Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Анатолий Лысенко: На «ТЭФИ» я буду «болеть» за телезрителей

Развлечения
Анатолий Лысенко: На «ТЭФИ» я буду «болеть» за телезрителей

[b]На телевидении события пошли таким косяком, что просто и не уследишь: только что закончился Евразийский телефорум, открывается церемония «ТЭФИ», а на днях пришло сообщение о создании новой организации – Международной телеакадемии. Ее президентом избран Анатолий Лысенко.[/b][b]– Анатолий Григорьевич, не многовато ли у нас телеакадемиков? Просто академик на академике сидит… Российская, евразийская, теперь еще международная. Не умением, так числом?[/b]– Ну, слово «академия» и мне – не очень, а к званию «академик» в телевизонной сфере иначе как с изрядной долей самоиронии и относиться невозможно… Опять же академия академии рознь. Скажем, Росийская академия телевидения – это ведь, в сущности, жюри, которое решает, кому быть первым на той же «ТЭФИ».[b]– А вы, кстати, за кого будете на «ТЭФИ» болеть?[/b]– Только за одну команду – телезрителей.[b]– Дай бог им – то есть нам – победить. В неравной борьбе с телевизором. Итак, Международная, вновь созданная, телекадемия – это…[/b]– Это попытка собрать воедино то, что мы утратили. Мы все разбежались по своим «квартирам», выкинули собственные флаги, радостно наизбирали президентов, и результатом такой «детской болезни независимости» стала утрата общего телепространства. Утратили школу тележурналистики, опыт. Друг друга. В общем, прервалась связь времен. Теперь пришло время ее восстанавливать. Но восстанавливать не с позиций «старшего брата», который указует перстом, кому что надобно делать, а на равных. Мы просто не знаем, что происходит на наших пространствах, а ведь была блестящая школа документальной тележурналистики в Мурманске, великолепно делали музыкальные программы грузины и прибалты… Словом, наша цель – сохранить, собрать все, что у нас было, воссоздать единое информационное пространство стран СНГ и Балтии, наладить профессиональное обучение работников телевидения, систему стажировок и повышения квалификации, семинары и мастер-классы… Наша организация открыта для всех, кто в этом заинтересован. На нас тут даже уже наезжают – звонил Якубович и с обидой спрашивал, почему меня, мол, не включили, но мы принимаем всех… [b]– И что, все ваши «академики» будут вести мастер-классы где-нибудь в Свердловской области? И тот же Якубович?[/b]– Ну, во всяком случае, когда мы это обсуждали, никто не отказывался.[b]– Анатолий Григорьевич, вы как-то однажды сказали, – лет пять назад, в одном интервью, – что интеллигентный человек вообще не должен смотреть телевизор, он книги должен читать… Вы и сейчас так считаете?[/b]– Считаю. Мнений своих не меняю.[b]– А как же канал «Культура»?[/b]– Знаете, что я вам скажу – вещь, может быть, странную и крамольную, но этот канал сыграл на нашем телевидении, в общем-то, роль зловещую…[b]– ???[/b]– А очень просто: конечно, с одной стороны, это огромный плюс, но ведь и – интеллектуальная индульгенция другим каналам: раз есть «Культура», то мы можем отдыхать! И не делать ничего.[b]– В плане нашего «культурного развития»?