Москва танцует от Москвы-реке
[b]Разнообразие манер и плюрализм стилей – вот что делает столицу неповторимой. В последние годы мало кто может cоперничать с главным архитектором Российской Академии наук Юрием Платоновым по числу реализуемых в столице проектов: диапазон его творческих идей на удивление широк. Мы ждали встречи с интересным собеседником и не ошиблись.[/b][i][b]С мостов кричат: «Горько!» [/i]– Юрий Павлович, это было незабываемое зрелище, когда старые железнодорожные мосты плыли по Москве-реке, чтобы на новом месте по вашим проектам стать пешеходными. Что это – красивый эпизод вашей творческой жизни или теперь архитектору нужно уметь все?[/b]– Веление времени и ситуации! Эти мосты – не просто переход через реку. Каждый мост – букет функций, культурных, развлекательных, торгово-сервисных. Крытые галереи мостов круглогодично будут служить местом выставок, концертов...[b]– И свадеб! Слышала: на Андреевском мосту их уже играют вовсю. За окнами Крымский мост, храм Христа Спасителя, Воробьевы горы и МГУ, а под стеклянной крышей кричат: «Горько!»[/b]– Дело фантазии и вкуса. Никита Михалков здесь открывал и закрывал московский кинофестиваль. Сейчас заявки от модельеров, шоуменов, устроителей экспо расписаны на год вперед. Говорили, что по новому Киевскому будет некому ходить, а народ валом валит. Особенно пассажиры. Им здесь интересней, чем на вокзале. Пешеходные мосты – живут не сами по себе. Оба моста станут опорными пунктами прогулочной трассы Нескучный сад – Москва-Сити. Это продолжительный путь, но каждый москвич может выбрать себе любой удобный для прогулки участок, свои Елисейские поля. Наша задача сделать весь маршрут интересным – а это 4,5 километра.[b]– Что значит – интересным?[/b]– Маршрут пройдет мимо замечательных архитектурных объектов – от древних церквей до памятников конструктивизма ХХ столетия – через существующие сады и бульвары. Появятся кафе, рестораны, картинные галереи, все, что подобает туристической тропе. А через оживленные улицы будут устроены стеклянные переходы с эскалаторами, с лифтами для инвалидов.Посмотрите – что на пути. Нескучный сад, сад возле метро «Фрунзенская», зеленая Пироговка и Девичье поле, бульвар перед набережной Шевченко. Это будет дорога покоя, отдыха и созерцания в противовес аду насыщенных автомобилями транспортных артерий.[b]– А как от гостиницы «Украина» мы через реку попадем в Сити?[/b]– Я нашел место еще для одного пешеходного моста. Он должен связать набережную Шевченко с Международным экспоцентром на Краснопресненской набережной и стать еще одной выигрышной видовой площадкой...[b]– Одобрят ли городские власти такую идею?[/b]– Предложение по созданию прогулочной трассы было принято распоряжением мэра столицы год назад. В ходе работы над маршрутом был сделан логичный вывод – построить еще один мост в створе улицы 1905 года. Уверен, что эта идея будет одобрена. Она лежит в русле градостроительной политики московского правительства, которую наш мэр проводит в жизнь настойчиво и азартно. Почему в крупных европейских городах и столицах мосты устроены через каждые 400–500 метров, а у нас разделены километрами? [i][b]Гении будут![/i] – Каким, по-вашему, должен быть новый мост у экспоцентра?[/b]– Место диктует его образ. Рядом будут небоскребы МоскваСити, Международный экспоцентр. Проектируя мост, архитекторы должны говорить на языке XXI века. Думаю, при наличии грандиозных проектов у нас скоро появятся и будут востребованы новые Мельниковы, Леонидовы, Гинзбурги, Веснины, другие мастера нашего мощного архитектурного авангарда! Их было много – и у каждого свое лицо. Гении придут! [b]– Корбюзье признан мировым гением архитектуры. Но его замечательный дом поставили ни где-нибудь на просторах Ходынского поля, а на Мясницкой. Просто варварски вклинили в историческую среду. Сломали даже уникальный храм XYI века! Не опасаетесь подобных ошибок?