Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Михалков обошелся без фейерверков

Развлечения
Михалков обошелся без фейерверков

[b]Еще до начала фестиваля Никита Михалков предупреждал, что не будет «устраивать на сцене фейерверков» и сделает церемонию открытия XXIV ММКФ максимально скромной. Такой она и вышла. Народ гулял по Пушкинской с самого утра. За час до открытия зеваки перебрались поближе к лестнице «Пушкинского», охрана утроила бдительность.[/b]Наконец подъехали Михалков и первые гости. Михаил Пуговкин с женой, Ирина Мирошниченко, Людмила Гурченко, Александр Абдулов, Дмитрий Дибров, Геннадий Зюганов, актеры, политики… В последний момент появился папа президента фестиваля Сергей Михалков.Гости поднимались по лестнице, то и дело оглядываясь, расцеловываясь, улыбаясь в объективы и помахивая ручкой знакомым. Церемонию открытия провели в стиле черно-белого немого кино.Зрители от души посмеялись над фильмом Бориса Барнета о девушке Параше, выбранной в Моссовет, и послушали ансамбль Алексея Айги. После речи Михалкова и поздравлений Валентины Матвиенко «от себя и от президента Путина» Михалков вручил председателю жюри Чингизу Айтматову «символ власти» – золотую цепь – и объявил фестиваль открытым.[b]Все дамы — стервы[/b]Фестиваль открыл фильм Франсуа Озона «Восемь женщин» – детективная фарсовая комедия с трагическим концом. Франсуа Озон давно мечтал снять кино, в котором бы играли только женщины. В очередной раз пересмотрев «Женщин» Джорджа Кьюкора, он захотел сделать римейк, но оказалось, что права уже куплены Джулией Робертс и Мэг Райан. Но вскоре ему в руки попала подходящая пьеса.Робер Тома, изрядно подзабытый во Франции драматург 60-х годов, детектив в духе Агата Кристи, сюжет – убийство в закрытом помещении. Фильм начинается с убийства хозяина роскошной виллы: утром его находят мертвым. Дом густонаселен женщинами разной степени родства с покойным. Каждая его любит, и каждой есть что скрывать. Каждая лжет, одновременно пытаясь вывести на чистую воду остальных.Однако сюжет в этом фильме – совсем не главное. Франсуа Озону удалось собрать самые «сливки»: Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Даниэль Даррье, Людивин Санье, Фирмин Ришар, Эммануэль Беар, Виржини Ледуайан.Режиссер просто сел за стол и написал список: кого бы он хотел видеть в своем фильме. Затем на всякий случай написал еще один – поскромнее. Но все согласились сразу. Через месяц съемки можно было начинать.Москвичам сюжет фильма может быть известен по спектаклю в Театре сатиры. Правда, не меняя основы, Озон привнес нечто свое.Все дамы – классические стервы, но время от времени они начинают петь французские шлягеры 60–80-х и танцевать, да так, что не полюбить их невозможно. Без таких «арий» характеры вышли бы схематичными, а сюжет утомил бы бесконечными диалогами.Кроме того, Озон наделил женщин лесбийскими наклонностями и безумной сексуальностью, сметающей границы пола, возраста и родственных табу. А отдельные фразы из фильма, думается, будут еще долго цитировать.[b]«Все кувырком»[/b]Этот конкурсный фильм Хеллы Йооф (Дания–ФРГ, 2001) заявлен как романтическая комедия. Юмор фильма у россиян вызывает больше недоумения, чем смеха. То есть вроде бы понятно: здесь режиссер хотел пошутить, но при этом совсем не смешно. «Все кувырком» больше похож на мелодраму: много страстей, много мужских слез, сразу две несложившиеся любви (любовный квадрат), но – непременный хеппи-энд. Старая тема обретает новый поворот: раскрепощенные датчане сделали главными героями фильма гомосексуальную пару. Два гея решили пожениться, однако сразу же после помолвки герой знакомится с женщиной и понимает, что между ними «что-то есть». У женщины есть гражданский муж и ребенок. Сначала любовники пытаются остаться «верными долгу», потом, не устояв перед плотскими соблазнами, прячутся от посторонних глаз, но все тайное в итоге становится явным. Общие друзья, все окружение (по большей части гомосексуальное) в шоке: как он мог?! Не обошлось без автокатастрофы на почве ревности и без набившего оскомину улетающего самолета: брошенный мужчина улетает подальше от разочарований, бросивший догоняет самолет в последнюю секунду, дарит любимому букет белых роз – в общем, все возвращается на круги своя и все счастливы. С одной стороны, конфликт полов, вывернутый наизнанку, достаточно любопытен. С другой стороны – уж слишком вялыми кажутся страсти героев: не пропорциональны они количеству вылившихся слез.[b]Вечная любовь, вечный полет[/b]Одновременно с конкурсом стартовали спецпрограммы кинофестиваля, и эти фильмы вызывают не меньший ажиотаж. Программу «Восемь с половиной» открыли фильмы о фауне.Анимационный – «Букашки» Михаила Алдашина – трогательная история из жизни насекомых, и документальный «Кочевники/Птицы» – о жизни пернатых. И те, и другие вынуждены, к сожалению или счастью, жить среди людей.