Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Деревянный солдатик и цыганка за ширмой

Развлечения
Деревянный солдатик и цыганка за ширмой

[b]Ярмарочный кукольник для Центральной Европы – столь же знаковая и любимая фигура, как для России – коробейник. Непременной частью любого народного гулянья позапрошлого века было кукольное представление – грубо вырезанные из дерева, аляповато раскрашенные фигурки в руках талантливого хозяина, и актера, и драматурга своего иллюзорного мирка, обретали почти человеческое дыхание. А в двадцатом столетии кукольный театр превратился даже в интеллектуальное зрелище…[/b]Особенную популярность ярмарочные кукольники обрели в Австро-Венгерской империи. Выставка в Театральном музее имени Бахрушина, проходящая в рамках проекта «Окно в Венгрию», знакомит посетителей с историей венгерского кукольного театра – от середины XIX века до наших дней.Экспозиция небольшая. Зато разнообразная. Художественные достоинства этих деревянных фигурок едва ли могут удивить кого-то в наше время шикарных авторских марионеток.Но выставка широко представляет систему образов кукольного представления. Как их много, персонажей кукольных спектаклей! Как и жанров, подвластных такому неприхотливому искусству, лишенному всякого психологизма. Героическая история – это куклы деревянного солдатика, короля, благородного рыцаря. Мистическая сказка – зеленолицая безглазая смерть в белом длинном балахоне, черти разных видов: красный, синий, зеленый и большерогий. Плутовская комедия: вечный персонаж объединенной Европы барон Мюнхгаузен. Причем в молодости, средних лет и старик – это три разные куклы. Есть и политическая сатира – кукла дядюшки Сэма, тощего ворчливого старикашки, живо напоминает карикатуры времен застоя.Однако экспозиция серьезнее, чем простое знакомство с куклами. Ведь это национальное искусство Венгрии. Пресс-релиз рассказывает о целых династиях кукольников, подвергавшихся репрессиям (тоже ведь чем-то не угодили – вот как тоталитаризм боялся влияния кукольников на массы!), эмигрировавших в Париж и там основывавших свои театры. О традиционных съездах венгерских кукольников, запрещенных в советской Венгрии. О разнице между кукольным спектаклем в Городском парке (приличные господа в цилиндрах и изысканные дамы предпочитали кукол романтических и героических – солдат, принцесс и влюбленных витязей) и в Народном парке Будапешта (там простой народ вовсю хохотал над соленым юмором пьес про солдатиков и цыганок).По разнообразным представлениям, разыгранным прямо в парках «для толпы», можно почувствовать историю целого европейского народа. Что же осталось от этой культуры сегодня, когда кукольные театры не то что никто не запрещает – напротив, они обрели почтенные крыши, о них написаны горы исследований, устраиваются серьезные семинары и выставки? Жив ли после этого ярмарочный дух в сегодняшних кукольниках? Оказывается, жив. На презентации выставки веселый венгерский кукольник продемонстрировал его, устроив удивительное по обаянию представление. На глазах у собравшихся журналистов маленький кукольный аккордеонист – кажется, из тех, что по дешевке продают в переходах метро – вдруг, о чудо, ожил в его руках и исполнил балаганные напевы будапештской улицы. Зеленые рыбки, томно подымая хвосты, медленно проплыли за прозрачной синей ширмой, означавшей на языке кукольников большой океан. А балерина в белой пачке станцевала под музыку Вивальди на ладонях у всех желающих, нарушив вековую традицию и выйдя за рампу. Да в том-то и сущность кукольных представлений – в любой момент любая кукла может выйти за рампу и слиться с толпой гуляющих, которая примет ее с радостью. Ведь это те персонажи, которые с человеком от детства до самой старости.

Подкасты