Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Профессия: каскадер

Спорт

[b][i]Поистине пути большого спорта неисповедимы. Кем только не становятся после окончания своей карьеры бывшие спортсмены. Начиная с советских времен, самый прямой путь был в тренеры, а кому не так повезло (хотя это вопрос спорный) – в преподаватели физкультуры в школы и вузы. Хотя и тогда, и сейчас среди бывших спортсменов встречались и встречаются коммерсанты, журналисты, работники правоохранительных структур, военные и каскадеры. Причем у последних спортивное прошлое, регалии в каком-то виде спорта, как правило, не одном, – чуть ли не обязательное условие.[/i][/b][b]Как и почему родилась Гильдия каскадеров[/b]О каскадерах всегда ходили легенды. Причем самые разнообразные и противоречивые. Кто-то, не отрицая их мужества, говорил, что им хорошо платят, а, мол, за такие деньги любой бы согласился чуть ли не заживо сгореть. Кто-то говорил, что смертность, не говоря уж о травматизме, там исчисляется сотнями людей, и редко какой трюкач работает больше чем в двух-трех фильмах. Кто-то вообще говорил, что пьют они безбожно, и из-за этого и возникают все проблемы. А если учесть, что в советское время об этой профессии писали скудно и то, в основном, в специализированных журналах типа «Советского экрана», то все это и плодило легенды и слухи. Но, наверное, какой-то таинственный ореол всегда привлекал внимание. Укреплению всевозможных легенд способствовал и хит конца 70-х – начала 80-х годов группы «Земляне» «Улыбнитесь, каскадеры!» Помнится, тогда мы в шутку пели слова «Улыбнитесь, камикадзе», оставляя все остальное без изменений.В начале 90-х годов прошлого столетия на волне сенсаций появился целый ряд статей о каскадерах, но, естественно, под определенным углом зрения. Смаковались скандальные истории, изломанные судьбы, сравнивались гонорары отечественных и голливудских мастеров трюков и еще что-нибудь в этом же роде. Интерес в обществе к этой профессии постепенно стал угасать, тем более что многие из каскадеров стали работать сами по себе. Один из самых известных столичных каскадеров, постановщик трюков Евгений Гуськов признал, что после развала Советского Союза каскадеры стали напоминать шабашников, которые на свой страх и риск договаривались с продюсерами и постановщиками трюков. Но, как известно, сегодня может быть густо, а завтра – пусто. Да и ответственности за твою, прямо скажем, тяжелую и рискованную работу никто практически не несет.Поэтому среди известных каскадеров, можно сказать, лучших мастеров трюкового искусства родилась идея создать свою организацию, которая могла бы работать и защищать свои права на законных основаниях. В число учредителей нового объединения, которое получило название «Гильдия каскадеров России» вошли такие известные всей стране актеры и каскадеры, как народный артист России, художественный руководитель первого в мире «Конного театра каскадеров», представитель знаменитой династии Мухтарбек Кантемиров («Не бойся, я с тобой», «Заложник», «В двух шагах от рая» и многие другие фильмы), Тадеуш Касьянов («В зоне особого внимания», всеми любимый боцман из «Пиратов ХХ века» и другие). Эти двое стали президентами гильдии. Кроме них в число учредителей вошли уже упоминавшийся Евгений Гуськов («Битва за Москву», «Человек с бульвара Капуцинов» и другие), Василий Шлыков (те же фильмы плюс «Петр Великий», «Борис Годунов» и другие) и Павел Фролов – один из основателей молодежного движения байкеров, клуба «Ночные волки».Официальная презентация нового объединения состоялась 29 ноября 2004 года. Какие же цели преследует «великолепная пятерка», создавая каскадерскую гильдию?– Одна из самых главных задач – это охрана труда каскадеров, – говорит Евгений Гуськов, – то есть содействие в сфере страхования и медицинского обслуживания. Далее создание и организация образовательного процесса по специальности каскадер. А значит, и соответствующая тарификация труда, создание профсоюза каскадеров. Наконец, хотим организовать юридическую и социальную помощь всем членам гильдии. Вообще-то пунктов много. Но суть одна: объединить всех каскадеров, заключать договоры, отстаивать их права и поставить дело на профессиональную основу. Для этого ведем переговоры с РГУФК, который стал нашим генеральным спонсором, где планируется открыть факультет экстремальных видов спорта. Есть задумки также открыть при ВГИКе каскадерское отделение. Еще одним спонсором стал БМВ, а пока учредители вложили в фонд и уставной капитал свои личные деньги.В настоящее время гильдия объединяет под своим началом 37 человек. Теперь люди могут заключать договоры с постановщиками трюков от имени организации.Причем совершенно необязательно, чтобы его заключала целая группа. Каскадер может заключить индивидуальный договор, но свой процент должен отдать и гильдии.