Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

«Борис Годунов» на большой дороге

Развлечения
«Борис Годунов» на большой дороге

[b]Вчера на псковской земле в естественном интерьере Святогорского монастыря, где покоится прах Пушкина, Большой театр давал оперу Мусоргского «Борис Годунов».[/b]Тем самым убивается сразу несколько зайцев. «Борисом Годуновым» открывается долгоиграющий проект «Век Дягилева», рассчитанный на несколько лет (совместное детище Министерства культуры РФ и Российского театрального агентства Давида Смелянского). С этого представления начинаются празднование 1100-летия Пскова и крупномасштабная акция «Большой театр – городам России».Через год исполнится 1100 лет с тех пор, как Псков (Плесков град) был впервые упомянут в летописи. Город, который никогда не знал татаро-монгольского ига, зато знал республиканское правление, многочисленные военные победы, расцвет искусств и ремесел. Город, с которым связаны имена Пушкина и Мусоргского. Модест Петрович на Псковщине родился, Александр Сергеевич написал в псковском имении Михайловское лучшие свои произведения. Кстати, «Борис Годунов» был самым любимым произведением как у Пушкина («ай да Пушкин, ай да…»), так и Мусоргского («Я жил «Борисом»…»). И Пушкину, и Мусоргскому не удалось с первого раза опубликовать своего «Бориса Годунова» из-за цензуры.Имя Дягилева тоже не выглядит здесь случайным. Как известно, знаменитые «Русские сезоны» начались не с балета, а с оперы.Страстный любитель оперы, который всерьез подумывал о карьере оперного певца, Дягилев начал знакомить с русской музыкой Европу, привезя сначала цикл «Русские исторические концерты», а на следующий год – «Бориса Годунова» с Федором Шаляпиным в заглавной роли. Успех «Бориса» определил дальнейшую судьбу дягилевской антрепризы – с тех пор «Русские сезоны» стали регулярными.Начало июля выбрали по метеорологическим соображениям: по всем погодным сводкам, это наименее дождливое время в году. Правда, погода чуть было не сыграла злую шутку со всем предприятием – на прогоне шел дождь, и дирижер Александр Ведерников, выходя к пульту в день спектакля, в первую очередь с опаской посмотрел на небо. Однако небеса сжалились над дорогостоящей затеей и не подмочили представление.Министерство культуры выделило 2 миллиона рублей. МПС оплатило переезд около шестисот человек (артисты Большого, строители декораций и телевизионщики, которые не только обеспечили прямую трансляцию, но и сняли фильм о подготовке этого события).Сцену и партер на 1600 мест выстроили прямо на дороге. Приглашения получили самые разные лица – от президента Путина до псковской мисс Вселенной Оксаны Федоровой. Путин на спектакль не приехал, но подписал Указ, согласно которому празднование юбилея города имеет общегосударственное значение.Святогорский монастырь, скрытый зеленью, окружили специальными подсветками, с помощью которых создается иллюзия, что монастырь как бы поднимается над землей. С самой постановкой оригинальничать не стали – взяли ту, что сохраняется в репертуаре Большого аж с 1948 года (редакция Римского-Корсакова. режиссер Леонид Баратов, режиссер адаптации Сергей Свенцицкий).Для выезда на пленэр пришлось частично пожертвовать роскошными декорациями Федора Федоровского – остались только костюмы, хоругви, знамена, как две капли воды похожие на подлинные, да некоторые элементы интерьера. Вячеслав Ефимов (в недавнем прошлом – директор МХАТа, вернувшийся к своей основной профессии художника-декоратора), изучив особенности новгородской архитектуры, построил монастырскую стену из пенопласта в качестве выездного варианта. Зато сама природа подарила блестящее световое решение – безмятежно светлое небо как символ благополучного годуновского правления, надвигающиеся сумерки как символ больной годуновской совести, и тьма, накрывшая Россию со смертью измученного монарха, за которой – смута и беспорядки. Знаменитому художнику по свету Дамиру Исмагилову оставалось только «раскрашивать» природный свет четырьмястами прожекторами.Псковичи увидели образец оперного ампира, постановки статичной и величавой, как монумент (пойманный в корчме Гришка Отрепьев здесь не выскакивает в окно, а торжественно восходит по лестнице). Однако и этот стиль сегодня можно оживить при наличии хорошего голоса и мастерской актерской игры. Лучшим вчера был Александр Ведерниковстарший в роли Варлаама – с мощным голосом, маской пропойцы, цепким взглядом мудреца, он смешно крестится столовой ложкой и отчаянно изворачивается, чтобы не стать стукачом… Выездным «Борисом Годуновым» Большой завершил свой 226-й сезон – сезон энергичных действий, многочисленных премьер (как собственных, так и взятых напрокат) и переговоров (от хореографа с мировым именем Джона Ноймайера до «культового» писателя Владимира Сорокина). И таких вот «прогулок на свежем воздухе», которые в любом случае полезны.

Подкасты