Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Олег Стриженов: Последний герой

Развлечения
Олег Стриженов: Последний герой

[i]Ровно пятьдесят лет назад, в январе 1955 года, на экраны страны вышел фильм Александра Файнциммера «Овод». Пятьдесят лет назад страна впервые увидела и тут же безоговорочно признала по-нездешнему красивого и отважного Артура Ривареса в исполнении дебютанта Олега СТРИЖЕНОВА. Картина тут же стала культовой: «Овод» в 1955 году занял третье место в прокате – его посмотрело тогда 35,16 миллиона зрителей. А Стриженов мгновенно превратился в народного кумира, а французы даже прозвали его «советским Жераром Филиппом».[/i][b]И не рыжий, и не конопатый[/b]Он не мог не стать Артуром. Судьба. Рок. Везение. Случай. Назовите, как хотите. Но еще в 1952 году, когда питерец Александр Файнциммер, снявший к тому времени «Константина Заслонова», решил экранизировать роман Этель Войнич, то помощники в числе других молодых и красивых дебютантов (они объездили в поисках Артура полстраны), порекомендовали ему фотогеничного студента Щукинского училища. Он произвел впечатление и внешностью, и игрой в учебном спектакле «Ромео и Джульетта». Кого играл? А вы как думаете? Конечно, Ромео. Фотографию Стриженова показали режиссеру, но тот, повертев ее в руках, остался равнодушен к красавцу.Те съемки 52-го года так и не начались из-за производственных проблем. Их перенесли на следующий год.Снова искали Артура. Им мог стать и Сергей Бондарчук, и Юлиан Панич… Но судьбе было угодно сделать так, что второй режиссер фильма Николай Акимов случайно попал в Таллине на спектакль местного драматического театра «Без вины виноватые», где роль Незнамова с огромным успехом играл молодой Стриженов. Артист произвел впечатление.И в Москве Акимов порекомендовал его Файнциммеру. Тот задумался: «Где-то я уже слышал эту фамилию». И вспомнил, что год назад уже видел его фото... Теперь он решил познакомиться ближе. И вот в начале 54го года Олег Стриженов приехал в Ленинград… Забегая вперед скажем, что на пробах он был невероятно собран и поразил режиссера осмысленной игрой. В марте 54-го на «Ленфильме» начались съемки «Овода»….– Тут я прочитал воспоминания Габриловича ([i]сценариста «Овода». [/i]– [b]Н. Б.[/b]) о том, что привезли, мол, из Таллина маленького рыжеволосого веснушчатого паренька, плохо одетого, в драном свитере, – улыбается Олег Александрович. – Кто такой? Акимов посоветовал. Начал паренек читать и жестикулировать тонкими пальцами... Да...А надо сказать, что сам Евгений Иосифович – метр с кепкой в прыжке. Через несколько лет я его встретил и поинтересовался: «Если я вам показался таким маленьким (а во мне метр восемьдесят два), вы, наверное, должны быть баскетболистом? В вас должно быть два с половиной метра?» Ведь я никогда не был рыжим, и веснушек никогда у меня не было. Это же беда – их на экране не спрятать, ни один грим не берет. Про одежду тоже скажу. Я приехал в Питер ведущим артистом таллинского Русского театра драмы – уже сыграл Незнамова (это моя любимая роль на всю жизнь). И я приехал в шикарном прибалтийском костюме – ведь именно в Таллин тогда наши ведущие артисты ездили шить костюмы. Я спрашиваю Габриловича: «Где вы нашли мою одежду, веснушки, мой рост? А потом про пальцы зачем врете? Это у брата моего тонкие длинные пальцы, а у меня рабочие, я парень с замоскворецких задворок, жил почти напротив Парка Горького, работал на заводе, строил Павелецкую железную дорогу на трудфронте во время войны, рельсы носил на морозе. У меня совсем другие руки – может, они и выразительные, но не аристократические». Он мне ответил: «Ну, нужно же «Золушку» когда-то складывать». – «Зачем? Она давно уже создана». – «Но все равно, лучше, когда артиста нашли на помойке»…– Неправда это! – горячится Стриженов. – Надо писать правду – к вам приехал ведущий актер театра с прекрасно сыгранным Незнамовым. Именно Незнамов дал мне дорогу в жизнь. Поэтому я потом никого не боялся на съемочной площадке – ни обоих Симоновых – ни Николая, ни Рубена, ни народных, ни заслуженных артистов императорских театров – Малютина, Дмоховского. А со мной в «Оводе» ведь какие асы снимались! Там Ефим Копелян одну фразу говорил: «Ищем человека со шрамом». Там Лебедев на заднем фоне проходил с одной фразой… Но я никого не боялся, не тушевался – у меня уже был свой зритель, меня город ждал с нетерпением. Кстати, и отпустили меня в Питер с условием, что я буду прилетать в Таллин и отыгрывать свои спектакли – заменить было некем, зритель ходил именно на меня. Вот так складываются легенды.[b]Герой чужого времени[/b]Когда он шел по коридорам «Ленфильма» в гриме и костюме Артура, то люди просто столбенели. Потому что советские граждане так не причесывались и не одевались.– Я появился на Ленфильме, как с облака, – смеется Олег Александрович. – На фабриках (так назывались тогда студии) у нас такие не ходили. В белой байроновской рубашке, черные кудри до плеч… Во времена сталинизма если бы кто-то вышел в таком виде – его на всякий случай забрали бы. Хорошо, что шел 54-й год. В эпоху постсталинизма уже появился новый герой на экране. И все же мой Артур бросался в глаза. Вот помню, я выхожу в коридор Ленфильма – стоит жутко бородатый человек, только голубые глаза сверкают: «Молодой человек, можно вас?». Кто такой? Не узнаю, а вроде бы я его хорошо знаю. «Позвольте пожать вам руку». – «За что?» – «Просто так – мне хочется сказать, что у вас очень большое будущее в кино». Я удивился, пожал руку и ушел. В гримерной спросил: «Скажите, кто этот бородач?» – «Иван Федорович Переверзев». Он снимался тогда в «Герое Шипки».И точно такой же разговор состоялся на Ленфильме у меня с Марком Бернесом. Точно такую же фразу он мне сказал: «Вас ждет большое будущее». Его я, конечно, узнал сразу – потому что Марка я очень любил и с ним очень потом подружился, стал даже просто на «ты». Ведь когда-то, будучи мальчишкой, в военной Москве от его «Двух бойцов» просто плакал. Мы сидели в кинозале в пальто, в ушанках, пар шел изо рта, грязная тряпка вместо экрана. Его еще я помнил Костей из довоенного фильма Юткевича «Человек с ружьем». Словом, услышать такое от своего кумира – дорогого стоит…[b]Артисты, а не качки[/b]– Вообще старшее поколение наших актеров на меня произвело большое впечатление. Ведь удивительно: весь наш тогдашний тоталитарный сталинистский кинематограф был безумно талантлив. Очень талантливые люди работали во всех направлениях – режиссеры, сценаристы, художники, костюмеры… У нас были великолепные мастера по костюмам, по прическам – особенно женским, историческим... Настоящие профессионалы работали день и ночь – практически бесплатно...Я могу сказать «спасибо» всем ушедшим мастерам, которых я застал – и до войны, и позже, в Театре киноактера. Они уходили на наших глазах. Я их всех любил. Талантища… Они творили с такой отдачей...Один раз в году бывали премьеры – и хорошо, если так. А многие прожили без всяких премьер – и любили кино. А не себя в кино. Это массовое искусство. Фон тоже должен играть – вот тут должна быть великая режиссура, надо уметь справиться с такими массовками, как у Бондарчука. Я пять человек не построю. А он! Какое умение, воля, характер! Вот что мы потеряли. Это жалко, может быть, вернется, но вряд ли я дождусь.Кстати, это же какой талант ухищрений над оиметь, чтобы в сталинские времена делать фильмы, которые нравилось бы и народу, и вождю! Когда сам Сталин вписывал в сценарий: «Входит товарищ Сталин». И все вроде идейно. А фильм получался яркий! Вот это были мастера! Это было действительно настоящее кино – и призы получали соответствующие… – У нас был великий советский кинематограф, который мы потеряли.Наше кино изучало жизнь, несло в народ все интересное, изученное, выстраданное, от всего сердца. А иначе что же? Можно закончить ВГИК и с дипломчиком снять фильм. Вот, к примеру, видел тут один. Про войну. Может быть, 44-й год. Выходит паренек из метро и за ним панорама вверх – на вход: «Станция Кропоткинская, метро имени Ленина». Я один был в доме – так ойкнул! За это ж убивать надо! В 44-м году такая станция! Тогда была станция «Дворец Советов» и метро имени Кагановича! Такого «режиссера» надо дисквалифицировать и отобрать диплом! Ну не умеешь – поработай: сходи в библиотеку, посмотри фотографии, изучи эпоху.Мы имели настоящий кинематограф, совсем не хуже Голливуда, а гораздо лучше и глубже. Вот раньше не показывали американские фильмы, а я уже тогда имел возможность их видеть и сравнивать. Какая разница! У нас – настоящая глубина проникновения в образ. У них – пустая пальба и пустые лица. Не артисты, а просто качки. Хотя и у нас ребята всегда были спортивные – все умели: и фехтовать на шпагах, и драться, и боксировать, и ездить на лошади.Помню, у меня как-то Иван Александрович Пырьев, приступавший тогда к «Белым ночам», спросил – можешь фехтовать? А я был лучший фехтовальщик в вахтанговской школе, любил это дело с детства, обожал артиста Эрола Флинна, который сыграл Робин Гуда. Я любовался тем, как он здорово фехтует, с какой легкостью. И на вопрос Пырьева: «Можешь, как Флинн?» – «Думаю, что могу и лучше». Такой нахал. Пырьев ответил: «Ты попробуй хоть около».[b]Секс-символ – в штанах![/b]Стриженов очень раздражается, когда его называют секс-символом 50–70-х годов.– В наше время было понятие «кумир» – в сто раз сильнее любого нынешнего секс-символа. Мне стыдно слышать слово «звезда». Тем более – «фабрика звезд». Раньше это было вообще оскорбительно, если на актера кричали: «Эй ты, звезда!» Либо ты артист хороший, либо просто никто.Может быть, еще на эстраде можно сказать на какую-нибудь певичку – «звездочка». Но… У нас же были Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Марк Бернес. Не звезды, а артисты эстрады.Вот в «Белых ночах» Пырьев задумал, чтобы в моих мечтах предстали самые ведущие и самые красивые актрисы. Скобцева, например. А в этом «гареме» – молоденькая красоточка Ара Шенгелая. Там в сцене бала танцует десяток красоток – красивых манекенщиц собирали по подиумам Москвы и Ленинграда ассистенты Пырьева.Вот как относились к работе. Не как сейчас: я «звездочка» на фоне тряпочки в спортивном зале – спасибо, что шведской стенки не видно. Ведь как снимают сейчас! Если денег нет – арендуют в школе спортивный зал и делают из него дворец! А «Звезда пленительного счастья» снята в Зимнем дворце! Причем бесплатно!.. Попробуйте сейчас в Зимний дворец войти с камерой! У вас не хватит никаких денег! Почему-то наша великая страна стала копировать бескультурную Америку. Ведь как таковой американской культуры нет. А у нас и во Франции, и в Италии – своя глубокая национальная культура. Иметь такую великую литературу, как в России, и подражать какому-то чудовищу?! В результате в современном российском кино – никакой актерской игры, потеряна школа, я уж не говорю о режиссуре. Кто-то собрал деньги на пленку, на гонорары артистам – ну и давай снимать!..Я утверждаю: не всегда у нас режиссер – действительно режиссер. Не всегда тот, кто снимается, – актер.Взяли девочку с улицы – и уже актриса, звезда! Читаешь иной журналишко – просто страшно становится. Мы жили, слава богу, по-другому. И не считались звездами. За пятьдесят лет работы в кинематографе я много ездил за рубеж и видел настоящих звезд – Шарля Буайе, к примеру, Марлен Дитрих или Жоржа Сименона. Они – настоящие. Кстати, и в мечтах не мог представить, что их увижу «живьем».Я вот иногда думаю: что было бы, если бы я родился сегодня. Стал бы актером? А зачем? Чтобы играть в «Ментах»? А секс-символ… Бог с ним, пускай называют. Только честно – я не знаю, что это такое. Где-то прочитал, что Ричард Гир предъявил его из своих штанов корреспонденту со словами: вот вам секс-символ, а не я! Наверное, он прав.[b]Трагический мечтатель[/b]В творческой биографии Олега Стриженова фильмов могло быть гораздо больше, если бы не его легендарная требовательность. Как только актер чувствовал авторскую немощь или убогость замысла – уходил со съемочной площадки. Поэтому, наверное, у Стриженова нет ни одной, что называется, проходной роли – от «Овода» до «Неподсуден». Но часто отказываясь от предложений (мы могли, к примеру, увидеть его Алешей Скворцовым в «Балладе о солдате» или Андреем Болконским в «Войне и мире»), он породил легенду о своей капризности и высокомерии. А дело все в том, что у Стриженова свое представление о романтическом герое. Он отказывается, к примеру, считать таковыми героев Дюма или Майн Рида.– У нас немного сместились понятия о том, что такое романтический герой. Даже сами актеры очень часто путают. Играют, скажем, мушкетеров или гардемаринов – и считают себя романтическими героями. А это не так. Это же просто беллетристика, это ближе к костюмированным юношеским забавам. В мою юность считалось: если тебе 18–20 лет и ты все еще читаешь Дюма – то странно. На тебя косо смотрят: не задержался ли парень в детстве? Мне, к примеру, предлагали сыграть в «Человеке-амфибии». Я себе сказал: на этом этапе творческого пути подобных ролей я играть не буду. Нет.Или вот сразу же после «Мексиканца» Пырьев предложил Владимиру Каплуновскому снять «Всадника без головы» – благо все было под рукой: кони, ковбои, Ай-Петри… А тот – ко мне. Я ответил: «У вас все есть, но не будет меня – я подожду что-нибудь с головой».Для меня Морис Джеральд – не романтический герой. Его вообще у Майн Рида нет. Романтический герой – это мечтатель, но трагический. И очень серьезный. Обратитесь к классической литературе. Есть такое понятие: Sturm und Drang. Прочтите у Шиллера и Гете, что это такое. Их герои – очень крупные личности, мечтающие об улучшении жизни своего народа, вплоть до свержения власти, готовые идти на эшафот… Вот об этом и грезил мечтатель Достоевского, герои Шиллера, Войнич, а не Дюма… А романтический герой нужен всегда. Каждый человек в жизни романтик, мечтатель, и от этого никуда не денешься.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.