[/b]– Правильный выбор места, конечно, имеет принципиальное значение. У Красной Пресни, например, есть все возможности для смелого эксперимента при проектировании нового пешеходного моста. А очевидная ошибка – это высотный корпус «Интуриста» в начале Тверской. Скоро его начнут разбирать, чтобы заменить сооружением, близким по стилистике к архитектурному окружению.Это печальный случай. Но нет ничего опасней, чем работать все время думая как бы не совершить ошибку. В искусстве и архитектуре так нельзя. Пусть лучше будет одна яркая ошибка, чем бесконечная безошибочная посредственность.[b]– Но ведь какая ответственность! Она не висит гирями на проектировщике? Не ограничивает свободу творчества?[/b]– Творчество начинается там, где есть самоограничение. Если его нет, ваша работа примитивна. Жизнь меня научила, когда чувствуешь: то нельзя, это нельзя, остается небольшой зазор для того, что можно, вот здесь и возникает виртуозное решение. Оно равно радует автора и удовлетворяет интересам общества. И главное – ребенок похож на тебя. Свобода творить – это свобода вешать на себя гири...[i][b]Манхэттен нам не нужен[/i] – Любопытный парадокс! Но давайте вернемся к конкретным объектам. Москва-Сити, Московский Дом музыки, автодром «Формула–1», другие крупнейшие объекты сооружаются на берегу Москвыреки, плюс новые мосты, новые набережные... Чем вызвано такое внимание к реке? [/b]– Наш город начинался на Боровицком холме у впадения Неглинной в Москву-реку. Он безудержно рос по радиальным направлениям, не слишком заботясь об экономии земли. Но сколько можно расширяться? Выходить за Земляной вал, потом за Камер-Коллежский, потом за МКАД? Пришло время качественных внутренних преобразований, мы будто вернулись и вновь танцуем от Москвы-реки. А фактически стали бережливее к земле, к ландшафту, к видовым точкам. Сейчас предлагается масштабный градостроительный проект «Москварека в Москве». Такое предложение уже получило одобрение Лужкова и принято на Общественном совете при мэре столицы.[b]– Его суть в освобождении берегов от складов, свалок, предприятий?[/b]– Это само собой. Но проект комплексный. Берега реки во многих местах – фасады центральной части города. Они должны быть красивыми и привлекательными, все объекты вдоль реки должны быть нетривиальными, по возможности – уникальными.[b]– Не в этой ли связи проходит конкурс на лучшее предложение по внешней реконструкции Центрального Дома художника? Уж очень он похож на ангар, протянувшийся по берегу...[/b]– А он и есть ангар, который нашел свою функцию. Это ангар для выставок», где активно кипит жизнь. Не респектабельный музей, а калейдоскоп экспозиций, работающий, как молотилка. В таком виде он затребован. Зачем превращать его в монументальный дворец, как это предлагает большинство участников конкурса? Облик солидного дворца ничего не будет говорить о бурной внутренней жизни ЦДХ. Конечно, это здание над Москвой-рекой многих раздражает своей лапидарностью и простотой. Но у меня на этот счет особое мнение и особое предложение. Чтобы не только это скучное сооружение, а весть город стал визуально богаче, нужно превратить пустые стены здания в полиэкран, в постоянный репортаж из всех музеев мира, о всех мировых киноэпопеях, в постоянную информацию о культурной жизни планеты, можно и о других событиях...[b]– Технически это возможно?[/b]– Профессионалы говорят: да! Мы не предлагаем устроить в Москве копию Манхэттена, где все фасады в полиэкранах и гигантских информтабло. Но американский опыт полезен. Бегущие строки, гиперфотографии, электроника – красотища невероятная! ЦДХ и Третьяковка будут получать от такой эксплуатации стен до 2 миллионов долларов в год. Разве это не подспорье? Считаю, Москве повезло. У нас есть здание, будто специально построенное для огромного полиэкрана. Ничего не нужно ломать и перестраивать.