Большой надежно упрется в материк
[i]Пресс-конференцию по поводу реконструкции Большого театра созвали неспроста. На фоне скандала, закрученного вокруг театра депутатом Госдумы Неверовым, директор Большого Анатолий Иксанов в качестве контрпропаганды избрал подробное ознакомление общественности с тем, как и когда пройдет реконструкция.[/i][b]Уже выдавило колонныАнатолий ИКСАНОВ,генеральный директор Большого театра:[/b]– Мы еще реконструкцию не начали, а по рукам уже бьют… Мы больше ждать не можем. 1 июля основное здание театра будет закрыто. Потому что оно становится опасно для жизни. Сегодняшние данные таковы: за зимний период чуть поднялись колонны южного фасада – их выдавило; на северном фасаде идут процессы расширения трещин. В начале сезона мы частично закрыли основное здание, потому что сам портик в аварийном состоянии. И ряд фойе, потому что там уже элементарно нарушилась геометрия.Ситуация осложняется тем, что вокруг театра ведутся или в ближайшее время начнут вести работы. За ЦУМом строятся подземные гаражи – вынимается почва.За зданием Большого театра, в подвалах «Речфлота», ведутся подземные работы на глубине до 9 метров. В ближайшее время в районе гостиницы «Москва» будут строиться подземные паркинги. Дальше мы рисковать уже не можем. Нас очень волнуют сроки.Впервые за 150 лет труппа Большого покинет свое историческое здание. Здесь очень важны вопросы планирования репертуара, и нам очень важно знать, как долго театр будет закрыт, не хочется долгостроя. А это зависит от достаточного и стабильного финансирования. Сегодня все основные условия есть. Заключен договор с генподрядчиком по строительным работам, с организациями, обеспечивающими технологическое оборудование. 17 февраля состоялось расширенное заседание госэкспертизы с участием многих специалистов. Они практически единогласно одобрили последнюю версию реконструкции. И я настаиваю, я требую, чтобы она началась![b]Ни станцевать, ни спеть по-человеческиАлександр ВЕДЕРНИКОВ,главный дирижер Большого театра:[/b]– Мы хотим возвратить театру первоначальные акустические значения. В 50-е – начале 60-х была изменена акустика: перестроили оркестровую яму, зрительный зал. Яма раньше была на 55 см глубже, по размеру больше и уходила под сцену. И под ней была деревянная дека определенной конструкции. Яму подняли – все стало звучать по-другому. Деку разломали и зацементировали: времена были романтические – считалось, что цемент и бетон – это всегда лучше, чем дерево. Да и звуковые эстетические пристрастия были другие. Под партером - там, где идет уклон, поднимающийся в сторону амфитеатра, – там тоже раньше была своя акустическая дека.Сейчас у нас первая половина партера, самые дорогие места – самые акустически невыгодные. Если кого-то хочешь пригласить – сажаешь после 15-го ряда… Сегодня мы не можем в полном виде исполнять оперы Вагнера.Скоро к нам приедет «Кольцо нибелунга» Вагнера – а я с трудом представляю, как оркестр сядет. То же – с Рихардом Штраусом.[b]Алексей РАТМАНСКИЙ,главный хореограф Большого театра:[/b]– Закулисье в плачевном состоянии. А покрытие сцены совершенно не отвечает мировым стандартам: это фанера, покрытая линолеумом.[b]Альтернативы нетЮрий МЕЛЬНИКОВ,замначальника Главгосэкспертизы:[/b]– Ситуация под Большим театром сложная: это пойма Неглинки, куда стекаются многие грунтовые воды. Уже лет 15 пожарная инспекция ежегодно выносит предписания о закрытии театра.Большая часть фундаментов заложена еще в середине XIX века – бутовый камень на известковом растворе. И это при нашем-то климате, когда у нас то подмокает, то подмерзает. Многие места фундамента пришли в предаварийное состояние. Было большое сопротивление органов охраны памятников и других согласующих организаций: они хотели бы, чтобы театр вообще не трогали, музеефицировали его.Но только капитальным ремонтом тут нельзя ограничиться. Вы, зрители, не бывали за сценой.Так вот, там лебедки, которые поднимают штанкеты, установлены в 30-е годы прошлого века. А уникальный подъемник противопожарного занавеса изготовлен в Санкт-Петербурге вообще в 1905 году… Театр сделан под режиссуру середины XIX века.Мы просто в архаическом состоянии. Естественно, должна быть заменена и верхняя механизация сцены, и нижняя. Оркестр будет подниматься и опускаться по мере необходимости. Декорации сейчас привозятся ежедневно довольно-таки издалека. Все работы происходят вручную, антракты затягиваются… Все потребовало длительных согласований оппозиционных влияний. Были даже мнения: не лучше ли построить новый театр? К общему решению шли долго и с большим трудом. 17 февраля мы получили подтверждение от компетентных институтов: альтернативного варианта нет. Чтобы театр не давал просадок и не «выпучивался» – нужно посадить его на свайные основания. Техническое одобрение имеется. Дорабатывается вопрос сметной стоимости. По мировым стандартам цены не заоблачные: стоимость реконструкции не превысит 1 миллиарда долларов (30 миллиардов рублей).Вернется парадная анфилада[b]Никита ШАНГИН,главный архитектор проекта,ЗАО «Курортпроект»:[/b]– Достаточно сказать, что театр Кавоса был рассчитан на 200 человек, считая труппу. А сейчас только артистов 800… С самого начала мы приняли за аксиому: изменения внешних габаритов театра не допускается – ни пристроек, ни надстроек. Поэтому никаких других вариантов, кроме освоения подземного пространства, не остается.Одобрена экологичная методика вдавливания свай: такая надежная подземная конструкция получит на себя нагрузку от исторических стен здания и передаст ее непосредственно на материковое основание. Театру не хватает примерно 65 тысяч кв. метров общих площадей. Мы даем 50.По зрительной зоне приоритет имеет научная реставрация. В частности, будет возвращено все парадное каре фойе уровня бельэтажа. Там их пять, и только одно или два были открыты для зрителей. Теперь возвращается вся парадная анфилада.Современные гардеробы, буфеты будут выведены в просторные залы подземного комплекса под Театральной площадью. Для инвалидов по всей зрительной зоне оборудуем пандусы и лифты. Буфеты по надобности могут автономно функционировать для проведения презентаций.Историческая сцена Большого – одна из самых крупных в мире (размер игрового планшета – 22х21 м). Однако она не имеет боковых карманов, полноценного арьера – задней, резервной части для декораций. А это минимум, дальше которого отступать нельзя. Мы даже не даем театру боковых карманов. Но арьер, равный по площади основной сцене, просто необходим. Также восстановим проезд по Копьевскому переулку.Хочу сказать, что результаты нашего труда 90 процентов публики просто не оценят: внешне театр останется таким, каким его любят миллионы.[b]А. ОСТРОВСКИЙ, гендиректор ЗАО «СУИпроект»[/b] (контракт на сумму 12 млрд. рублей), пообещал театру начать подготовку к работам в апреле. А основной период определил на лето.Контракт на поставку технического оборудования (190 млн. евро) по результатам международного конкурса заключен с немецкой фирмой Bosh Rexroth AG, на счету которой капитальный ремонт Тауэрского моста в Лондоне, механизация нового Китайского национального театра в Пекине, оборудование Национального театра в Будапеште (72 площадки), оперных театров в Женеве, Ганновере, Осло.Театр планирует вновь открыть основную сцену в I квартале 2008 года.