Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Тум, балалайка!*

Развлечения
Тум, балалайка!*

[b]На афишах он – Борис Цымба. Но все зовут его просто Боб. Заслуженный артист России, больше тридцати лет проработал в Москонцерте, читал юмористические монологи и пел частушки под балалайку. Объездил весь Союз и никогда не сидел без работы. Бывший артист Москонцерта Геннадий Хазанов по телевизору рассказывал про Цымбу. Подходит Боб Цымба к кассе за гонораром. А кассирша ему: «У нас обед!» «Вы не даете мне денег, потому что я негр!» – жалуется Цымба. Тогда кассирша, увидев в смете сумму его гонорара, взрывается: «Это ты-то негр? Это я негр!»[/b]К сожалению, кроме этой байки о Бобе Цымбе в последнее время ничего не слышно. Борису Борисовичу уже 74, он давно не выступает, живет тихо на пенсии.Мне, признаюсь, стоило немалых усилий уговорить его на интервью. «Ну, хорошо, приходите в театр», – наконец согласился он.Каково же было мое удивление, когда я узнала, что Боб Цымба играет в национальном еврейском театре «Шалом»! Согласитесь, чернокожий иудей с балалайкой – это нечто из ряда вон.Спектакль, на который меня пригласили, назывался «Моя кошерная леди» – это еврейский вариант «Моей прекрасной леди». Молодой доктор спорит с одним раввином: мол, он сможет сделать стопроцентную аиду (еврейку) из самой неисправимой гойки (представительницы нееврейской национальности). В спектакле Боб Цымба играет хасида из Америки, который принимает у девушки экзамен «на кошерность».– Бобулос давно хотел у нас сыграть, – говорит Александр Левенбук, художественный руководитель театра (некогда ведущий знаменитой «Радионяни»). – И вот, наконец, появилась пьеса. Это единственная в мире современная еврейская пьеса, которую написал гениальный Аркаша Хайт.Мы разговариваем сразу с обоими – Цымбой и Левенбуком в директорском кабинете. На стуле спит очаровательная черная кошечка. «Подбираете всяких приблудных черных котов вроде меня», – бурчит «хасид из Америки».[b]По паспорту я Чупров– Борис Борисович, – начинаю я. – А вы вправду хасид?ЦЫМБА:[/b] Нет. У меня мама – русская. А папа – негр.[b]– А вообще разве бывают евреи чернокожими?ЛЕВЕНБУК:[/b] А как же! А Ханга? У нее мама – одна из пропагандисток или – как это называется? – активисток еврейской общины мира. А она еще всем говорит, что она русская! ([i]Хохочет[/i]) Припарка это все. Лапша. Мама у нее – еврейка. Лена может даже в Израиль эмигрировать.[b]Ц.:[/b] Я знаю их очень давно. Раньше негров было-то – я, еще один и они. Волей-неволей познакомишься. Приятель моего отца – тоже негр – он нас и познакомил, тогда мать Ханги еще студенткой была... Мы ведь с Хангами в одном фильме снимались – «Это сладкое слово свобода». У них роль была такая: они улицу переходили.[b]– А потом общались?Ц.:[/b] Ханга меня пригласила в «Принцип домино», туда собрали разных африканцев. Я очень не хотел идти: не люблю всего этого. Еле-еле они меня уговорили. Ну а после программы она говорит: позвони мне, поболтаем. Ну я так и не позвонил.[b]– Борис Борисович, а вы знаете, как ваш отец попал в Россию?Ц.: [/b]Я отца не помню. Знаю, что он был артист цирка. Из Америки приехал в Россию еще в году 25-м. Я маленький был, когда он погиб. Он был силач: на груди камни разбивал. Ну, какой-то пьяный ему вместо груди по животу стукнул. И убил.[b]– Цымба – это был его псевдоним?Ц.:[/b] Нет, это его фамилия. Но я по паспорту не Цымба, а Чупров. Мать второй раз вышла замуж за Чупрова, он меня усыновил. И мы уехали в Хабаровск.[b]– А где вы родились?Ц.:[/b] В Таганроге.[b]Л.:[/b] Как Чехов.[b]Ц.:[/b] Да, и еще как дрессировщик Дуров и Раневская. Цирк был в Таганроге на гастролях. Я вообще уехал от матери еще ребенком. Приехали в Хабаровск циркачи, уговорили. А тогда как раз война начиналась. Мать подумала, что мне будет лучше с ними.[b]– Что о войне вспоминаете?