Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Западни и капканы

Общество
Западни и капканы

[b]Сегодняшние москвичи, переходившие в середине апреля «вброд» собственный двор или поминающие недобрым словом дорожников, так «латающих» осенью московские мостовые, что к весне они неизменно возвращаются в первобытное состояние, нередко не верят, что столица никогда, в общем-то, не блистала чистотой и благоустроенностью.[/b]О чистоте столичных улиц впервые задумались еще в середине XIV века, когда появились первые посадские мостовые, собранные из двух-трехсаженных бревен…Но все же год за годом, век за веком многочисленные московские речки и ручьи, разливаясь даже после небольшого дождя, неизменно превращали в болото все городские улицы.В стародавние времена каждое распоряжение властей объявлялось на всех перекрестках и площадях с барабанным боем. Вот и приказ о том, что горожане должны содержать в чистоте улицы и рыть канавы для стока воды, был «громким». Впервые он прозвучал теплой зимой 1722 года. Но «царское слово» помогло мало: горожане не торопились его исполнять, а потому спустя 9 дней указ повторили снова.Нужно признать, что городские власти во все времена приказы издавали правильные. Так, например, одним из пунктов постановления 1876 года гласил: «Собранные кучи снега и льда должны быть свозимы с улиц в течение суток. А в другом пункте того же указа строго приказывалось, что [i]«тротуары во время весенней гололедицы должны быть очищены до камня и посыпаемы песком»[/i]. Вроде бы ничего нового, но – полезно! Использовались для очистки московских улиц и механизмы. Еще 118 лет назад городскими властями была выписана из Парижа машина, [i]«состоящая из вращающегося цилиндра и приводимая в действие одной лошадью»[/i]. Испытания прошли успешно. Машина так понравилась властям, что более полувека не претерпевала сколько-нибудь заметных изменений. Разве что одна лошадиная сила была заменена несколькими десятками «лошадей».Каменные плитки и асфальт впервые попробовали использовать для улучшения городских улиц еще в 1870-е годы. Но уже через несколько лет власти вынуждены были признать, что [i]«при нынешних московских порядках всякий усовершенствованный способ мощения мы сумеем сделать хуже первобытного…» [/i]И продолжали еще много лет мостить дороги булыжником… А сто с лишним лет назад (в апреле 1904 года) из-за пришедшей в негодность мостовой пришлось полностью остановить движение по главной городской улице – Тверской, на участке от Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) до Старых Триумфальных ворот (Триумфальная площадь). А на Малой Дмитровке в тот год мостовая и вовсе провалилась, и в [i]«образовавшуюся яму, как писали газеты, вместе с колымагой провалилась лошадь и возчик…»[/i] Впрочем, даже ехидные газетчики признавали, что в центре города за порядком с мостовыми и тротуарами властям уследить легче. [i]«Красную площадь, конечно, к празднику выскребут, писали газеты в начале ХХ века, а если выбраться на окраину, то неосторожному обывателю и утонуть недолго…» Много весенней воды утекло с тех пор, но по-прежнему свежа цитата из «Московских ведомостей» за 1901 год: «На всех семи холмах уготованы проезжему и прохожему западни и капканы московских мостовых…»[/i]