[/b]– Конечно. Хотя есть и интеллектуальные передачи, тот же Гордон, которого я, признаться, не любил на радио, а вот то, что он делает сейчас, мне очень нравится… [b]– Гордон тут как-то признался ночью своему собеседнику, аж взмолился, что совсем уже запутался, мол, вы, воля ваша, профессор, что-то такое умное сочинили, что никому не понять…[/b]– А это, между прочим, очень здорово! Это высший пилотаж тележурналистики, может быть, помните, в свое время была такая передача «Это вы можете», вел ее Володя Соловьев, ныне, к сожалению, покойный. Так этот Володя по жизни не отличал винтика от болтика, ну никаких технических познаний, ноль. Но вот именно потому, что он ничего в технике не понимал, он делал потрясающую передачу! Ему самому было интересно – на полном серьезе, – он восхищался искренне теми, кто что-то умел, он ставил себя – не специально ставил, просто стоял – в этой картинке ниже тех, кто придумывал, изобретал… И вот потом, после его смерти, передача тоже умерла – потому что не могли найти ведущего. Приходили специалисты – но у них «глаз не горел», как у Володи… им было все понятно, все известно, и… скучно.[b]– Вот, кстати, о специалистах – вы же в свое время МИИТ окончили, и очень многие, насколько я знаю, лучшие «перья» журналистики – и газетной, и теле, и радио – они ведь на журфаках не учились, «академиев» не заканчивали..[/b]– А я вам скажу – по моему разумению, журналистике ни на каких курсах вообще нельзя научить! Нельзя научить талантливо писать, снимать. Можно научить – да, – только основам ремесла. Ну а таланту… [b]– Из этого можно понять, что и ваша Международная телеакадемия будет чем-то вроде «ФЗУ второй ступени»?[/b]– В известном смысле, да. А что? Чем плохо ФЗУ? Между прочим, знаменитое пушкинское «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» – так ведь и продаже рукописей надо учить! [b]– Да, кажется, сейчас это более актуально, чем само вдохновение. А нет у вас ностальгии по тем временам, когда было наоборот? По тому же «Взгляду»? Извините, вопрос, конечно, дежурный…[/b]– Ну и ответ будет ожидаемый: конечно, есть. Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя, верили в то, что все можно молниеносно решить… конечно, это все есть. Ностальгия по молодости. Как у любого человека.[b]– Говорят, у вас на даче – настоящий сад камней в японском стиле. Это вы так медитируете?[/b]– Да кто вам такую ерунду сказал – «сад камней»?! Валяются просто два булыжника… я медитировать не умею, я вообще человек не созерцательный… [b]– Анатолий Григорьевич, а сами-то вы… верите в привидения?[/b]– «Конечно же, нет, ответил лектор и медленно растаял в воздухе». На Стругацких вы меня не поймаете.[b]– Э-э-э... я, собственно, хотела спросить: а сами-то вы телевизор смотрите?[/b]– Знаете, смотрю. И очень много. Меня тут подрядили писать обзоры для одного издания. Смотрю. В основном, конечно, кнопками щелкаю, с канала на канал скачу.[b]– И как?[/b]– Основное ощущение – идет тиражирование непрофессионализма. «Токовищ» – это я так токшоу всякие называю – развелось безумное количество. Когда-то это казалось потрясающим достижением – сидят люди и болтают, прямо как в Америке, но сейчас... вот уж вправду иной раз лучше жевать, чем говорить.Знаете, какая в металлообработке самая главная профессия? Высшая степень мастерства? Лекальщик. Тот, который делает лекала, образцы. По которым потом токари стараются. Так вот, токарей у нас навалом, а лекальщиков – нет.[b]– Значит, вы будете готовить на мастер-классах своей академии «самоироничных лекальщиков»?[/b]– В идеале – хотелось бы.[b]– Спасибо за беседу, Анатолий Григорьевич.ДОСЬЕ «ВМ»:[/b][i]Лысенко Анатолий Григорьевич, родился 14 апреля 1937 года в Винницкой области.В 1960 году окончил Московский институт инженеров транспорта и поступил в аспирантуру.На Центральном телевидении с 1957 года – внештатный автор, консультант, редактор и ведущий молодежных программ.В 1987 году создал программу «Взгляд» и стал ее руководителем.В 1990-м возглавил Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию – ВГТРК.Особые приметы – ненавидит, когда его называют «патриархом телевидения»: сразу, говорит, чудится что-то такое типа «выноса тела»…[/i]