Школу приравняли к… казино
[i]О том, чем грозят эти нововведения негосударственной школе, рассказывает доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации негосударственных образовательных организации России Александр ВИЛЬСОН.[/i][b]– Александр Львович, интересно поговорить о проблемах современного школьного обучения, об учрежденной вами в содружестве с финским педагогом Наталией Икохеймонен ребячьей республике – лицее «Столичный». Но сейчас, я знаю, вас не на шутку тревожит судьба негосударственной школы.[/b]– Прежде всего, уточним, что такое негосударственная школа. Это общественные, некоммерческие образовательные учреждения. В частных школах, и это надо особо подчеркнуть, учат детей, а не зарабатывают на образовании.Первые такие школы появились у нас в конце 80-х, их на свой страх и риск создавали педагоги-новаторы. В 1992 году вышел Закон «Об образовании», демократичный, содержательный, – не зря он признан ЮНЕСКО одним из лучших образовательных законов в мире. В соответствии с этим законом определились место и роль негосударственных школ. Их учредителями стали не только физические лица, но и крупные концерны – к примеру, «Газпром». И это хорошо, поскольку деньги вкладываются не в роскошные виллы и «мерседесы», а в подготовку молодого поколения, в наше будущее. По большому счету не важно, кто учредил школу-государство. Главное – как он учит и чему учит.Если качество обучения соответствует принятым образовательным стандартам, то частной школе выдают государственную аккредитацию, а ее выпускники получают государственный аттестат с гербовой печатью.[b]– Считается, что в частных школах учат лучше, чем в обычной средней школе. Так это или нет?[/b]– Скажу по секрету: в хорошую государственную школу попасть не легче, чем в частную. Преимущество негосударственной школы в том, что здесь малокомплектные классы. Если в обычном классе 25–30 человек, то у нас – 10–12. И работа учителя здесь совершенно другая: больше ориентирована на личность ученика, на индивидуальный подход. Давно замечено: дети, которые успешны в коллективе, прекрасно учатся в государственной школе.Но если ваш ребенок отличается яркими способностями или, наоборот, комплексует, то ему лучше учиться в частной школе. Здесь он полнее раскроется. Если же у него имеются какие-то недостатки – заикание, например, здесь его никто не обидит.[b]– И все же частных школ пока не так-то много…[/b]– Сегодня в России около 750 негосударственных образовательных учреждений – различные лицеи, гимназии… В них более 80 тысяч учеников, 60 тысяч учителей и воспитателей. В этом отношении столица – бесспорный лидер. В Москве более двухсот негосударственных школ, в которых учатся свыше 18 тысяч ребят, работают 7 тысяч педагогов.[b]– Вы чувствуете поддержку города?[/b]– Еще как! Все наши школы получают помощь из городского бюджета. Только в этом году негосударственное образование столицы согласно городскому нормативу бюджетного финансирования получило более 90 млн. рублей. Кроме того, нам выделено 13 миллионов на питание учащихся, 131 млн. рублей – на учебники и учебно-методические пособия.[b]– Сколько же городских средств идет в среднем на одного ученика негосударственной школы?[/b]– В сентябре этот норматив был на уровне 2100 рублей. Всего же доля города в структуре наших доходов составляет 30 процентов.[b]– Остальные 70, как я понимаю, поступают от родителей учеников и спонсоров?[/b]– Да. Хотите знать, как складывается плата за обучение в негосударственной школе? Считайте: зарплата учителей, плюс арендная плата за здание, расходы на питание, на коммуналку, охрана школы… Получилось, допустим, миллион рулей. Треть необходимой суммы дает город. Остальное делим на количество учеников и получаем месячную оплату, которую должны внести родители.В нашей ассоциации разные по оплате школы. В регионах платят не более 2 тысяч рублей в месяц: там намного ниже аренда помещений. Да и в столице есть конфессиональные – православные, иудейские, мусульманские школы, где оплата колеблется от нуля до 50 долларов. Средняя же оплата по Москве – 400–600 долларов. Да, это недешево, но, как говорится, игра стоит свеч, и это по карману людям среднего класса. Не думайте, что частные школы только для богатых. У нас до 20 процентов учеников учатся бесплатно – это дети наших сотрудников, а также особо прилежные в учебе ребята.Конечно, есть частные школы, где оплата от 1000 долларов и выше. Зато и условия там просто царские: дети кушают деликатесы, скачут на конях, плавают в бассейне… Там же, где оплата ноль долларов, в основном только обучение, и ничего больше.[b]– Какие же сложности появятся у частной школы с 1 января 2005 года?