ИСТОРИЯ ПЕСНИ
[b][i]Спасибо, что вспомнили в вашей рубрике о замечательных песнях композитора-баяниста Евгения Родыгина. Но мне бы очень хотелось, чтобы вы рассказали также о моем любимом композиторе из этого же поколения – Григории Пономаренко и его прекрасной песне «Подари мне платок». Последнее время ее редко услышишь, как и другие песни этого автора – мелодичные, душевные, мудрые, нужные людям.[/i][/b][b]В. К. Антоненко,Тверская область[/b]Эту песню Григорий Федорович Пономаренко, с которым мне посчастливилось не однажды встречаться и расспрашивать об историях и судьбах сложенных им песен, написал на стихи волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной. Они познакомились и написали несколько полюбившихся людям песен в ту пору, когда композитор жил и работал в этом городе-герое на Волге. «Растет в Волгограде березка», «Что было, то было», например.До того как познакомиться с Агашиной, Григорий Федорович жил в Москве, служил в ансамбле МВД СССР баянистом. А в 1952 году покинул столицу и уехал на Волгу, в Куйбышев, создавать вместе с П. М. Милославовым Волжский хор.«Провожали меня мои друзья – поэт Виктор Боков, певицы Людмила Зыкина и Ольга Воронец, советовали, чтобы я послушал волжские народные песни, записал их, – будет легче писать свои, – вспоминал об этом времени композитор в одном из писем ко мне. – Я исходил всю Волгу, убедился, что в волжских песнях переплелись интонации многих народностей, населяющих берега великой реки.Люди учили меня: «Хочешь написать песню, чтобы она стала близкою нам, исходи от нашего говора!» Вот это я и взял на вооружение в своем творчестве. И пошли одна за другой мои песни, основанные на волжском фольклоре».Но пора уже предоставить слово Маргарите Константиновне Агашиной. В моем архиве хранится ее письмо, рассказывающее об истории рождения песни «Подари мне платок»: «Помню, как-то раз, – вспоминала она, – надо было идти на очередной литературный вечер. На все такие встречи с читателями я в ту пору неизменно надевала кашемировый платок – зеленые листья и алые розы по черному полю, подаренный мне в Таджикистане… Я любила его и берегла. Перед тем как надеть, обязательно гладила и каждый раз тихо, про себя пела наразные мотивы: «Подари мне платок…» А дальше как-то не пелось: песня не шла. По-моему, платок – сам платок – это уже песня. Женская верность – платок. Девичья память – платок. Вдовьи слезы, материнские слезы – все платок. На работу – в платке. Горе придет, опять платок – первая выручка и поддержка. Нет подарка милей платка, нет памятней… Вот и на этот раз стала я гладить свой дорогой платок и как только вспомнила «подари мне платок» – так уже все само дальше пошло…» Тем не менее Пономаренко долго не мог найти верный ключ к музыкальному решению песни.«После «Оренбургского платка», который мы написали вместе с Виктором Боковым, я сомневался, удастся ли создать новую мелодию на знакомую тему, – заканчивал свой рассказ Григорий Федорович. – И тут вспомнилось, как учил меня народ «исходить от говора»! Обратился я к «говору», поискал и нашел ту ласковую интонацию и те ударения, которых так недоставало песне… Позвонил Людмиле Зыкиной в Москву, начал играть и петь в телефонную трубку. И вот слышу: «Молодец, Гриша! Именно эту будем петь и писать!» И запела!»[b]Подари мне платокСлова М. АГАШИНОЙМузыка Г. ПОНОМАРЕНКО[/b][i]Подари мне платок – голубой лоскуток,И чтоб был по краям золотой завиток…Не в сундук положу – на груди повяжу,И что ты подарил, никому не скажу.Пусть и лед на реке, пусть и ты вдалеке.И платок на груди – не кольцо на руке,Я одна – не одна.Мне тоска – не тоска,Мне и день не велик, мне и ночь не горька.Если в темную ночь иль средь белого дняНи за что ни про что ты разлюбишь меня,Ни о чем не спрошу, ничего не скажу –На дареном платке узелок завяжу.[/i]