[i][b]Европа у Киевского вокзала[/i] – Руководимый вами творческий коллектив занят сейчас на другом участке Москвы-реки, на площади у Киевского вокзала. Что там происходит?[/b]– Идет создание крупного градостроительного ансамбля, который получит имя – площадь Европы. Мы и уже подключившийся Мосинжпроект работаем в соответствии с постановлением московского правительства выполняем политический заказ.[b]– Причем здесь политика?[/b]– Новое название площади придумано неслучайно. Она должна стать символом нашей интеграции в Европейское сообщество. В следующем году ко Дню города в центре площади будет открыт фонтан «Похищение Европы» работы выдающегося бельгийского скульптора Оливье Стребеля. А недалеко от него разместятся флагштоки, на которых будут развиваться флаги европейских государств.[b]– В нашей газете было опубликовано интервью со Стребелем. Он показался нам не только талантливейшим скульптором, но и доброжелательным человеком, проявляющим искренний интерес к России. Как вы с ним сотрудничаете?[/b]– С огромным удовольствием и, думаю, успешно. Сначала Оливье решил выполнить композицию для фонтана из бронзы, как принято у нас. Я сказал ему: мы не получим лучшего результата.Бронза – материал, который надо преодолеть. Не только в материальном, физическом смысле, а в сознании. Бронза прочно отпечаталась в наших мозгах, как тяжелый пластилин. Когда ее видишь, невольно представляешь фуражку, хвост коня, усы, ордена, копыта, звон. В нашем соцреализме мы изнасиловали бронзу. Памятники из нее прошагали по всей стране и стали существенным грузом, мешающим прочесть сказку, аллегорию. Здесь нужно что-то новое.Не лучше ли нержавеющая сталь? Я видел в стребелевской мастерской прекрасные композиции из стальных труб, о чем ему и поведал. Скульптор сделал новый вариант фонтана – это 15-метровое творение на мифологический сюжет, где рога быка, несущего красавицу Европу, поднимаются к небу и будто растворяются в воздухе...[b]– Это элегантная, изысканная работа, но примет ли ее наш зритель?[/b]–Нас десятилетиями обкрадывали – лишали сказки, а мы подвержены сказочному, невидали, гаданиям цыганок. Нас обманывают, а мы этому рады. Как у Пушкина –«Я сам обманываться рад...» Если зритель будет знать, что это легенда и о чем она, он прекрасно поймет эту музыку фантазии, музыку света и струй без всякой специальной подготовки. Стребель знает нашу классическую литературу и говорит, что россияне иррациональны, что виртуальный мир нам должен быть близок. Уверен, что Москва органично примет стребелевский фонтан. Он станет своеобразным окном в современный европейский мир.[b]– Очевидно, и вся площадь преобразится?[/b]– Прежде, чем взяться за проект ее реконструкции, я много побродил здесь и окрест. Первое впечатление было ужасным. Захолустный сквер с бомжами, набитые контейнеры, сломанные ящики...движение машин и людей по площади напоминало спиральное вращение мусора на ветру. Набегает порыв с реки или невесть откуда, пыль дорожную крутя...Приходил в мастерскую – рисовал и рисовал, пока вдруг ни возник цельный образ площади. Я увидел ее как новый пространственный объем. Бывший вертеп способен стать украшением города, замечательным западным фасадом центра столицы. Удивительно, что до сих пор мы не использовали возможностей, которые дает здесь ландшафт реки, прекрасные сооружения: Киевский вокзал Рерберга, Бородинский мост Клейна, жилой дом-экседра Щусева на высоком берегу. Великолепный мастер специально изогнул здание, перед которым стояла старинная церковь. Никому не мешала. Но во времена Хрущева ее смахнули и истинный смысл композиции пропал. А я помню эту небольшую церковь и щусевский замысел у меня – в глазах. К нему нужно вернуться. Считаю площадь перед вокзалом фантастическим подарком судьбы.