Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Профессия: диктатор

Развлечения

[i]Артист – как дрова:куда его привезут,там он гореть и обязан.[/i][b]Виктор Станицын, корифей МХАТа[/b]Сценическая жизнь – всегда борьба, а победитель в ней — режиссер Их объявляют диктаторами – рано или поздно, но непременно. Стоит им только создать сильный театр или снять талантливый фильм. Считается, что «демократ» и «либерал» не может быть режиссером и вообще – главой художественного производства.«Главы» сами подливают масла в огонь – Марк Захаров, например, лукаво замечает: «Для меня совершенно очевиден режиссерский талант Иосифа Сталина». О них рассказывают страшные истории: они измываются над актерами, чтобы добиться нужного градуса эмоций; они расправляются с техническими работниками сцены за малейшую оплошность; они уничтожают многообещающих конкурентов.Так ли это? Быть может, просто они – диктаторы — лучшие и сильнейшие? О Неронах и Александрах Великих нашей культуры – этот текст. [b]Родненькие мои![/b]Конечно, они совсем даже не звери. Причины режиссерского «самодурства» могут быть самыми разными и самыми уважительными. Одним из смягчающих обстоятельств нередко служит влюбленность режиссера в актрису. Хороший режиссер в этом случае нет, не пылинки сдувает с «предмета», а ведет себя, как школьник пятого класса, который дергает свою любовь за косички и обзывается. Например, Лидия Смирнова вспоминала, как неистово кричал на нее на съемках Константин Воинов (с которым они, кстати, прожили много лет), – от этого у героини «Дядюшкиного сна» в кадре все время испуганные и едва ли не заплаканные глаза.Попадаются среди прославленных мэтров и приятные исключения: некоторых режиссеров никогда не обвиняют в «зверствах». Звание самого человечного человека среди режиссеров безоговорочно присуждается знатоку русской любви и прочих национальных достоинств Евгению Матвееву. Взять хотя бы фильм о войне «Особо важное задание», который снимался в глуши под Воронежем. «Измученные многочасовой репетицией взрослые и дети были на пределе. Казалось, они вот-вот выкрикнут: «Идите вы к черту с вашим кино!» – и уйдут в город. Я понимал: если сегодня не снимем, завтра из двух тысяч мы не соберем и двух десятков.— Миленькие! Родненькие мои! Еще чуток потерпите… Скоро воду подвезут, а может, и квас, — хрипел я в мегафон», — вспоминает Матвеев.Матвеев – не единственный либерал. Например, Петр Фоменко – очень странный «диктатор». Его воспитанников иначе как «фоменками» не называют, но вот что удивительно: впечатления «выдрессированных» отнюдь не производят. Вениамин Смехов очень точно определил различие между методами работы Юрия Любимова и Петра Фоменко (когда-то благородный Атос сам был фоменковским учеником): «Специфическая задача любимовской режиссуры: «Раздражаясь самому – раздражать других». Сверхзадача фоменковской режиссуры: «Наслаждаясь самому – наслаждать других».Но режиссеры-гуманисты – все-таки исключение. Теперь о правилах.[b]Плохо, Донатас![/b]Самое трудное для актера – научиться определять, когда руководитель разгневан всерьез, а когда – проводит «профилактику» и «создает эффект». Для режиссера же главное – сделать так, чтобы актер об этом никогда не догадался.Марк Захаров колоритно описал один из способов разыграть из себя «великого и ужасного»: «Во время репетиций «Гамлета» Глеб Панфилов сообщил мне, что не может работать с артистом Сократом Абдукадыровым, который ведет себя нагло, публично демонстрируя свое нежелание участвовать в массовых сценах. Я собрал коллектив в зрительном зале, сделал нейтрально-миролюбивое лицо и очень тихим голосом сказал, что иногда в театре даже очень хорошим артистам приходится играть вспомогательные роли. Но, еще миролюбивее произнес я, у нас есть люди, которые свои личные настроения ставят выше общих творческих интересов. Вероятно, таким людям лучше уйти из нашего театра, причем чем скорее они это сделают, тем лучше». Далее я погрузился в меланхолию, чтобы никто не подумал, что я могу действовать агрессивно. «Сократ Абдукадыров, встаньте, пожалуйста». Когда Абдукадыров встал, я резким движением вскинул руку: «Вот дверь. Через нее вам надо уйти, и прямо сейчас». Артист был растерян, как-то неуверенно вышел в проход партера, и я ему помог, рявкнув: «Вон!» Я почувствовал, что эта акция произвела весьма полезное, я бы сказал, даже целебное воздействие на рабочее настроение коллектива».Марк Анатольевич (которого коллеги, кстати, давно прозвали Мрак Анатольевич) охотно делится опытом: «В «борьбе за лидерство» важно понизить статус партнера. Разумеется, я не хочу представить нашу жизнь как сплошную драку, но жизнь сценическая может быть только борьбой.