Высокое искусство показали глубоко под землей
Поезд “Акварель” в цветочек, в мухоморчик, и в ягодку спешит из депо, чтобы показать себя. На платформе “Партизанская”, украшенной гроздьями воздушных шаров, его уже ждут. Пассажиры с интересом, сотрудники метро с микрофонами, а памятник партизану Матвею Кузьмичу с дубиной. Играет вальс "На сопках Манчьжурии".
- Поезд везет нам новую выставку.Чтобы даже глубоко под землей каждый мог прикоснуться к высокому, - говорит любознательный пенсионер Никита Варварин.
Уникальный состав-галерея, пассажиры которого могут разглядывать не только невыспавшиеся лица соседей, но и а произведения искусств, впервые прокатился по синей ветке шесть лет назад.
- Пришлось заказывать вагоны “Русичи” - особой конструкции, - перекрикивая грохот подходящих к станции составов вспоминает заместитель начальника столичного сабвея Владимир Погонин.
В каждом из пяти “Русичей” две двери вместо трех, а с одной стороны каждого вагона нет окон и нет лавочек. А нечего. Вместо этого на освободившейся стене развешаны картины, любоваться которыми можно целых сорок пять километров от Щелковской до Пятницкого шоссе, “самой романтичной и жизнеутверждающей станции метро”, - как ее называет один из архитекторов станции Алекандр Некрасов.
Нынешняя экспозиция – седьмая по счету.
-Мне кажется, что все картины подбираются со смыслом, - делится наблюдениями будущий художник Илья Халтурин. - Я помню, что как-то утром ехал в вагоне с зевающими картинами. Там был зевающий маляр в мастерской, зевающий молодой человек за чтением и еще спящая девушка Карла Брюллова.
Выставку с зевающими людьми и спящей девушкой Брюллова сменила экспозиция из музеев «Бородинская панорама». Та, где «смешались в кучу кони люди».
- И тоже неспроста, - уверен Илья. В вагонах-галреях всегда аншлаг. То ли от того, что в галерее нет тетенек-смотрительниц, запрещающих фотографировать, то ли от того, что на Щелковской находится автовокзал. Крупнейший в России.
В нынешней экспозиции самого культурного поезда – “Беспредметная живопись” от Малевича, большеглазая “Снегурочка” Врубеля, удалой гармонист Кустодиева в синем тулупе...
- Всего тридцать пять картин из коллекции рязанского музея. Из нашей многотысячной коллекции выбирали самое лучшее, - ручается Марина Котова, директор Рязанского Художественного музея имени Пожалостина.
РХМ стал вторым провинциальным музеем, показавшим картины в метро. До него был только Кировский музей, отмечавший в 2010 году свое столетие. В этом году сто лет празднует Рязанский музей. В подарок на круглую дату -высокая честь выставляться глубоко под землей.
Посетители щелкают фотоаппаратами, запечатлевая себя на фоне картин. В "галерее на колесах", в отличие от музеев, съемка разрешена.
Любопытный пенсионер Никита Варварин, тщательно обследовав каждый шедевр, подходит к руководству метро. Он хочет сказать спасибо за Пожалостина и заодно попросить. Нельзя ли все-таки посадить в каждом вагоне какую-нибудь, хотя бы захудалую, смотрительницу.
- Чтобы некоторые невоспитанные люди не облокачивались своими спинами на картины. Произведения искусства, все-таки.