Ц.:[/b] Хотел на флот – юнгой. Мы уже приехали на Русский остров во Владивостоке. Но там выяснили, что маленький, и отправили обратно. Так я во время войны с цирком ездил по Союзу. Везде полные залы. Но, конечно, тяжело было. Денег очень мало платили. Я вам скажу по секрету, есть так хотелось, что мы с другими мальчишками потихоньку у животных в цирке корм воровали: мясо чуть отрезали, крупы чуть отсыпали. А картошку жарили на касторке.[b]– А немцев видели?Ц.:[/b] Только военнопленных. В Риге я видел, как судили семь немецких генералов. Я только две фамилии запомнил: эсэсовцы Йекельн и Руф. Всех приговорили к повешению. Ну и мы, мальчишки, сбежались на площадь смотреть, как их буду вешать. Нам интересно было![b]Русский? А че такой черный?– В цирке вы кем были?Ц.: [/b]Ассистентом. Потом еще у Дурова работал: кнут подносил. А потом в Риге у Костелло – тоже ассистентом. У Костелло был психологический номер: он читал мысли на расстоянии.[b]– А Дуров? Что это был за человек?Ц.:[/b] Да не хочу я рассказывать! Не хорошо о мертвых рассказывать... ([i]После долгих уговоров[/i]. – [b]Е. К.[/b])... Ну выпить был не прочь. Вроде мужик был неплохой. Но когда напивался, становился сумасшедший. Может, это первый Дуров, основатель династии, животных дрессировал лаской, конфеточками. Но я-то работал у сына – Владимира Григорьевича. И там были такие большие багры, как у пожарников: так этот багор слону под кожу... Наверное, я на этой почве с ним и поссорился.[b]– Как получилось, что вы стали артистом эстрады?Ц.:[/b] Это было уже после войны. Приехал в Киев на конкурс украинских мастеров эстрады. Получил там лауреата. За что? А я Сталина хвалил! У нас был такой номер. В меня бросали камни, а я падал на землю и читал стихи: «Я пою о тебе окровавленным ртом, Я пою о тебе в этой каменной бездне. Я пою о тебе под свистящим кнутом, Но я знаю, ты слышишь в Кремле эту песню» ([i]хохочет[/i]). Вот так, ну а дальше – с одним артистом познакомился, сделали номер. Я же разговорник был. Потом попал в Москонцерт. А потом вот он ([i]указывает на Левенбука[/i]) посоветовал мне сделать номер с балалайкой.[b]Л.:[/b] У Боба был монолог, который написали ему мы с Аркадием Хайтом. Монолог был написан специально на Боба. Его не мог исполнять никто другой. Он отражал его ситуацию в этой жизни. Например, кто-то заподозрил: не шпион ли он? Проверяют документы: документы в порядке – мог подделать. Смотрят, курит советские сигареты: этому его могли научить «там».Заглядывают в профсоюзную книжку, а там взносы не уплачены: значит, все в порядке, это наш человек... Вдобавок решили сделать ему частушки с балалайкой. Боб научился аккомпанировать себе на балалайке. Получился нормальный эстрадный номер. У Боба ведь было деликатное положение на эстраде. Если бы с его внешностью он вышел с сатирическим материалом и стал бы говорить, что у нас то и то не так...[b]Ц.:[/b] Сказали бы: «А ты на себя посмотри!»[b]Л.:[/b] Наши люди странно устроены. Когда мы сами говорим о своих недостатках, нам кажется, что мы мало о них говорим. А когда кто-то другой говорит о нас, да еще с иностранной внешностью, на это мы обижаемся: «Нет, у нас все хорошо!»[b]– Зато, наверное, приветствовалось высмеивание Америки?Ц.:[/b] Да-а, при коммунистах Америку ругай сколько хочешь. Я песню на эстраде пел: [i]«Часто так в Америке случается: выписал банкир солидный чек, и как вещь любая покупается человеком человек. Негр человеком не считается, почему же в рабстве негр Джек?/ Почему по-волчьи обращается с человеком человек?/ Есть страна, Россия называется. Вольный край лесов, полей и рек./ В той стране по-братски обращается с человеком человек»[/i].[b]Л.:[/b] В свое время лекции о тяжелой доле негров в США были хорошим бизнесом. У Понаровской был муж Вейланд Родд. А его папа – тоже Вейланд Родд – читал лекции, как там неграм тяжело. Пьесу написал – «Цветы, которые топчут».