Антикиллер грезит о Кубе
[b]«Криминальное чтиво» Даниила Корецкого под названием «Антикиллер» разошлось в 90-х беспрецедентным тиражом в 5 миллионов экземпляров. Одноименный фильм Егора Кончаловского, поставленный по нашумевшему бестселлеру, обошелся в 5 миллионов долларов.[/b]Молодой режиссер, пропитанный веяниями мирового кинематографа, обладающий, судя по предыдущим его работам, и вкусом, и характерным для его поколения куражом, не мог создать рядовое «бандитское» кино. Сделай он таковое, и пусть от таких фильмов порядком устали, никто бы не стал его строго судить. Но Егор Андреевич решил делать жанровую, стилизованную и авторскую ленту одновременно. Как Тарантино. Как Гай Ричи. Как Джон Ву. И подставился.Оно, конечно, 5 миллионов не зря потрачены: иномарки наезжают друг на друга, взлетают на воздух, проделывают сальто, взрываются, кровь-кетчуп льется рекой, и каскадеры проделывают безумные трюки, не щадя живота своего. Как трюковое шоу лента (в пределах Отечества) уникальна, слов нет.Но как кино, пусть «гангстерское», но тем не менее – произведение искусства, вызывает недоумение. Действующих лиц так много, и события столь калейдоскопичны, что не читавшему романа с первого раза трудно разобраться, кто есть кто и что на экране происходит.Хотя сюжет прост и даже стандартен: оперуполномоченный уголовного розыска, беспощадный борец с преступностью Коренев по прозвищу Лис, методы работы которого то и дело вступают в противоречие с законом, сам отсидел срок и, выйдя на свободу, стал добивать тех, с кем не успел свести счеты. Аналогии с сюжетами мирового кинематографа очевидны, вспомнить хотя бы классического «Профессионала» с Бельмондо… Яркий актерский (преимущественно мужской) состав – от Михаила Ульянова и Сергея Шакурова до Александра Балуева и Евгения Сидихина. Ульянов, играющий криминального отца, сильно (и намеренно) смахивает на Марлона Брандо из «Крестного отца». Хорошо смахивает, ничего не скажешь. Другой вопрос – зачем? В чем фишка? К слову сказать, почему никому из иностранных звезд не придет в голову цитировать Ульянова?..В ленте вообще много цитат, явных и неявных. Иван Бортник и Александр Белявский, те вообще переместились в мир бандитов новой формации как бы из хрестоматийного «Места встречи изменить нельзя». Главарь отморозков, не признающих законов воровского мира, — клинический идиот, склонный к припадкам, не чувствующий боли в исполнении Виктора Сухорукова, – тоже, согласитесь, что-то очень знакомый персонаж… Ну а что же главный герой, которому мы должны по законам жанра сочувствовать и сопереживать? Лис (Юрий Куценко) ностальгически вспоминает присягу милиционера, которую давал прошлой власти, и мечтает – вот удачная находка! – уехать на Кубу, единственную уцелевшую «советскую» республику. Конечно, противоборство с преступным миром не делает человека ни гуманнее, ни терпимее, ни тоньше. Куценко изображает именно такого человека с неподвижным суровым лицом. Но при этом не транслирует иного обаяния, как это было – вспомните! – у капитана Жеглова из «Места встречи». Или у того же Бельмондо… В результате ловишь себя на том, что судьба этого персонажа тебе, зрителю, совершенно безразлична.Тут и возникает характерный парадокс. Формально все сделано в лучших традициях нового «гангстерского» кино. Кажется, и Гай Ричи, следующий после Тарантино кумир наших молодых режиссеров, работает в той же тональности. Но у него получается легко, иронично, а главное — оригинально, а «Антикиллер», сколько его ни стилизуй, – вторичен. Характеры схематичны, персонажи едва прописаны, чувства декларативны. И саундтрек с музыкой полутора десятков западных групп не сглаживает, а наоборот, усиливает это ощущение.Резюме – у нас научились делать трюковые шоу. Не хуже (хотя и не лучше), чем «у них».Однако стоило ли ради этого стулья… простите, автомобили ломать?