Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Чаепитие в «Вечерке»

Развлечения
Чаепитие в «Вечерке»

[b][i]Неправда, что русский человек лишь после приема крепких и слабоалкогольных напитков петь начинает. На чаепитии в «Вечерней Москве» композитор Григорий ГЛАДКОВ запел после первой чашки чая…[/i][/b][b]– Мы где-то читали, что вы называете себя экологическим композитором. Почему?[/b]– Я себя называю музыкальным фермером. Если б я не стал музыкантом, я был бы только фермером. Я к этому сейчас готовлюсь: хочу ульи разводить, изучаю жизнь гусей, кур, поросят… то есть погрузился в сельское хозяйство.[b]– А земля у вас есть?[/b]– Ну, вот на землю у меня денег не хватает. У жены Зурабова столько гектаров, вот бы мне половинку, а не шесть соток, как сейчас. Звание «экологический композитор» мне придумали. Кто – не знаю. Думаю, причина одна: я сочиняю детские песни. Хотя я не считаю их детскими. Их все равно взрослые пишут. Это игра взрослого в воспоминаниях о детстве. Например, песня «Пластилиновая ворона». Что в ней детского? ([i]поет[/i])[i]Hам помнится, вороне,А может быть, собаке,А может быть, коровеОднажды повезло.Прислал ей кто-то сыраГрамм, думается, двести,А может быть, и триста,А может, полкило.И такой финал:Не стойте и не прыгайте,Не пойте, не пляшитеТам, где идет строительствоИли подвешен груз![/i]Дети нам на радио такой финал прислали: «Не стойте и не прыгайте, не пейте, не курите там, где везут правительство или подобный груз!» По моим песням понятно, что их главные герои – животные. Правда, с человеческими характерами. Я собрал огромную галерею животного мира, видимо, поэтому меня и прозвали экологическим композитором.[b]– Вы же человек сугубо городской. И вдруг – фермерство. Почему вдруг?[/b]– Однажды меня в Москве сильно толкнули и сказали: «Эй, деревня, куда прешь?» Я говорю: «Какая же я деревня? Я в городе живу». И слышу ответ: «Москва – большая деревня!» Мне это так понравилось. Я понял, в чем смысл жизни, и стал покупать книги по агрономии.[b]– Давно это началось?[/b]– Толкнули меня сильно в 1983–84-м. В ответ я создал кантри-группу «Кукуруза». Мы ее назвали в честь своего детства и его веселого лидера Никиты Сергеевича Хрущева, который в шляпе ходил. Мы просто эту «Кукурузу» на самом деле вернули американцам. Все началось с шутки, а превратилось в профессиональный ансамбль, который номинировался на «Грэмми». Ансамбль «Берингов пролив» тоже номинировался на «Грэмми». К обоим я имею отношение, потому что и тот, и другой начинали с моей песни «Пой, Вася». Васей звали моего отца и еще нескольких знакомых котов… ([i]поет[/i])[i]Восемь пятых размер соблюдая,Таня хлопала дверью сарая,Костя камнем водил по стеклу,Вася бил по кастрюле в углу.Кирпичом!Но негромко и редко«Не шумите!» – сказала соседка.А никто и не думал шуметь:Вася пел, ведь нельзя же не петь!Пой, Вася!!![/i][b]– Откуда тяга именно к стилю «кантри»?[/b]– Я все детство провел в деревне в Брянской области, немножко в Белгородской. Там народная музыка, традиции еще живы оставались… Зря раньше над деревней издевались… Мой дядя, Иван Григорьич, между прочим, всю жизнь сельским учителем математики был: не пил, не курил, имел библиотеку огромную. Когда я впервые услышал веселую музыку в стиле «кантри», она мне понравилась. Очень частушки напоминала чем-то. Потом я узнал, что в Америке есть целый город, посвященный этой сельской музыке, а «кантри» переводится как «родина», «деревня». Это меня поразило, и я решил отомстить за свое деревенское детство, за своих друзей – Кольку, Петьку, Ваську, Мишку![b]– Кто из ваших песенных героев самый любимый? Ворона, поросенок или какой-нибудь гусенок?[/b]– Удачу принесла ворона, конечно же. Говорят, что хозяева всегда похожи на своих питомцев. У меня вот в профиле действительно есть что-то воронье. Ворон мудрый – триста лет живет. А вот о собаках надо говорить отдельно. Собака как никакое другое животное принимает человека и верно ему служит. Это – удивительные существа. А люди предают их.