Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

В гостях у Третьего Рима

Развлечения
В гостях у Третьего Рима

[b]«Вы неоднократно бывали в этом зале, но, наверное, еще ни разу не видели такого количества людей в президиуме, – начала пресс-конференцию, посвященную открытию выставки «Россия – Италия сквозь века: от Джотто до Малевича», директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. – Это все наши коллеги – итальянские и русские, все, кто готовил эту выставку».[/b]В небольшом пространстве «итальянского дворика» два заполненных ряда в президиуме смотрелись действительно внушительно, а выступающим приходилось выходить к микрофону, чтобы их видели все журналисты, которых было, естественно, намного больше. Представители Третьяковки и Русского музея, флорентийских галерей и римских – все в один голос говорили о том, насколько эта выставка отвечает духу нынешних отношений с Италией. Все больше входит в моду на открытии выставок много говорить о политике, охотно подчеркивать добрые отношения руководителей стран, рассуждать о глобализации и будущем мира.Одна из выступавших с итальянской стороны вспомнила, что десять лет назад, когда она впервые оказалась в Москве, наша столица поразила ее своим обликом гигантской стройплощадки, полной охваченных энтузиазмом людей.Другой выступавший, обратившись к истории, так и сказал: мы находимся в Москве, а ведь Москва – это Третий Рим! История, впрочем, она история и есть. А сегодняшние Россия и Италия «ставят перед собой задачу создания лучшей Европы, большой Европы. Ведь в эпоху глобализации мир стал меньше.Чтобы пересечь весь континент, стало достаточно нескольких часов…» Выставка, кстати сказать, проходит под патронажем верховных властей с обеих сторон. «Когда Владимир Путин и президент Италии Карло Адзельо Чампи договорились о стратегическом партнерстве, было решено: пусть состоится выставка, которая подчеркнет то, что это не просто преходящий политический момент, что партнерство по-настоящему стратегическое».На выставке, которая сперва прошла в Риме, экспонируются работы из более чем 40 итальянских музеев. В Италии ее посетило свыше 130 тысяч человек.Ожидается, что и московские любители живописи проявят живейший интерес. «Замечательно, что именно в этом здании, где итальянский Ренессанс чувствует себя как дома, экспонируются шедевры нашей живописи, – сказала представительница флорентийских музеев. – У вас тут копии Микеланджело, Вероккио…Теперь к вашим слепкам пожаловали в гости великие оригиналы, и, похоже, им хорошо друг с другом.» Что же такое «Россия – Италия сквозь века»? Это ретроспективное сравнительное искусствоведение, когда есть возможность сверить впечатления – от русской иконописи и ранних итальянских фресок на религиозные сюжеты, от мощного многоцветья итальянского барокко – и совсем иной палитры российских живописцев того же периода. Или изумиться схожести манеры русских реалистов века девятнадцатого и итальянских «веристов», предпочитавших изображать сценки из народной жизни.Корень раннеитальянского и древнерусского искусства один и тот же – византийская икона. И сравнительная экспозиция в ГМИИ задумана как сопоставление двух мощных культурных идентичностей, непохожих, но при этом родственников по далекой, однако незабытой крови.Все же, думается, не стоит относиться к заявленной цели слишком уж всерьез. Пересечений действительно много – но именно потому, что и схожесть, и различия так уж бросаются в глаза, легко понять, что они весьма поверхностны. Реальные связи искусств куда сложнее. Зато у зрителей есть возможность посмотреть отборные шедевры – как наши, редко выставляемые вместе, так и итальянские.«Ангел Златые Власы» (около 1200 г.) соседствует с того же времени мозаикой и фрагментом «Святого Юлиана» Пьеро делла Франческа. Вот иконы Рублева и его круга – а рядом с остросвоеобразным цветовым решением наших иконописцев роскошная перспектива Джованни Беллини и его «Благовещения». Мифологический разгул римского барокко – и первые проникновения итальянских мастеров в Россию. Особенно впечатляет большой макет Смольного института в Петербурге, голубой с золотом.Городская живопись века Просвещения – у нас ее не было: рядом с нашими парадными портретами Левицкого итальянские картины, изображающие оживленных посетителей кофейни или рынка, напоминают лишний раз, что расцвет художественного творчества напрямую зависит от расцвета экономической свободы… Впрочем, для Италии это давняя традиция. У нас совершенно невозможно представить себе в 1509 году что-то похожее на картину, нарисованную великим Джорджоне.«Старуха», пожилая крестьянка в белом чепце с жалким взглядом, в позе просительницы, – реалистический портрет тогдашней итальянки, который мог бы рассказать о подлинной жизни своей эпохи куда больше официальных парсун периода царства Ивана Грозного…А вот девятнадцатый век уже таков, что итальянский стиль не всегда отличишь от русского. Во всяком случае, техника и стиль Репина и передвижников явно перекликаются с манерой художников, рисовавших, например, тоскливый римский приют для неимущих в праздник Рождества или живую сценку в кафе, собравшиеся в котором выпить чашечку кофе получают известие о конце войны.А в живописи ХХ столетия возможны совсем уж неожиданные переклички: вот рядом с «Петроградской мадонной» Кузьмы Петрова-Водкина висит незатейливый итальянский пейзаж с пинией у моря. Что в них общего? И там и здесь – господствует прозрачный небесно-голубой цвет, от которого трудно оторвать глаз.Хороша эклектика!.. И то сказать – на какой еще выставке романтический бюст Джузеппе Верди соседствует с «Ангелом Златые Власы», а страшенный бюст старика Петра Первого с лысым черепом, выполненный Растрелли, – с малоизвестной картиной Давида Бурлюка и образцами супрематизма? Да здравствуют культурные связи!..

Подкасты