Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Когда полячки пели Высоцкого

Развлечения
Когда полячки пели Высоцкого

[b]В Третьяковке на Крымском Валу и Государственном центре современного искусства (Зоологическая, 13) под патронажем президентов России и Польши открылась большая русско-польская выставка «Москва – Варшава». Это крупнейшая у нас выставочная акция после «Москвы-Берлина». И, возможно, более значительная. Потому что культурные связи между странами были куда как реальнее отношений с Германией – то ли с ГДР, то ли с ФРГ…[/b]Это отражено в работе Анды Роттенберг «Комната русского интеллигента 60-х» и «Комната польского интеллигента 60-х». У русского интеллигента на журнальном столике журнал «Польша», абстрактные картины и проигрыватель с пластинкой Анны Герман. У польского – ксероксные обложки польского самиздата с сочинениями русских диссидентов и песнями Владимира Высоцкого на «маге».На самом деле польское влияние в искусстве и культуре было куда большим. Будучи прилежным подписчиком журналов «Штука» и «Проект», автор знает это не понаслышке. Как и при Иване Грозном и Алексее Михайловиче, совершенно восточноевропейская Польша была тогда для России не просто ближним зарубежьем, а ближним Западом. После Второй мировой войны именно через Польшу шли «авангардные» веянья. Однако выставка – здорова. Часть, историческая, в Третьяковке на Крымском – от декаданса до 2000 года. А искусство первой пятилетки нового века в двух корпусах Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Действительно, работы польских художников эпохи символизма похожи на работы их коллег из метрополии – СПб.«Перед зеркалом» кисти Юзефа Панкевича – вписывается в изо русского серебряного века, представленного Врубелем и Серовым. Живопись Станислава Игнаци Виткевича напоминает Кустодиева. Польский довоенный авангард, например левая группа «Блок», прямо зависим от Малевича и художников его круга, а польские поэты-авангардисты – от русского футуризма. Некоторый акцент авторы экспозиции сделали на неоклассике 20–30-х. От русских это ОСТовцы и близкие им ленинградцы вроде Пахомова.Как ни странно, у поляков было похожее искусство – оптимизма, спорта, культа здорового тела.«Порамбка» Рафала Мальчевского (1854–1965) по силе любования техникой и техническими объектами совсем советская. Но это время польской непролазной провинциальности, когда пограничники «на польский (паспорт) выпячивали глаза». После войны соцреализм в Польше долго не продержался, и польское искусство заблистало своим легальным модернизмом в неодинаково либеральном соцлагере. Тогда же модернизм возродился в России.Польское официальное искусство схоже с русским неофициальным. Похожи друг на друга и вольнодумцы обеих стран. Ведь западная арт-информация фильтровалась именно в Польше. Наряду с абстрактными пятнами и зигзагами художники обеих стран еще и изготовляли разнообразные фиги в кармане – коммунистическому режиму. Поэтому целый этаж Третьяковки забит абстрактными картинами и политическими намеками, плохо понятными новому зрителю вроде псевдоплакатов Александра Косолапова, где он изображен на фоне занавеса Дворца съездов с профилем Ленина.Есть на выставке и следы польской драмы ХХ века: поражение Польши, нацистская оккупация, Катынь, многолетнее присутствие русской революции в форме Польской Народной Республики...В замечательных полотнах Анджея Врублевского – расстрелы, трупы в яркой и лапидарной живописной манере. В отличие от Врублевского картина Эдварда Двурника «Катынь» ходульна и даже глуповата. На картине Лукаша Королькевича в интеллигентском интерьере телевизор с генералом Войцехом Ярузельским, объявляющим чрезвычайное положение. Впрочем, если поляки в прошлом веке чувствовали себя жертвами, неудачниками и пораженцами, то русские – победителями настолько, что в конце концов стали стесняться своей победоносности. Потому, наверное, в экспозиции нет ни намека на зверства в польских концлагерях для пленных красноармейцев после советско-польской войны 1920 года, где погибло до 140 тысяч бойцов.Но вот молодые русские художники оказались более ангажированы. На открытии искусства новой пятилетки – «За красным горизонтом» – в ГЦСИ Максим Роганов устроил политический перформанс. Изображая Ивана Сусанина, он ходил в шубе с приклеенной бородой и развесил по углам таблички «Улица Джохара Сусанина». Чем солидаризовался с Мосгордумой, пригрозившей переименовать улицу Климашкина, где стоит посольство Польши, в улицу генерала Михаила Муравьева, прославившегося жестоким подавлением польского восстания 1863 года, в случае если в Варшаве не поменяют название площади Джохара Дудаева. Правда, вряд ли польские коллеги что-то поняли, потому что у них в истории даже польское нашествие на Русь XVII века не фигурирует.Новые польские художники не похожи на русских, потому что после краха соцлагеря русские наладили связи с настоящим Западом, а поляки со своими метрополиями Западной Европой и США. Но многое у поляков вполне понятно русскому как в видеоинсталляции Анны Коник, работающей над темой бездомности: в Москве художница познакомилась с замечательной бабкой – богатыршей – кладезем народной мудрости. Они вместе гуляют по городу, разговаривают, москвичка делится своим жизненным опытом и оригинальными взглядами на политику.Дуэт хайтековского искусства Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев показали инсталляцию «Эхо эфира» – проект утопического телевидения, когда на современную передачу по желанию можно наложить событие из телеобозримого прошлого – советского, зарубежного. Есть здесь и огромное панно Виноградова и Дубосарского «Вдохновение». И фотосерия Браткова о Москве. Одним словом, посмотреть обе выставки надо. В Варшаве они побили все рекорды посещаемости.[b]Экспозиция в Третьяковке закрывается 12 июня. А в ГЦСИ – 1 мая.[/b]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.