Что заставляет их лететь через океаны, горы и пустыни, через риск замерзнуть, погибнуть под лавиной, в лапах хищников, от ружья охотника, через метели, ураганы и песчаные бури? Задумывая фильм «Кочевники/Птицы», француз Жак Перрен не собирался отвечать на этот вопрос. Ясно только, что каждый год птицы должны возвращаться туда, где они родились. Режиссер апеллирует не к разуму, а к чувствам.Здесь нет комбинированных съемок и ни одного подстроенного кадра. Фильм снимался по всему миру, 15 операторов работали почти три года. Специально сконструированные камеры летят вместе с птицами, так близко, что слышен каждый взмах крыльев, видно шевеление каждого перышка, и выражение «свободен, как птица» приобретает зловещий смысл. Утка, преодолевшая тысячи километров, гибнет, захлебнувшись в заводской грязи; птичку, долетевшую до самой Африки, съедает стая тарантулов; у четы пингвинов хищник вырывает единственного птенца, ради которого они переплывали ледяное море… Как и следует из названия, в программе восемь фильмов, не считая «Букашек». Прочие фильмы – игровые, они идут в нескольких кинотеатрах. Картину «Госфорд-парк» Роберта Олтмана, снятую в прошлом году и уже отхватившую несколько премий, покажут завтра в ЦДЛ. Фильмы «Дождь» Кэтрин Линдберг и «Узкий пролив» Катрин Брейя – любовные драмы. «Кошачье мяуканье/Смерть в Голливуде» Питера Богдановича – детектив, описывающий события 1924 года, действие происходит на яхте медиамагната Уильяма Херста. Здесь есть место и английскому остроумию, и тайнам. «Отель» Майка Фиггиса любопытен уже тем, что снимался он в Венеции всего за пять недель, четырьмя недорогими камерами.Сам режиссер говорит, что в этом фильме он развил идеи своего предыдущего фильма «Таймкод» и крайне доволен результатами.Настоящей сенсацией в первый же день кинофестиваля стал фильм Педро Альмодовара «Поговори с ней» в рамках программы «АиФория».Это кино о любви, преодолевающей смерть. Альмодовар не боится пафоса и неестественности, в его картине много того, что обычно называют преувеличением. Но сидя в зале ощущаешь даже запах лекарств (действие происходит в больнице). «Я делаю интимные фильмы о безумствах, на которые мы вдруг оказываемся способны в самой обычной обстановке – на кухне, в лифте, в ванной, на пляже». Санитар любит юную балерину, писатель – знаменитую матадоршу. Обе находятся в коме.Одна четыре месяца, вторая – четыре года. «Мой фильм о том, что люди должны общаться, что это очень важно, – говорил режиссер.– И не только с помощью слов… «Поговори с ней» – это не просьба и не приказ. Это совет, дружеский совет». Помните Сольвейг, которая ждала Пер Гюнта до старости? Она жила в своих мыслях, и это была ее настоящая жизнь.Бениньо, чей опыт общения с женщинами ограничивается сидением у кровати больной, в стенах госпиталя находит истинное счастье.Еще одной громкой премьерой в рамках этой же программы обещает стать «Человек без прошлого» – фильм финского режиссера Аки Каурисмяки. Он приедет сразу после мировой премьеры на Каннском фестивале, где считался общепризнанным лидером и должен был получить первый приз.Картину покажут сегодня в зале Госкино.[b]«СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС» Роже Вадима[/b]В рамках кинофестиваля проходит ретроспектива фильмов знаменитого французского режиссера русского происхождения Роже Вадима. Представить его кино в Москву прилетели родственники режиссера: четвертая жена и знаменитая актриса Мари-Кристин Барро, сестра – Элен Племянников, которая многие годы проработала ассистентом и монтажером у Роже Вадима, сын Ванья Племянников и Аннетте Стройберг, вторая жена режиссера. По словам Элен Племянников, именно семейные связи были важны для Роже Вадима. Любовь к жизни – лейтмотив всех фильмов Вадима, в которых главное – чувство подлинной внутренней свободы. Мари-Кристин Барро отметила: «Ум и доброта, благородство в любви, – вот что составляло характер Роже Вадиме. В душе он был русским. Он умел жить и давал возможность свободно жить другим».Роже Вадиму удалось создать свой неповторимый стиль и открыть звезду Брижит Бардо, снявшуюся в его первом фильме «И бог… создал женщину» (1956), включенном во внеконкурсную программу ММКФ. Фильм стал боевым крещением для Роже Вадима и с успехом прошел в прокате кинотеатров всего мира. Удивительно, но факт – все бывшие жены и их дети продолжают кинематографический «семейный бизнес» режиссера. Представители клана Роже Вадима говорят о том, что русская кровь постоянно дает о себе знать. В семействе установилось негласное правило называть потомков Роже Вадима только русскими именами.Московской публике, по словам Ваньи Племянникова, особенно интересно будет увидеть фильм «Опасные связи» (1959), который Ванья охарактеризовал как «наиболее современную постановку одноименного романа Шодерло де Лакло, отражающую реалии нашего времени на фоне вечных проблем взаимоотношения полов».Также в «Музее кино» в рамках внеконкурсной программы будут показаны фильмы Роже Вадима «Вечер сюрпризов» (1982), «Замок в Швейцарии» (1963), «Кузен, кузина» (1975), «Макс, моя любовь» (1986), «Метцернгштейн» (1968).

Подкасты