На данный момент сошлись на 10 процентах. Выгодно всем. Человек знает, что его в трудный момент поддержит гильдия, утех от отчислений худо-бедно начинает откладываться капитал, да и с постановщиками трюков теперь договариваться легче.Ведь в последние годы схема участия каскадера в фильме была примерно одинакова. Постановщик трюков, как правило, приглашал каскадера на работу, практически не учитывая его, так сказать, специализацию. Причина проста – экономия денег. Конечно, настоящий трюкач умеет делать практически все, но что-то он делает хуже, а в чем-то ас. То есть кто-то лучше делает конные трюки, кто-то – автомобильные, кто-то – драки. У нас же каскадер зачастую был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Поэтому и фильмы, и трюки по зрелищности уступают тем же голливудским. Не говоря уж о техническом оснащении и вопросах безопасности. Поэтому и хотят в гильдии все перевести на профессиональную основу, чтобы каждый занимался своим делом.И, конечно, гильдия рассчитывает зарабатывать деньги не только работой каскадеров в кино. Одним этим, как говорится, сыт не будешь. Именно поэтому, гильдия будет устраивать всевозможные фестивали и концерты. Например, в содружестве с артистами выступят каскадеры, которые будут метать ножи, прыгать через горящие кольца, скакать на лошадях, а байкеры устраивать всевозможные шоу на мотоциклах. Например, весной, скорее всего в мае, пройдет шоу-программа «Мисс экстрим России». Думаю, что зрелище зрителей ожидает такое, что пожалеть не придется.[b]Некоторые секреты каскадерской кухни[/b]Наверное, многим интересно, как становятся каскадерами. Все пришли к этой профессии (а может, образу жизни) по-разному. Кое у кого – это наследственное. Кем, скажите еще мог стать Мухтарбек Кантемиров, если его отец Алибек Кантемиров был знаменитым конным трюкачом. В свое время «отец всех времен и народов» Иосиф Сталин специально приказал создать конный цирк, которым и руководил Кантемиров-старший. Люди старшего поколения очень любят фильм «Смелые люди», в котором было множество конных трюков. Так вот, в том фильме трюки выполняла как раз группа Алибека Кантемирова, в съемках этого фильма участвовал и Мухтарбек, который тогда был мальчишкой. Кстати, завтра, 18 февраля, продолжателю цирковых традиций, создателю первого конного театра «Каскадер» Мухтарбеку Кантемирову исполняется 71 год. Однако он никак не хочет стареть и по-прежнему находится в прекрасной форме.Известный каскадер и артист скачет на коне, метает топоры и ножи, на скаку разрубает яблоко ([i]говорят, что казаки, которые моложе Кантемирова на несколько десятков лет, не могут разрубить на скаку арбуз [/i]– [b]О. Г.[/b]), парится в бане, бегает. Остается только восхититься этим человеком и позавидовать ему.В целом же в каскадерах нечего делать тому, кто не имеет какой-либо спортивной подготовки или каких-нибудь технических навыков.Так, Евгений Гуськов – мастер спорта по вольной борьбе, до прихода в кинематограф работал тренером, преподавателем физвоспитания.Тадеуш Касьянов – мастер спорта по боксу, мастер спорта по каратэ, заслуженный тренер России по рукопашному бою. Василий Шлыков – мастер спорта по боксу. Ценятся у каскадеров гимнастика, акробатика, парашютный спорт, профессиональные навыки вождения на мотоциклах, автомобилях, естественно, конники. Ну и, кроме всего прочего, нужны чисто каскадерские, кинематографические навыки, но это приходит с опытом. Когда же люди просто приходят с определенными спортивными навыками, то им вначале дают самые простые трюки, которые считаются, если можно так выразиться, низшей категорией сложности. Это, например, батальные сцены, рукопашный бой в окопах. Более высокая категория сложности – это, допустим, выпадение из люльки мотоцикла, драки с предметами или оружием. И, наконец, самые высокие – это прыжок с высоты более 10 метров, перевороты на автомобиле, прыжки с парашютом с минимальных высот. Хотя, конечно же, в каждой категории существуют десятки, если не сотни разновидностей.– Коллега-тренер, который уже работал в кинематографе, – рассказывает Евгений Гуськов, – видел мои тренировки и сказал, что я хорошо и плавно двигаюсь, предложил попробовать мне свои силы в съемках фильма «Битва за Москву». Так и началась моя кинематографическая и каскадерская карьера. А уж когда за неделю съемок я получил денег в четыре раза больше, чем на преподавательской работе за месяц, то это, конечно же, также повлияло на мое решение. Да и к миру искусства было прикоснуться любому интересно.Кстати, уже на съемках своего первого фильма Евгений попал в экстремальную ситуацию. По ходу фильма была сцена со взрывом мотоцикла, и Гуськов должен был вылететь из люльки. Естественно, для страховки ([i]на языке каскадеров – прикид [/i]– [b]О. Г.