Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Ювелиры под грифом «секретно»

Общество
Ювелиры под грифом «секретно»

[b]К 60-летию Победы рядом с Кремлем открылась уникальная выставка «Сокровища России. Из века в век». Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Гохран) открыл ее в Музее археологии.[/b]Музей, находящийся под Манежной площадью на глубине около 7 метров, никогда еще не видел таких несметных сокровищ. Сегодня здесь, в «подземном царстве», сверкают всеми своими гранями и вещи всемирно знаменитые, и то, что мир еще никогда не видел.Гохран был основан указом Петра Великого в 1719 году. Его императорские регалии и стали началом собрания фонда.Как и в «Алмазном фонде» Кремля, выставку открывают природные раритеты. Это уникальные золотые и платиновые самородки и слитки, редчайшие алмазы, бриллианты и драгоценные самоцветы. А за ними следуют творения рук лучших мастеров трех столетий.[b]Пышный XVIII век…[/b] «Златые дни – Екатеринин век», – утверждал поэт. «Век бриллианта»,– говорят о том же времени историки искусства. Екатерина Великая любила, чтобы ювелиры работали в ее присутствии. «Делание» было ее стихией. На выставке рукотворные чудеса той поры: «Шляпка», усыпанная бриллиантами, изумрудами и рубинами, и «Головная шпилька» с алмазами огранки «роза».[b]Вкусы всех сословий отразил XIX век[/b]. При дворе стали носить кокошники и серебряные украшения, стилизованные под «крестьянский быт». Александр III заказывал изящную посуду с народными узорами. На выставке – изделие выдающегося мастера М. Перхина 1894 года. Это нефритовое блюдо с изящными ручками, преподнесенное в день свадьбы последней императорской чете. Есть в экспозиции и два последних яйца, сделанных Фаберже и выполненных из нарочито простых материалов, чтобы Керенский разрешил передать их императору, уже отрекшемуся от престола.[b]Мастерство ХХ века…[/b] О нем мы долгое время знали гораздо меньше, чем о временах стародавних. Советские ювелиры работали в режимной экспериментальной секретной лаборатории Гохрана. Они выполнили и копии императорских регалий в 1/3 натуральной величины. Если оригиналы не могут покидать пределов Кремля, то эти совершенные копии могут представлять наше ювелирное искусство на выставках в столицах мира. А вот диадема«Русская красавица» из платины, золота, бриллиантов и жемчуга – сравнительно недавняя работа мастеров Гохрана, 1987 года.На самом почетном месте – орден «Победы» из платины, золота и бриллиантов. Этот орден сиял на груди маршала Тимошенко.

Подкасты