Огромная проблема, например, сегодня с бродячими собаками. Люди издеваются над ними, уничтожают… Я их постоянно подбираю. Много не могу, но одна-две обязательно живет. Но самое большое зло люди нанесли планете, заасфальтировав ее. Вот если бы все строилось над землей, а трава и все живое внизу осталось. Человек не должен мешать природе. Я как музыкант, художник, человек отрешенный считаю: люди должны уйти с земли на второй этаж. Пусть летают, дома на столбиках строят… Это было бы здорово! У асфальта даже цвет какой-то мерзкий.[b]– Расскажите про свои новые проекты.[/b]– Как-то я тут стал задумываться о пользе для Отечества. Что же сделать такое, чтоб след оставить? Вот я играю на гитаре, пою, диски выпускаю, кассеты… Вышло уже довольно много: «День открытых дверей», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Пой, Вася»… и все это как бы развлечение. А древние говорили, что творчество для детей – это развлечение плюс образование и воспитание. Как-то, выступая в школе, я узнал, что дети не могут выучить таблицу умножения. Решил я ее положить на музыку. Записал в девяти стилях: рок-н-ролл, две колыбельные, блюз, вальс, в русском стиле для патриотов, кантри.Вместо стихов – таблица умножения. И между песнями придумал стихи какие-то.Например:[i]– Самбу, румбу, ча-ча-ча – станцевать все можно!А вот таблицу выучить – это очень сложно.[/i]Так я придумал серию «Зубрилки». Хочу сделать географию, где огромное количество трудно запоминаемых названий. Сейчас работаю над таблицей Менделеева. Это уже для подростков, поэтому музыка будет кислотная в стиле рэп, техно, рейв…Для детей надо сочинять таким образом, чтобы каждый нашел в песне свое место. Дети должны быть участниками действия, иначе они начинают скучать. Еще я на радио «Диско» делаю детскую передачу «Детскотека». Выходит по субботам и воскресеньям с 9 до 10 утра. Каждая передача имеет отдельную тему. Одна из следующих посвящена спорту. Я собрал много спортивных песен. Среди них песни: «Ралли», «Песня о хоккейных болельщиках», гимн канала «7 ТВ» о спорте… Герои гимна – животные: тюлени, моржи… Главная мысль: занимайся спортом, делай зарядку, обливайся водой![b]– Как вы сами к спорту относитесь?[/b]– Особенно не занимаюсь, но водой холодной обливаюсь каждый день. И эффект от этой простейшей процедуры революционный! Если начал, то бросать уже не хочется. Перестаешь – потом плохо себя чувствуешь. Иногда я бегаю на лыжах, плавать люблю. Но есть один вид спорта, которым бы я занимался с удовольствием, – городки! Наша мультипликационная компания обожает городки! Компанию организовал Александр Татарский. Был у нас мультик «Кубик-рубик». Его сюжет как раз связан с городками.[b]– Как сегодня обстоит дело с мультипликацией?[/b]– Сейчас отечественная мультипликация поднимается. Я недавно был на фестивале в Суздале. Количество мультфильмов растет постоянно. Мультфильм «Алеша Попович» видели? Гениальный фильм! Проблема в том, что на телевидениеих не пускают. Те, кто владеют массмедиа, закупают за рубежом продукцию низкого качества, а нашей хода не дают: ни песням, ни фильмам. Такая ситуация на любом канале.[b]– Почему у вас нет лирических песен?[/b]– Почему нет? Есть. Но раз Бог дал сочинять веселое, этим в основном и надо заниматься. У смешного нет законов, оно на интуиции, на кураже, а у грустного есть. Чарли Чаплин сказал: «Легче две тысячи человек заставить заплакать, чем одного рассмешить». Поэтому на сцене я не могу петь о любви, в компании еще как-то можно при свечах, а так... Лучше шутить![b]– А одну из ваших первых песен – «Трамвайный парк» – поете?[/b]– Реже, конечно, но пою. Она у меня записана на клавесине в четыре руки. ([i]поет[/i])[i]Трамвайный парк, трамвайный сад –Везде, куда ни бросишь взгляд,Здесь дуги кронами висят,Здесь рельсы-россыпи блестят.Как будто палочкой своейЗаколдовал трамвайный мир...