[/b]– Любая школа, будь то государственная или частная, с момента аккредитации получала нормативное бюджетное финансирование. И вот теперь наши «верховные мудрецы» взяли и выкинули положение о бюджетной поддержке негосударственного образования. Точнее, записали хитрую фразу: дескать, на усмотрение регионов. Но сами посудите, какие возможности у дотационных регионов. Даже для Москвы это накладно. Сумеет город дать деньги частной школе – хорошо. Не сумеет – беда.Если бы только это. Скоро придется забыть про бесплатные учебники, которые мы получали за счет города. А ведь стоимость одного учебного комплекта 1000–1200 рублей. Раньше, как я уже говорил, нам доплачивали за питание – у малышей были завтрак и обед, у старших – обед. Теперь федеральное правительство решило: «Хватит! Сами крутитесь, как хотите». И это в то время, когда миллиарды долларов, заработанных в России, лежат в американских банках, а российская нефть рекой течет за кордон по 55 долларов за баррель. Государство отбирает у детей последние крохи. Наши реформаторы отменили 40-ю статью Закона «Об образовании»: о государственных гарантиях приоритетности образования, что ставит российскую школу на грань выживания.[b]– Может, подобные декларации в законе и ни к чему?..[/b]– Ничего подобного. В этой статье четко прописано, что государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования, освобождает образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. А теперь, выходит, что школа, что казино – подход абсолютно одинаковый.[b]– Про казино не преувеличиваете?[/b]– Ничуть. Посмотрите, какие налоги появляются у школы с 1 января 2005 года. Налог на недвижимость… Один мой приятель, педагог, с помощью родителей выкупил в собственность небольшой ведомственный детсад. Полностью его отремонтировали – получилось не здание, а игрушка. А недавно приходит скромный господин из финансового ведомства и говорит: «Теперь ваш садик стоит совсем другие деньги». Прикинул величину налога, который по новому закону следует платить с этой недвижимости: сорок тысяч долларов. Неслабо, да? К слову сказать, и наш лицей, который имеет несколько филиалов, начинался в старом, заброшенном здании. Нам также пришлось вложить немало средств, чтобы все привести в божеский вид. Зато теперь все довольны: и дети, и родители. И городские власти. Ведь помимо обучения детей я, как учредитель, ежемесячно плачу городу арендную плату, и немалую.[b]– Какую, если не секрет?[/b]– В последнее время – 1500 рублей за один квадратный метр. А этих метров у нас больше двух тысяч. Но самое страшное для негосударственной школы – налог на землю. Это просто смерть. Не город, а федеральная власть говорит нам: «Вы должны платить за землю, по которой ходят дети». Налог этот намного больше, чем аренда здания. Выставят такие суммы, что многие частные школы придется просто закрывать – ни один родитель, даже если он очень успешный бизнесмен, не способен покрыть такие безумные налоги. Кроме того, появится налог на прибыль…[b]– Позвольте, откуда прибыль у школы? Это же не нефтяная скважина…[/b]– Если раньше наши педагоги получали за платные факультативные или кружковые занятия, скажем, 100 рублей – из них 10 рублей мы откладывали на ремонт. А теперь это будет считаться прибылью, которая облагается налогом. Другой момент. Чтобы люди узнали о нашей школе, надо как-то поведать о ней в газетах, по радио, телевидению. Теперь и за это придется платить – налог на рекламу. Есть у школы автобус – плати налог на транспорт.[b]– Какой головой все это придумано? Ради чего?..[/b]– Мы тоже пытались это уразуметь. Может быть, это сделано по недомыслию, а может – специально, чтобы провести окончательную «зачистку» частной школы. В случае отмены бюджетного финансирования и введения всех налогов закрытие грозит каждой второй негосударственной школе. Впрочем, и государственной школе придется несладко. Взять те же кружки и факультативы, всю эту необходимую детям работу предлагают перевести на коммерческий лад. Школу заставляют вести вторую бухгалтерию, сочинять отчеты в налоговую инспекцию. Не дай бог, пять рублей не туда переведешь – за Можай загонят. Кто ж на это согласится? Из регионов к нам идет вал звонков: руководители негосударственных школ, учителя не знают, как им жить дальше.[b]– И в самом деле, какой-то тупик. Где же выход?[/b]– Вносить поправки на федеральном уровне – долгая песня. Многие ждут, как в этой ситуации поступит Москва. Насколько мне известно, Мосгордума намечает рассмотреть новый вариант закона о развитии образования – в нем будет отражена позиция московских властей, которые, уверен, не дадут погибнуть негосударственной школе. Надеемся, что московский закон позволит – пусть не убрать, хотя бы смягчить эти налоговые удары и послужит ориентиром для других регионов. Главное, чтобы ни государство, ни субъекты Федерации не пытались зарабатывать на школе. Школа, повторяю, не казино.