что Евгения Киселева остановила милиция и изъяла у него машину – «за долги».[/b]– Ну, это просто маразм был. Я, честно говоря, уже даже не помню деталей. Вдруг откуда ни возьмись появился иск какого-то губернатора – уж не помню, о ком именно шла речь. Дело о защите чести и достоинства, где главным ответчиком был кто-то из наших журналистов. Это относилось даже не к ТВ-6, а к НТВ. И как выяснилось, я, то ли как генеральный директор НТВ, то ли как ведущий программы «Итоги проходил как соответчик и должен был возместить моральный ущерб в размере, по-моему, четырех или пяти тысяч рублей. Я рассмеялся, сказал: «Замечательные у нас губернаторы, раз они так высоко оценивают свои честь и достоинство Спросил у милиционеров: «Ребят, машина стоит чуточку больше, чем 5000 рублей! Что бы вы стали делать, изъяв ее?!» – «Ну, мы бы у вас запаску взяли». – «Но и запаска стоит значительно дороже, чем эти 5000!» ([i]Смеется[/i]). Они говорят: «Мы не знаем, у нас такое распоряжение». Просто картинка! Думаю, люди искали ну хоть чего-нибудь, прошерстили все базы данных: чем бы Евгения Алексеевича Киселева уесть?! Разумеется, на следующий же день я отдал деньги.[i][b]Деда Женя[/i]– Вы хороший дедушка?[/b]– ([i]Улыбается[/i].) Это надо спросить у моего внука. Наверное, не очень хороший. Не так у меня много времени, чтобы уделять достаточно внимания внуку. Но я молодой дедушка, так что воспринимаю его скорее как еще одного ребенка.[b]– Может Евгений Киселев поиграть в лошадку с внуком?[/b]– Запросто. Ну, может быть, не лошадку, а в другую игру – легко.[b]– Как внук вас называет?[/b]– ([i]С удовольствием[/i].) Деда. Иногда, очень редко стал называть Женя. Почему бы нет? Я помню, когда был маленьким, одно время покойного отца называл не «папа», «Алексей». Хотелось тем самым продемонстрировать отцу какую-то особую к нему привязанность, мужскую дружбу. Хотя потом, когда стал старше, понял, что это все-таки не совсем уместно. Но папа воспринимал мою фамильярность вполне адекватно.[b]– Вы рассказывали как-то, что в детстве вас дразнили «жиртрестом»…[/b]– Да как меня только не называли – и Кисель, и Киса, и Сундук. Хотя с моих детских и юношеских фотографий на меня смотрит такой худенький молодой человек, что даже странно делается. Как меня могли дразнить из-за того, что я был плотнее, чем многие другие? (Немного обиженно.) Все очень относительно, знаете ли.[b]– Евгений Киселев – лейбл…[/b]– Это вам судить.[b]– … никогда не было мысли открыть, скажем, марку одежды под своим именем – к примеру, для крупных мужчин?[/b]– Да нет, господь с вами. Такая мысль мне даже в голову не приходила.[b]– Суета?[/b]– Суетно, и в этом есть что-то… Как бы… Не знаю… В общем, мысль эта мне противна.[b]– Что читаете, кроме газет?[/b]– Времени на чтение остается очень мало. Пытался читать в машине и даже испортил зрение. До сорока лет очки не носил вообще, в сорок лет пришлось обзавестись. Причем именно для чтения вот вас я вижу прекрасно, а ни один текст без очков уже не прочту. В машине читать тяжело. Какая бы хорошая машина ни была, все равно текст трясется. Поэтому читаю в основном на ночь, вызывая протесты домашних: «Когда ты ляжешь спать, сколько же можно себя так не беречь?» У меня своеобразная манера чтения. Могу читать одновременно пять-шесть книг – в зависимости от настроения, переходя от одной к другой. Сейчас на столе лежит последний роман Акунина «Алмазная колесница», «Воспоминания» Александра Бовина. Чтобы быть форме, обязательно читаю по-английски – основной мой рабочий иностранный язык. Но всегда – боевики, чтобы был дополнительный стимул ([i]Улыбается[/i]).[b]– Как отдыхаете?[/b]– Очень люблю путешествовать. Однако возможностей не так много. Мой прежний график, когда работал на НТВ и каждое воскресенье должен был выходить в прямой эфир с программой «Итоги не позволял часто уезжать отдыхать. Плюс Россия страна большая и от остального мира находится достаточно далеко. Возвращение в Москву порой занимает целый день. Но время от времени удается куда-то выбраться. А так для меня иногда самый лучший отдых – книжкой посидеть или в теннис поиграть, сходить в ресторан вкусно поесть, кино посмотреть по телевизору. В этом смысле я банален ([i]Смеется[/i].)[b]– Почему не носите обручальное кольцо?[/b]– Да в какой-то момент это вышло из моды. И мы с женой, не сговариваясь, перестали носить кольца. Я женился в 74-м году, тогда все ходили с обручальными. В 80-х вдруг мои товарищи сняли их. И до сих пор не носят. Я очень мало знаю мужчин, которые носят кольца. Даже сын мой походил-походил с обручальным кольцом перестал.[b]– Наверное, в такой форме мужчин проявляется опасение потери свободы?[/b]– Да нет… Тут что-то другое. Все-таки драгоценности на пальцах мужчин – вещи очень обязывающие. ([i]Смущенно[/i].) Почти как серьга в ухе.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.