[/i]– Песня ленинградская. Там больше всего путей и трамваев. Написана на стихи петербургского поэта Михаила Веснова. Говорят, в искусстве нельзя быть лучшим, это не спорт. Но Веснов – один из самых ярких детских поэтов. Он не только следует традициям детской поэзии, пишет замечательные стихи. Он еще и новатор – придумывает новые слова. У нас была, к примеру, пластинка «Чудетство»:[i]В Чудетство откроешь окошки –Счастливень стучит по дорожке,Цветет Веселютик у речки,И звонко поют Соловечки,А где-то по дальним дорогамБредут Носомот с Бегерогом...Там елки стоят как светелки,Под ними лежат хихиголки,И ждут нас три друга у бора –Забава, потеха, умора![/i]У меня много песен на стихи Александра Кушнера, тоже ленинградского поэта. Вот я спою вам «Воздухоплавательный парк». Есть место в России, где когда-то поднимали в воздух первые летательные аппараты – дирижабли, аэропланы, – воздухоплавательный парк. Это первая офицерская воздухоплавательная школа, учреждена императором. Любимая песня Юрия Щекочихина была, Эдуарда Успенского – он МАИ закончил. Я на это место ездил – ничего там не осталось совсем… ([i]поет[/i])[i]В начале пригородной веткиОбрыв платформы под овраг.И там на проволочной сетке«Воздухоплавательный парк».Названье плавно и крылато.Как ветрено и пусто тут!Поселок окнами к закату,И одуванчики растут…[/i][b]– А почему все-таки вы не делите песни на детские и взрослые?[/b]– Я считаю, что детское – это то, что дети сами выбирают. У них тоже есть какое-то свое мнение. Вчера моя дочь слушала замечательный альбом, не буду называть чей. Этот певец вообще композитор, но в этот раз пел. Ему бы лучше не петь. Дочка, которой пять с половиной лет, слушала, слушала, потом и говорит: «Выключите этого дядю!» У детей свое мнение, свои любимые кассеты, пластиночки, сказки, которые они готовы слушать день и ночь. А для сочиняющих взрослых это, скорее, спасение, желание оставить себе волшебный мир воспоминаний о детстве, когда каждый день – праздник, и просыпаешься с ощущением счастья.[b]– Вы ведь раньше жили в Питере. Наверное, этот город любите больше, чем Москву?[/b]– Знаете, в Москве много городов: у музыкантов свой город, у спортсменов свой. У каждого своя Москва, которой он все прощает. Мне нравится Москва сказочников во всех их проявлениях – тех, кто сочиняет сказки, стихи, песни… Все сказочники мира здесь живут и находят свое место.[b]– А вы знаете, что ваши песни есть в китайских игрушках? Нажимаешь – и она поет вашу песню.[/b]– Да вы что? Вот китайцы! Не платят ни копейки! В мобильных телефонах мои мелодии тоже используют и тоже ничего не платят. Что сделаешь – пиратство процветает![b]– Хотелось бы опять вернуться к теме, с которой начали, – к фермерству. Так вы стали фермером или нет?[/b]– Не верьте. Это фантазии! Розыгрыш! Ваш редактор отдела писем Лена Митько звонит мне: «Вы где? Мы вас ждем в «Вечерке» на чаепитие!– Я во Владивостоке.– Как во Владивостоке?»Говорю, так завтра же встреча. А сам уже подъезжаю к редакции. Так что и про фермера я наврал все! На самом деле, честно, доля правды есть – я все это люблю, конечно. Если бы с музыкой не получилось, чего в городе толкаться? Лучше уезжать в деревню![b]ДОСЬЕ «ВМ»[i]ГЛАДКОВ Григорий Васильевич – автор музыки к популярным теле- и радиопередачам, мультфильмам, таким, как «Пластилиновая ворона», «Вера и Анфиса» и многие другие, а также спектаклям, документальным и художественным фильмам. Попал в Российскую книгу рекордов Гиннесса за издание самого большого количества кассет, пластинок и компакт-дисков для детей. Один из основателей кантри-группы «Кукуруза» и московского кантри-клуба, а также фестиваля кантри- и фолк-музыки «Фермер». Много выступает с сольными концертами в жанре авторской песни, а также в сборных концертах вместе с Сергеем Никитиным, Виктором Берковским, Александром Сухановым, Вадимом Егоровым, Вероникой Долиной, Александром Городницким и другими бардами.[/b][/i]

Подкасты