В качестве смертельного удара крик, как правило, не годится, даже яростный. Если кричишь – значит можешь простить».Кричать очень любил Андрей Гончаров. Он кричал громко. Часто. Разве что недавно ушедшая из жизни «Терра» – Нина Тер-Осипян, старейшая актриса театра – не подвергалась шумовым атакам. Многие пугались. Не выдерживали. Кто привыкал – оставался навсегда «гончаровским».Прекрасный актер Донатас Банионис некогда вкусил на своем веку прелестей тяжелой режиссерской руки: «Режиссеры, с которыми я сделал свои самые хорошие фильмы, были очень жестокими. И прежде всего Жалакявичюс.Какой у него был характер! Ужас! Сильная личность. Он почти никогда не принимал то, что я делал.Говорил: «Нет! Плохо, Донатас!» Разве мы могли с ним спорить? Он моментально ставил на место.Слова поперек не скажешь — уходи из театра, и все. Но именно это нас сформировало».[b]Что, бабуля, тяжело?[/b]Андрей Тарковский умел, когда надо, быть жестким. Николай Бурляев, которого Тарковский нашел для «Иванова детства», вспоминал, что никак не мог расплакаться для нужной сцены. Он ходил по съемочной площадке и переживал – маленький худенький мальчик. Тарковский не обращал на него ни малейшего внимания. Все остальные тоже. Как будто его нет. От мысли, что ничего не получится и Андрей Арсенич возьмет «другого», он готов был упасть в обморок. С каждой секундой «Ивану» становилось все хуже и хуже.Тут Тарковский вдруг обернулся: «Ай, Колечка! Да что ж ты тут! Бедный мальчик! Переживаешь? Устал? Не нужно расстраиваться, все хорошо! Не будем сегодня тебя мучить! Сейчас, сейчас мы все отменим!» – и от неожиданности (пожалели!) Бурляев горько, подетски отчаянно расплакался.«Мотор», — сказал Тарковский.А Нонна Мордюкова вспоминает про подобный эпизод, случившийся на съемках «Родни»: «Никите (Михалкову) нужно было снять мое лицо с наитрагичнейшим выражением... Уселся, лапочка моя, на кран вместе с камерой и стал истошно орать – командовать огромным количеством новобранцев и выстраивать в толпе мою мизансцену. Я на миг уловила, что ему трудно. Вдруг слышу недобрую, нетворческую злость в мой адрес:— Ну что, народная артистка, тяжело? Тяжело! Подложите-ка ей камней в чемодан побольше, чтоб едва поднимала.…Снова, снова и снова дубли…— Ну что, бабуля, тяжело? А? Подложить, может, еще?— Мне не тяжело! – срывая связки, ору ему в небо. – Снимай!— Нонна Викторовна!Делаю картину я. Могу слезть и показать, как нести тяжесть и искать своего мужа. Вы видите его, народная артистка? Или вам уже застило? Да, трудно бабушкам играть такое».Мордюкова поставила тяжеленные вещи и устремилась к вагончику.— Нет! Уезжаю в Москву!С этим козлом я больше не знакома! Уговорил Мордюкову «встать в кадр» оператор Павел Лебешев. А Михалков пришел к актрисе извиняться: «Вижу красное, мокрое, в слезах лицо, тянет ко мне ладони, зовет к себе. Так и стоим – он ни с места и я. «Нонночка», — заплакал. Ох, негодный, таки добился!». Стоит ли говорить, что эпизод фильма получился прекрасно? А на съемках «Сибирского цирюльника», например, все «юнкера» жили (чтобы почувствовать «аромат подлинности») несколько недель в настоящей казарме с распорядком александровского времени. Не стал исключением и суперзвездный Олег Меньшиков.[b]Отгоняйте лед от берега![/b]Юрий Богатырев рассказывал еще одну «михалковскую» историю — про знаменитый прыжок в воду на съемках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Место показалось достаточно удобным, дно промерили веревочкой – вроде глубоко…Прыгнули. Оказалось, глубина речки была едва ли не несколько сантиметров – просто веревочку-лот относило течением. Актера спасло неумение плавать – упал плашмя, не ушел под воду, на камни… Дублей, кажется, делать не стали.А тот же Бурляев прыгал в «Андрее Рублеве» с обрыва (его герой искал нужную глину) и скользил по мокрому склону несколько метров. Дело было в стужу, на Бурляеве была тоненькая рубашка… Отсняли немыслимое число дублей.С холодным душем вообще связано едва ли не рекордное число актерских «ужастиков».Причем везет на «карбышевские» испытания чаще именно молодым актерам. В ледяной реке, изображая беззаботное летнее купание, плавала Ксения Качалина на съемках «Праздника» у Гарика Сукачева. Плавала долго, пока Сукачев не сказал: «Ну ладно». А очаровательной Лене Кориковой, по ее собственному признанию, после съемок у Юрия Грымова в «Му-му» (там Корикова разгуливала в сарафанчике при нулевой температуре) уже ничто не страшно.Мужество наших актрис, которые умудряются еще и детей рожать, невзирая на зверские условия контрактов, вообще ни с чем не сравнимо. Та же Корикова вышла на съемочную площадку в роли Лизы Муромской буквально через несколько дней после родов. А Татьяна Догилева играла Электру на пятом месяце беременности (так, что зал рыдал над тоненькой страстной девочкой).