[/b]) лежали мешки с сеном. Актеры и каскадеры ушли на исходную позицию, как вдруг режиссер фильма Юрий Озеров заявил, что в кадр попадает клумба, и ее необходимо накрыть мешками. Недолго думая, ассистенты забрали прикид и именно этими мешками с сеном накрыли клумбу. Дублеров же, естественно, предупредить не успели, мотоцикл уже поехал… Раздался взрыв, Евгений вылетел из люльки и уже в воздухе, к своему ужасу обнаружил, что приземляется на асфальт безо всякого прикида. Как мог, он сгруппировался в воздухе и упал на асфальт.Спортивная подготовка помогла избежать тяжелых травм. Гуськов отделался синяками и шишками, хотя бутафорская каска из папье-маше раскололась надвое…Кстати, если говорить о травматизме, то, как ни странно, этот процент практически одинаков у российских и голливудских каскадеров, хотя не сравнить техническую оснащенность и меры безопасности. Следует признать, что в этом отношении мы сильно отстали. Поэтому и получаются у них зрелищные фильмы с обилием автомобильных, парашютных трюков, пиротехнических элементов. За океаном даже просчитывают специальную формулу, которая позволяет тому же автомобилю переворачиваться без водителя. На наших же старых автомобилях сделать это невозможно.По мнению россиян заокеанские каскадеры опережают нас только по технической составляющей и по технике подготовки трюков, а по индивидуальному мастерству наши им не уступят. А вообще, даже голливудские «звезды» не работают без дублеров.Фразы некоторых актеров о том, что они все трюки делают сами, без дублеров, – не более чем бравада и рекламные заявления. По существу, без дублера работал, пожалуй, только Джеки Чан. Остальные самостоятельно делают только часть трюков. Тот же Жан Клод Ван Дамм не все трюки выполнял самостоятельно. Он делает, в основном, автомобильные сцены. А во всем остальном прибегает к помощи дублера.Кроме американцев и россиян, хорошими каскадерами считаются югославы, чехи, некоторые трюкачи из ЮАР. На ум, конечно же, приходит известный в 60–70-е годы югославский актер Гойко Митич. Однако скакал и двигался он сам, а вот так называемая конная подсечка (когда конь заваливается вместе со всадником) выполнялась уже дублером.Возникает вопрос: почему же российских каскадеров не приглашают в Голливуд? Ответ банальный – там очень трепетно относятся к своим кадрам. Василий Шлыков в 1992 году уезжал в США и прожил там несколько лет. Его высоко оценивал сам Жан – Клод Ван Дамм. Однако ему разрешали работать только на «подхвате», хотя Василий был лучше многих местных. Но, увы, боятся русских в Америке…[b]«Человек с бульвара Капуцинов»[/b]Его называли самым зрелищным фильмом советского кинематографа. На одном из фестивалей эта картина получила специальный приз «За самые зрелищные драки». Трюков там в избытке. Практически весь фильм построен на них.Как считают в гильдии, фильм получился таким зрелищным потому, что были привлечены лучшие на тот момент каскадерские силы: москвичи, ленинградцы, представители Прибалтики. И, что самое важное, каждый занимался своим делом. Ленинградцы – хорошие конники, прибалты выполняли технические и пиротехнические трюки, москвичи – дрались.Кроме того, каскадеры подбирались так, чтобы по внешним данным походить на артиста. Того же Василия Шлыкова как-то снимали со спины вместо Караченцова (актер был занят на работе в театре).Сходство получилось настолько полным и естественным, что Николай даже спросил у режиссера Аллы Суриковой: «А когда я выполнял этот элемент?» И долго не мог поверить, что показывают в этой сцене не его, а Шлыкова.– Мы и хотим, чтобы каждый занимался своим делом, – вновь развивает мысль Евгений Гуськов. – Как говорил Аркадий Райкин, «должна быть специализация». Нельзя акробата сажать на лошадь, а боксера заставлять выполнять акробатические трюки. Если этого добьемся, то наши фильмы, даже с меньшими техническими наворотами, будут смотреться по зрелищности не хуже голливудских.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i][b]Некоторые расценки трюков российских каскадеров, которые они готовы предложить не только для кино, но и для других шоу-программ. Расценки приведены в условных единицах. Драки и бои – за съемочный день. Остальные трюки за один дубль.[/b][/i][i]– Единоборства, драки простые – 175– Единоборства, драки сложные с оружием и предметами – 250– Пробивание стекла – 300– Прыжки и падения – 300–400[b]Конные трюки:[/b]Гладкие проскачки – 100Падения с конем (подсечки, завалы) – не менее 400Переворот тачанки, кареты, телеги – не менее 1000[b]Падения с высоты:[/b]До 5 метров – 200От 5 до 10 метров – 300От 10 до 15 метров – 500[b]Мотоциклетные трюки:[/b]Прыжки – 350Столкновения – 750[b]Автомобильные трюки:[/b]Езда на двух колесах – 250Столкновение – 600Переворот – 1750[b]Авиационные трюки:[/b]Прыжок с парашютом – 150Отцепка основного купола – 600Прыжок с техникой – 1000[/i]

Подкасты