[b]– Борис Борисович, а вам предлагали в партию вступить?Ц.:[/b] Предлагали, но я говорил, что много езжу и мне некогда. Правда, заставили меня окончить Университет марксизма-ленинизма. Год я там кое-как проучился. Даже дипломную работу написал. Но за дипломом так и не пришел. А какой смысл? Только в анкетах писал: «окончил Университет марксизма-ленинизма».[b]– А что, неграм, правда, было так хорошо в СССР, как пелось в песне?Ц.:[/b] Правда. Так всех воспитывали. Это сейчас – скинхеды-шминхеды – по улицам ходить страшно.[b]Л.:[/b] К чернокожим у нас тогда с любовью относились. Это Михаил Светлов еще написал: «Ну, то, что у нас не любят евреев, это понятно. Но почему у нас так любят негров?» А вообще я считаю, что Бобу повезло. Он работал на эстраде, которая была насквозь интернациональна. Там не было ни антисемитизма, ни расизма. Никогда. Коллеги его любили. Потому что он добрый парень, контактный, с чувством юмора. Он был в эстраде, как тогда говорили, «в теплой ванночке».[b]– Но на улице смотрели как на диковину?Ц.:[/b] Ну да. Идешь, все на тебя оборачиваются. Помню, в Орле, там мост и чугунные фонари. Женщина одна засмотрелась и – бум головой! ([i]Смеется[/i]) Когда ездили по стране, всегда подходили, спрашивали: «Ты что, из Америки? Почему так хорошо говоришь по-русски?» Я одному объяснял минут двадцать: «Родился здесь, мать русская, всю жизнь здесь прожил». А он все равно: «Ну как русский говоришь!»[b]– А вы и по паспорту русский?Ц:[/b] Русский. Была у меня такая история, не так давно, правда. Иду я по улице, милиционер останавливает, смотрит паспорт: «Русский?» – «Русский». – «А че такой черный?» Что мне еще оставалось сказать? Говорю: «Тетя Ася уехала!»[b]С негритянкой я не смог бы– А вы слышали, что про вас Хазанов со сцены рассказывал?Ц.:[/b] Про кассира? Да, но это был такой анекдот. Хазанов просто переделал его под меня.[b]– А вы действительно были такой богатый?Ц.:[/b] Ну, была у меня «Волга»: в УПДК (Управление по обслуживанию дипкорпуса) мне помогли. Знакомый один пошел, попросил. «Волгу» мне продали, которая от какого-то иностранца осталась.[b]– Борис Борисович, а семьей вы обзавелись?Ц.:[/b] Да, детей, правда, нет. Жена сейчас тоже на пенсии. А тогда работала начальником планового отдела на заводе. Познакомились в Москве. И уже 40 с лишним лет вместе.[b]– Долго ухаживали?Л.:[/b] Дня три ([i]смеется[/i]). Нет, ну Боб же обаятельный. Был молодой – красавец! Что долго тянуть?[b]Ц.:[/b] ([i]застенчиво[/i]) Ну, не знаю. Понравились друг другу. Поженились.[b]– У вас была свадьба – с белым платьем?Ц.:[/b] Конечно, все было.[b]– В ЗАГСе не удивились такой необычной паре?Ц.:[/b] Да вы поймите: я не вижу этого! Не чувствую! Я всю жизнь с этим. Мне говорят: как так, у тебя русская жена? А я другой и не представляю! Наоборот, я с негритянкой не смог бы.[b]– Вы не воспринимаете их красоту?Ц.:[/b] Конечно, нет. Я сам, когда увидал первого негра в Москве, удивился, передать не могу.[b]– А у вас до свадьбы случались романтические увлечения?Ц.:[/b] Ну как же без этого? Но застенчивость мешала. На танцы придешь в чужом городе. А я же заметный такой. Начнешь танцевать, все сразу смотрят. Это меня как-то стесняло.[b]– А почему вы все время говорите «негр»? Ведь это же оскорбление?Ц.:[/b] Привык. У нас всегда так говорили. Даже не знаю, на что тут обижаться.[b]– Вам никогда не хотелось уехать в Америку?Ц.:[/b] Никогда. Я с удовольствием езжу за границу. Побывал везде, где можно. Но десять дней – и начинаю скучать. Я по натуре, наверное, больше русский, чем русские. Православный, крещеный. Вот в Америке негров называют афроамериканцы. А я тогда афрорусский.[b]– А анекдоты про негров знаете?Ц.:[/b] Знаю парочку ([i]усмехается[/i]) Но они неприличные.[i]*«Играй, балалайка!»Еврейская народная песня[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.