Среда 20 февраля, 02:02
Ясно -1°
Город

Александр Митта натаскивает будущих режиссеров на ремесло, как гончих на лис

Александр Митта натаскивает будущих режиссеров на ремесло, как гончих на лис.
Александр Митта натаскивает будущих режиссеров на ремесло, как гончих на лис.
Фото: «Вечерняя Москва», Мила Славская
Накануне своего 80-летия знаменитый кинорежиссер на одном дыхании, стоя, провел трехчасовой мастер-класс. Позволил себе присесть на 138-й минуте, когда разбавил двухминутным фильмом блестящую лекцию о том, как снимать кино.

Александр Митта расчленил на составляющие то, что раньше я по наивности считала таинством – создание кинокартины. Нарисовал скелет действия. Вывел четкую схему движения сюжета – от экспозиции через завязку и драматическую ситуацию к конфликту и кульминации. Оказалось, что кости, из которых сложена «Касабаланка» и рекламный ролик, одинаковы. Этот человек без сантиментов «отнял аромат у живого цветка» и натаскивал будущих режиссеров на ремесло, как гончих на лис. Зрителя при этом он называл «этот мерзавец». Когда Митта закончил, я ощутила то, во что он так любит вгонять «этого мерзавца» – острое чувство «саспенса» (англ. suspence - состояния тревожного ожидания).

Перед мастер-классом Александр Митта дал интервью корреспонденту «Вечерней Москвы».

- Что было главным «саспенсом» вашей жизни?

- Трудно сказать. У меня не было ситуаций, которые были у Тарковского или Германа. Чтобы картины закрывали.

- А «Сказка странствий»?

- Дурь абсолютная с ней была – объявили, что это фильм ужасов. И она пошла без премьеры. В Белом зале Дома кино показали, и все. Все вокруг стали убеждать, что я провалился, и я поверил в это. А потом, со временем, я выяснил, что у детей картина хорошо прошла.

- Я посмотрела ее в детском кинотеатре, когда была маленькой, и запомнила на всю жизнь. Мне кажется, это была лучшая роль Андрея Миронова.

- Не лучшая, но хорошая.

- Еще, на мой взгляд, вы дали лучшую роль Олегу Ефремову – когда сделали его немым художником. Немого может сыграть только великий артист.

- Одна из лучших ролей. Ефремов сам меня попросил лишить его права голоса.

- Для тех, кто не читал вашей книги «Между адом и раем», так ли уж важен этот «саспенс», без которого, по-вашему, не мыслимы ни жизнь, ни кино?

- Все болтают «саспенс», и никто не знает, как его делать реально. О нем хорошо понимал Хичкок. Но очень жестко. Я прочитал внимательно книгу бесед Хичкока и Трюффо и не мог понять, почему они не говорили об этом. А потом понял. Для Хичкока это было само собой разумеющимся, как он это делает, а для Трюффо это было вообще не нужно. Когда к нам на курсы приехал один хороший голливудский сценарист, я пошел к нему советоваться, не совершаю ли ошибок. Он говорит: «Мы об этом сроду не писали, напишите статью, мы опубликуем». Это серьезная вещь! Саспенс работает при определенных жестких параметрах. Для триллера они естественны, а для бытовой истории – вовсе нет. Его надо выстраивать. И вот тут мы сталкиваемся с тем, что российские режиссеры сильно уступают западным по ремеслу.

- А по таланту?

- По таланту - нет. Я преподаю в Гамбурге в киношколе. Там студенты гораздо более образованны. Они все лето учатся в летних киношколах, много читают, очень жестко готовятся к профессии. Умеют считать деньги. Например, на продюсерский факультет берут студентов только с университетским образованием. Там продюсеры – самые культурные люди.

- У нас на высшие курсы сценаристов и режиссеров тоже берут только с высшим образованием.

- С высшим – да. Но это не того качества образование.

- Я прочла на сайте вашей киношколы, что курс можно прослушать за смешные деньги – три тысячи рублей.

- Да. Но нерегулярно и нестабильно. Это двухдневный курс, я его даю, когда появляется интересная тема. Вот сейчас был такой курс. Приехало много студентов из Сибири, с Урала, две девочки приехали из Америки. Читать такие курсы приезжают хорошие педагоги. Сейчас один из известных голливудских сценаристов будет разбирать последние 20 фильмов, получивших «Оскар». Подробно разберет взаимоотношения между фильмами и сериалами, потому что оно меняется. Сериал уже давно перестал быть второсортным занятием. Там работают сейчас самые лучшие люди, самые серьезные идеи.

- В моем любимом фильме «Сказка странствий»...

- Спасибо...

- Есть дракон, на котором живет куча бездельников, чей девиз выразил герой Смехова: «Не сеем, не пашем, все из земли прет». Не является ли это метафорой сегодняшнего дня?

- Тогда эта фраза так не звучала. Тогда было понятно только, что мы выедаем землю. Мы еще не были страной нефти. К сожалению или к счастью, никто не думает о том, что два-три поколения съедят то, что земля копила миллионы лет.

Александр Митта натаскивает будущих режиссеров на ремесло, как гончих на лис.

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER