Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Что такое синемафония?

Развлечения

[b]27 января, в 61-ю годовщину снятия Ленинградской блокады, в Санкт-Петербурге представят Седьмую симфонию Шостаковича в необычном виде. О проекте «Синемафония» московским журналистам рассказал кинорежиссер Георгий Параджанов.[/b]Ленинградская симфония со знаменитой темой нашествия стала непрерывной основой, на которую легла мастерски смонтированная документальная лента Параджанова (племянника великого мэтра).Поначалу режиссер получил для ознакомления даже не каноническую запись симфонии в интерпретации Рудольфа Баршая, а 20-метровую энцефалограмму слушательской реакции на эту музыку, сделанную в Институте мозга. И Параджанов, ученик Людмилы Волковой, монтировавшей «Андрея Рублева», начал подбирать хронику. Говорит, что за три часа отсматривал в архиве по 80 коробок.72 минуты шедевра Шостаковича превращены в произведение неизвестного жанра (синемафонию?) о мирной жизни СССР, войне с фашистами и победе над ними.Начальные кадры – поезд, несущийся по тоннелю, а в купе – курящий папиросу Шостакович.Советская довоенная хроника взята тонко – и, хотя режиссер уверяет, что многое давно растиражировано, сразу не скажешь. Добыча угля, ГЭС, искристая сварка, наряженные (для сталинской кинохроники) бутузы в детсаду, рай отдыхающих среди сочинских пальм. Но и деревенский сеятель, крестящийся прежде, чем сыпануть на пашню пригоршню семян, крошечный ребенок за бороной… Остроумно найден визуальный эквивалент вступлению зловещего малого барабана: жук на навозной куче сучит лапками, будто издавая эти мерзкие мелкие звуки. Тут – сразу переход на когти гербового орла Третьего рейха. А там уж и отупевшие от восторга перед Гитлером берлинские обыватели… Не иллюстрации, а образы – такова была задача Георгия Параджанова, автора нашумевших фильмов «Я – чайка» (о судьбе актрисы Валентины Караваевой) и «Я умер в детстве», закрывавшего программу документального кино в прошлогодних Каннах). Есть кусочки из Ленни Рифеншталь, даже из Бунюэля (страшно падающий со скалы олень из фильма «Земля без хлеба» – как образ абсолютного хаоса).Идея «Синемафонии» принадлежит Сергею Давитая, названному в титрах автором-конструктором, и разрабатывалась она не один год. Предприятие рисковое: ведь 27-го в зале Санкт-Петербургской филармонии симфония будет вживую исполняться темиркановским оркестром под управлением Максима Шостаковича, сына композитора.А фильм пойдет на большом экране, перед глазами дирижера (возможно, прямую трансляцию на уличных экранах организуют еще в некоторых районах Петербурга). То есть, дирижер будет вынужден с точностью до мига соответствовать исходному для кинорежиссера исполнению Баршая.В конце ХХ века пришла мода озвучивать старые немые фильмы. Эту интереснейшую тенденцию Николай Дмитриев назвал «Немое кино – говорящая музыка». Так, «Стачку» Эйзенштейна таперски озвучивали ансамбль «4:33» Алексея Айги или рок-группа «Текиладжаззз». Здесь же нечто противоположное, небывалое, с непредсказуемыми последствиями.Ведутся переговоры с Рудольфом Баршаем об исполнении симфонии под его управлением 9 мая этого года в Москве. Но предсказуемо одно: по следам премьеры ожидается выпуск DVD, который в любом случае станет ценным пособием для нового поколения, не отличающего Первую мировую войну от Второй, а Дмитрия Шостаковича от Горана Бреговича.

Подкасты