Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

ЛЕОНИД ЗОРИН: Я БЫ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА ОСТАЛИСЬ ЛИШЬ НАЗВАНИЕМ ПЬЕСЫ И ФИЛЬМА

Развлечения
ЛЕОНИД ЗОРИН: Я БЫ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА ОСТАЛИСЬ ЛИШЬ НАЗВАНИЕМ ПЬЕСЫ И ФИЛЬМА

[b]Вроде бы время подведения итогов и пожатия лавров. Но Леонид Генрихович все пишет и пишет. А журналы и издательства едва успевают публиковать. Его прежние «маленькие романы» были финалистами различных литературных премий, а за роман «Трезвенник» Зорин стал лауреатом премии имени Аполлона Григорьева, которую присуждает Академия русской современной словесности. В 2004 году журнал «Знамя» опубликовал еще два зоринских «маленьких романа» – «Забвение» и «Сансара», в ближайших планах редакции – третий. Театры продолжают ставить старые, но отчего-то не устаревшие пьесы Леонида Зорина. А телевидение знай себе крутит его «Покровские ворота». И вот сколько оно их крутит, столько мы их смотрим.[/b][i]Накануне солидного юбилея мы встретились с Леонидом Генриховичем и задали ему несколько вопросов.[/i][b]– С момента выхода вашей автобиографической книги «Авансцена» прошло уже много лет. За это время вы опубликовали целый ряд великолепных «маленьких романов». Что-то не припомню ни у кого ничего подобного. Вы что же, этот жанр сами придумали?[/b]– Пришел к нему, как говорится, «эмпирическим путем». Во-первых, Гете прав: «писать умеют подмастерья, зачеркивать – лишь мастера». Во-вторых, ритм сегодняшней жизни подсказывает и ритм произведения – более упругий и динамичный. Я убедился, что объем «маленького романа» дает возможность вместить многое и сказать о многом. Та же «Сансара» и историческое повествование, и книга о современности.[b]– В одном из романов, кажется, в «Забвении», вы пишете, что провинциал, поздно попавший в столицу, самоутверждается с вызовом. Вы, урожденный бакинец, попали в Москву вовремя?[/b]– Я приехал в 1948 году, в очень суровое время. Мне было двадцать четыре года. На моих глазах начиналась «борьба с космополитизмом», очередная волна жестоких репрессий. В те дни «самоутвердиться» означало попросту – выжить.[b]– В том же «Забвении» вы иронически отнеслись к известной формуле: «если не будешь заниматься политикой, она займется тобой»…[/b]– Совершенно верно. Мой герой очень внятно заявляет: «С утра до вечера, весь этот срок, от звонка до звонка только и слышишь со всех сторон ваши угрозы и заклинания: «Не отсидишься! Не устранишься!.. Не хочешь заниматься политикой? Тогда она займется тобой». И дьявол с ней! – говорит он на это. – Пусть эта стерва мной занимается, если ей нечего больше делать и некем заняться, кроме меня. Значит, фатально не повезло. Быть посему. Не пофартило. Я заниматься ею не буду. Этого от меня не дождутся».[b]– Герой «Забвения» Алексей Головин говорит, что демократии предпочитает меритократию, то есть власть достойных. Кто, по-вашему, эти достойные люди?[/b]– Меритократия – мечта человечества с времен Перикла и Солона. Приятно представить себе в руководстве Альберта Швейцера, доктора Газа, Антона Чехова и Андрея Сахарова. Да это несбыточная мечта – окажись они нашими лидерами, мы бы их сразу же затоптали. И все же мысли о меритократии вряд ли когда-либо нас оставят.[b]– Вы часто вспоминаете в ваших произведениях князя Горчакова. В «Сансаре» он и вовсе главный герой. Чем объясняется ваш интерес к этой фигуре?[/b]– Драматизмом судьбы «счастливца с первых дней», как назвал его Пушкин. Этот выдающийся министр иностранных дел чувствовал «чужесть» и даже враждебность Европы и вместе с тем отчетливо сознавал, что историческая дорога России неотторжима от западной цивилизации. В противном случае «нас пожрет азиатчина». Причем «не та, что вокруг нас, а та, что внутри нас».[b]– В «Сансаре» вы предлагаете неожиданный вариант реинкарнации князя Горчакова почти полтора века спустя…[/b]– Наш современник Горбунов, который в жизни скорей неудачник, и впрямь мало напоминает «счастливца с первых дней». Но он близок ему и своим интересом к судьбе страны, и направлением мыслей, и строем чувств – я бы сказал, своей тайной тоской.[b]– Театр имени Вахтангова вновь обратился к вашей «Царской охоте», а Михаил Козаков сделал телевизионный спектакль по вашей «Медной бабушке». А ведь этим пьесам много лет: одной – тридцать, другой – тридцать пять…[/b]– Автору, разумеется, приятно, что эти произведения обнаружили свою живучесть. В одном из них утверждается, что цена любви выше державных целей, в другом – что трагедия гения не столько в его оппозиционности, сколько в почти неизбежном одиночестве. Это все нестареющие вопросы. Скоро сорок лет моей «Варшавской мелодии», она тоже продолжает идти на сценах страны, только что спектакль с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым в главных ролях показали по телевидению. Продолжают свою жизнь «Покровские ворота», «Транзит». Владимир Наумов серьезно думает об экранизации «Римской комедии» («Диона»). Всем этим работам по тридцать-сорок лет. В масштабах истории срок ничтожный, но для человеческой жизни он не так уж мал.[b]– Подарки принято дарить непосредственно в день рождения. Но кто-то ведь уже успел порадовать вас в связи с предстоящим юбилеем?[/b]– Издательство «Время» как раз на днях выпустило двухтомник моей прозы. Кроме «маленького романа» «Завещание Гранда», который выйдет в журнале «Знамя» в начале 2005 года, туда вошли все мои последние работы. Это издание сильно улучшило мое настроение в эти грустные дни – полиграфия особенно порадовала сердце старого книжника. А завтра мой друг, выдающийся артист нашего времени Владимир Алексеевич Андреев впервые покажет на сцене Театра имени Ермоловой моих «Невидимок». Пользуюсь случаем принести ему свою благодарность.[b]– Вы автор знаменитых «Покровских ворот», одной из лучших «песен о Москве». Можно с уверенностью сказать, что вам не безразлично то, что в ней и с ней происходит…[/b]– Разумеется, приятно, что Москва растет вширь и ввысь, благоустраивается и хорошеет. Но всегда не по себе, когда в процессе этого роста она утрачивает то, что составляет ее историю и связывает с былыми временами, со славными именами. Преемственность – великое дело, а ностальгия – могучее чувство. Я бы не хотел, чтобы Покровские ворота остались лишь названием пьесы и одноименного фильма.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.