А режиссеров мудрые актрисы вообще склонны прощать и оправдывать: «Раньше я относилась к режиссеру как к человеку, который только навязывает актеру свою точку зрения. Да он тысячу раз прав! Потому что актер или актриса думает только о собственной роли, а режиссер о всей постановке в целом», — говорит Догилева. Сергей Маковецкий тоже утверждает: «Люблю режиссеров-диктаторов, ибо диктатор знает, чего хочет».[b]Нечего рассиживаться![/b]Про то, что настоящему актеру и в голову не придет сказать «Я заболел» накануне спектакля (вот и Андрей Миронов на тех, последних, гастролях не сказал), можно и не упоминать. Он хочет только одного – сочувствия к своему мужеству! Вениамин Смехов до сих пор с обидой вспоминает, как «накануне фестиваля в Югославии я впервые попал в больницу. Десять дней на койке, десять дней дома, потом еле приполз в театр. Любимов сурово шлифует Гамлета к фестивалю. Все вокруг меня жалеют: человек двенадцать лет пашет без передыху, никакие температуры ни разу его не удержали дома, а тут – свалился… Любимов мрачно оглядел актеров (меня, кажется, не заметил), дает указания к репетиции: «Вчера была опять работа кое-как. Не пойму, где у вас совесть, – являетесь несобранные, неготовые. Какой Шекспир, какой фестиваль – черт-те что у вас в головах. А вы, Смехов, долго отсутствовали, потрудитесь узнать, что я говорил о вашей роли, пока вас не было, мне повторяться времени нету. И нечего рассиживаться, ступайте все на сцену. И не ходите с утра, как коровы недоеные!» Сам Любимов однажды признался в интервью: «Когда мои комедианты видят меня в зале, они лучше играют. Нечто вроде собак и хозяина. Мой театр нуждается в диктатуре», — чем весьма обидел многих своих подчиненных.Юрий Петрович Любимов («атаман») вообще как никто другой любит и умеет командовать. Однако Семен Фарада, например, относится к этому с пониманием: «Актеры — краски, Любимов — художник. Юрий Петрович красит нами свои полотна… В спектакле «Обмен» я играл роль маклера. Глядя на мою игру, Юрий Петрович был не вполне доволен.— Юрий Петрович, — сказал я, — может, сами покажете, чего вы добиваетесь?Юрий Петрович взлетел на сцену, разбежался и на полной скорости врезался в стену, потом еще раз и… в результате ему вызывали скорую помощь. Вскоре он, правда, пришел в себя и эпизод отменил».Так что настоящие режиссеры умеют жертвовать собой. «Я руководитель и отвечаю за целый коллектив, и это уже интересно – делать, чтобы все были довольны, чтобы не было бунтов, когда группа живет на леднике в палатках. Кроме того, мужества требовали и фильмы, которые я снимал. Ну например, я выполнял все альпинистские трюки на «Вертикали», — это Станислав Говорухин.[b]Это мой зверинец [/b]Анатолия Эфроса считали сторонником «стихийной режиссуры». А Михаил Козаков сказал о нем: «Все потрясающие режиссерские достоинства Эфроса не исключали его страстной необъективности, умения обидеть. Однажды он на встрече с одним замечательным английским режиссером полушутя-полусерьезно сказал, показывая на нас, актеров Театра на Малой Бронной: «Это мой зверинец».В свою очередь, Анатолий Равикович жаловался, что на съемках «Покровских ворот» сам Михаил Козаков тоже диктаторствовал – импровизация пресекалась в корне, и в итоге артисты долго еще потом разговаривали интонациями Козакова.Галина Волчек относится к проблеме диктаторства философски: «Естественно, в большом коллективе есть и зависть, и недовольство, и что-то еще.Ведь ни один артист не подумает про себя, что он хуже Марины Нееловой или Чулпан Хаматовой. А он думает: «Этому повезло, она (то есть я) его любит, а меня — не любит». Во-первых, я никого не люблю. А любимчиком моим становится тот, кто имеет внутренние приоритеты, которые я ценю. Нет артиста, который не хотел бы сниматься в кино, на телевидении. Но, повторяю, для меня важен внутренний приоритет! Возьмите Яковлеву. Она не слезает, так сказать, с экрана, но я как бы этого не знаю, потому что она никогда не делает это в ущерб театру. Вот и все».Зато Олег Ефремов был категоричен: да, диктатор. Очевидцы вспоминали, что у главы «Современника» в кабинете висел ужасающий рекламный плакат к кинофильму «Рудин»: мокроволосый Олег Ефремов стоит под дождем и пристально смотрит в глаза зрителю (как дрессировщик в глаза тигру), а по лицу его струятся огромные капли. Если вошедшие шарахались и интересовались, что значит это чудовище, Ефремов отвечал: «Это портрет главного режиссера».А вот режиссер «Бедной Саши» Тигран Кеосаян говорит прямо: «На площадке может быть только один режиссер. Со мной обсуждать что-то могут лишь двое – оператор и режиссерпостановщик. Для остальных – иерархия существует. «Тиграш, ты…» — это до свиданья».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.