Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Как валет стал целой колодой

Развлечения
Как валет стал целой колодой

[b]На выставке молодой живописи 1911 года посетителей встретила шокирующая сенсация. Огромное полотно, которое устроители – группа независимых художников «Бубновый валет» – повесили прямо при входе, изображало двух мускулистых мужиков в костюме цирковых атлетов, то есть почти голых – черные носки и спортивные короткие трусы. У их ног валялись маленькая штанга и две внушительного размера черные гири. А они спокойно сидели на стульях в обычной московской комнатке, с раскрытым пианино в углу и книжной полкой под низеньким потолком, и держали в руках – один, южного типа, скрипочку, а другой, типично русский бородатый богатырь, – ноты… испанского фанданго.[/b]От картины Ильи Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» веяло таким несокрушимым и насмешливым здоровьем и бодростью духа, что публика, привыкшая к томным декадентам и хрупким красавицам, была возмущена. Причем публика солидная, критики умные. Например, талантливейший искусствовед и писатель Павел Муратов (известный нынешним интеллектуалам-туристам по толстенной и увлекательной книге «Образы Италии») так и написал: «Достаточно сказать, г. Машкову принадлежат самые нелепые вещи на выставке».А господин Машков – на картине «атлет» южного типа – был одним из самых ярких живописцев недавно объединившегося сообщества художников, провокационно назвавших себя «Бубновый валет». И вызов «декадентам» бросал сознательно – даже при входе в свое жилище повесил объявление: «В моей мастерской место здоровым и сильным!» После посещения выставки «Бубновый валет», открывшейся сейчас в Третьяковской галерее на Крымском Валу после триумфа в Монако и Санкт-Петербурге, хочется добавить: «Краскам!» Потому что здоровые и сильные краски – основное качество всех без исключения живописцев объединения, родившегося «в пику» и реалистам, и декадентам – как отрицание предыдущей культуры живописи, отвердевших художественных догм.Этих художников – Илью Машкова, Петра Кончаловского, Александра Куприна, Роберта Фалька – выгнали из Училища живописи «за неповиновение начальству». Куда ж им было объединяться, если не в «Бубновый валет» – а этими словами традиционно характеризовали плута, мошенника, насмешливого издевателя? Впрочем, плута-эстета, плута во французском стиле, насмешника с тросточкой в руке и розочкой в петличке. Правда, уже потом, когда их картины завоюют-таки известность, критики напишут, что «бубновый валет» – масть, похожая на нарисованное дамской помадой сердечко – это совсем не про мошенников, а всего лишь обозначает «молодую и горячую кровь».Не хочется растекаться мыслью по древу. Не хочется расписывать очевидные истины вроде тех, что – долго не выставляли… замалчивали при советской власти… и вот наконец возвращается старая культура… наше достояние… Все так.Но – это то самое, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Такой выставки, доставляющей удовольствие столь неподдельное и захватывающее, заставляющей вспомнить древнее, нутряное значение двухкоренного старорусского слова «живопись», не было давно. С тех, далеких и уже почти мифических, пор никто из современных живописцев так и не смог увидеть столько поэзии и уюта в тихом провинциальном русском городке с его приземистыми разноцветными домиками, его тощей, запряженной в телегу лошаденкой, раскаленными от полуденной жары желтыми дорогами и даже телеграфным столбом, как Роберт Фальк в «Старой Рузе» и Петр Кончаловский в «Чайной в Хотькове».Уникально и море, увиденное Михаилом Ларионовым темновишневым. Ни у кого не было больше таких великолепных по цвету и экзотике натюрмортов, как у «бубнововалетцев». Даже ядовито-изумрудной зелени тропической агавы в горшочке показалось недостаточно Петру Кончаловскому, и вокруг цветка он разбросал сплошные яркие предметы: синий с золотой отделкой, изящный подстаканник, трубку, пачку испанского табаку. Ведь Испания была такой его любовью, что он написал целую серию «Бой быков»… А ироничный и нежный атлет Илья Машков отдал дань всем жанрам – и натюрморту, где соединял яркость красок с изяществом фактуры, и «обнаженке», в которой «бубнововалетцы» сумели добиться удивительного эффекта «плывучести» воздуха. Но особенно хорош его автопортрет в роли крупного судовладельца. Облаченный в дорогую шубу с богатым белым воротником, на зрителя на фоне корабельной верфи глядит мрачноватый, грузный темноглазый барин… Но не забудьте – это тот самый голый усатикатлет с черными короткими усиками с автопортрета, потрясшего первых зрителей «Бубнового валета»! Если забудете – ирония и озорство этой работы от вас ускользнут…И Москву никто – ни до, ни после – не сумел увидеть такой кубистически декоративной и праздничной, как Аристарх Лентулов. «У Иверской» и «Собор Василия Блаженного» – в этих работах ни следа нездоровой богомольной истовости, никакой религиозной мистики. Не свойственна она была этим молодым и смелым артистам, порвавшим с «папенькиными» традициями (а «папеньками»-то были тоже люди достойные – Серов да Коровин…) Да простит меня бог эстетов, но и знаменитый «Мир искусства» по сравнению с «Бубновым валетом» выглядит как изящная фарфоровая игрушка рядом с чем-то бесконечно искристым и дышащим жизнью.И, конечно, группа «Бубновый валет» не просто российское национальное достояние. Стоит лишь посмотреть на адреса мастерских и выставочных залов художников: Малая Никитская, Малый Харитоньевский, Воздвиженка, чтобы понять: она – достояние истории московской, элемент большого московского мифа. Часть той крупной мозаики, в которую складывается многоликая Москва Серебряного века и Владимира Гиляровского.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.