И перекличка вороны и арфы
[b]Все знают, как Пан сделал свою знаменитую флейту. Когда этого сумасбродного бога угораздило влюбиться в нимфу, та, неблагодарная, сделала ноги, а почувствовав, что ее догоняют, обернулась тростником. Расплата не заставила себя ждать: убитый горем Пан достал ножичек, и… приспособление для звукового излияния неразделенных чувств вскоре было готово.[/b]Гермес не занимался подобным баловством. Задумав изготовить первую лиру, он поймал в море огромную черепаху, прикрепил к ее панцирю деревянную раму, а потом натянул внутри струны. Получилось хорошо.Чародей и певец Вяйнямейнен, карел и финн одновременно, создал струнный инструмент кантеле из хребта огромной рыбы… Но это все небожители. А простые смертные – как они постигали природные законы музыкальной гармонии? Композиторы-профессионалы могли бы прояснить тайну этого процесса, но они давно открестились от своей посвященности: мол, музыку создает народ, а мы лишь аранжируем ее. Как с этим дела обстоят у народа, можно попытаться выяснить в Государственном Дарвиновском музее на необычной выставке «И перекличка ворона и арфы…». Здесь представлены также экспонаты Петербургского музея театрального и музыкального искусства и Государственного центрального музея музыкальной культуры им. Глинки (Москва).Выбранная в качестве названия строка Осипа Мандельштама задает главное направление экспозиции: многочисленные случаи заимствований, подсмотренных человеком у естественного «оркестра» живой природы. У разных африканских племен до сих пор в ходу звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого дерева и маленькие (из тыквы, раковины, рога) прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов. Вероятно, именно из таких примитивных предметов первобытные люди когда-то создали древнейший инструментальный ансамбль. Потом долгие десятки тысяч лет музыканты крали (виноват, творчески развивали) идеи в лесу, на лугу, на морском берегу. Звериными шкурами и кожей обтягивали барабаны и волынки, в раковины моллюсков выдували заливистые рулады, по конскому волосу водили примитивным смычком…Иногда приходилось использовать и собственные, человеческие, части тела – а что, культура требует жертв! Так, представленный на выставке азиатский ритуальный барабанчик дамару неизменно изготавливается из двух черепов хомо сапиенс (изображенный с этим предметом Шива символизирует круговорот жизни и смерти).И все то время, пока оказавшееся на вершине эволюции двуногое млекопитающее постигало музыкальные каноны мироздания, рядом с ним неизменно звучал другой оркестр, куда более естественный и старинный: свиристели за печкой сверчки, стрекотали «коленками» кузнечики, «блеяли» своими куцыми хвостами бекасы, стучали лапами по земле зайцы. Написав симфонии, концерты и оратории, люди не упустили момента проявить свою спесь и самонадеянность. В Европе появился серинетт – музыкальное устройство для… обучения певчих птиц пению! Интересно, что об этой методике думали «ученики» – скворцы, чижи и канарейки?! – И люди, и животные способны понять музыку на уровне эмоций, – считает автор [b]выставки, старший научный сотрудник Дарвиновского музея Ольга ЗУБАРЕВА[/b]. – Только играют они в разных оркестрах. И подменять один другим неверно, как неверно и игнорировать их различия.Что бывает, когда люди забывают об этом, знают все. «Квартет» дедушки Крылова стал нарицательным символом музыкальной несыгранности. Хотя… Может, четвероногие музыканты просто не смогли пригласить хорошего дирижера?