[b]– Были разговоры об оригинальном проекте – устроить над рекой монорельс и пустить вдоль берега состав, который пройдет под всеми мостами отсюда до Воробьевых гор, Центрального парка и дальше...[/b]– До Московского Дома музыки у Красных Холмов. От этого предложения не отказались. Наоборот, над его детализацией и развитием работает сейчас главный архитектор города Александр Кузьмин.[i][b]Жалобы строчат – вплоть до президента[/i] – В печати прошли сообщения, что жители площади Гагарина не довольны работами, которые здесь ведутся. В чем дело?[/b]– И довольных достаточно, а те, кто настроен против проекта– фактически выступает против себя. Говорят, вы копаете площадь, наши дома теряют устойчивость и квартиры падают в цене... Кто вводит людей в заблуждение? Тенденция – прямо противоположная. Постепенно все развязки на площади перейдут на бессветофорное движение, экологическая ситуация улучшится. Когда Ленинский проспект поднимется на 3 метра, подэстакадное пространство будет использовано под магазины. Подчеркну: торговые объекты разместятся в центре площади, вдали от жилых домов.Что еще даст эта эстакада? По площади можно будет безопасно ходить в любом направлении, ее зеленые пространства увеличиваются. А жалобы идут, вплоть до президента. Выматывают силы, мучают работников десятков организаций, различных служб. В потоке напраслины почему-то одни и те же авторы, будь речь о Кутузовской развязке, о Гагаринской или об эстакаде через Лужники. Приходится проводить повторные экспертизы, отвечать всем и всегда. Вкалывайте, Минкульт, Москомприрода, Москомархитектура, Прокуратура! Перелапачивайте тонны бумаги! Увы, мы не в Париже...[b]– А что в Париже?[/b]– Там с наполеоновских времен принято золотое правило. Каждый имеет право высказать свое мнение о любом строящемся объекте. Совет консулов в самом демократическом духе обязан рассмотреть направленное ему мнение, после чего выносится вердикт: недостатки замечены правильно, необходимо их устранить, возможно даже прекратить строительство объекта. Но если выясняется, что жалоба делается из корыстных, эгоистических соображений, взыскивается штраф в 20 тысяч франков. Чтоб впредь было неповадно отвлекать людей от работы.[b]– Вернемся в Москву. Какие места в родном городе вы любите?[/b]– Любил Собачью площадку, которой уже нет. А сейчас люблю Патриаршие пруды. Патриаршие – особое место. Это – полное каре. Ничего похожего не встречал за рубежом. Там линейная система другая, более строгая и сухая.[b]– А любимые дома?[/b]– Здесь я не оригинален. Бесконечно люблю особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке, где сейчас Литературный музей Пушкина. Московский ампир – мир красоты и изящества. И на той же улице обожаю дом построже того же архитектора Афанасия Григорьева, занимаемый музеем Льва Толстого...[b]– Не ожидала, что вы заговорите о старинных особняках, после восторженных слов о московском авангарде...[/b]– В жизни нужно и то, и другое. Разнообразие манер и плюрализм стилей. Вот что делает Москву неповторимой. Единство в многообразии.[b]ДОСЬЕ «ВМ» [/b][i]Платонов Юрий Павлович родился в 1929 году. Народный архитектор СССР, действительный член Российской академии художеств, профессор Московского архитектурного института. Автор крупных сооружений в столице: зданий Президиума Российской академии наук, Палеонтологического музея и других. В конце прошлого года за Андреевский и Киевский пешеходные мосты через Москву-реку удостоен национальной премии «Хрустальный Дедал». За тот же Андреевский крытый мост и эспланаду Нескучного сада награжден премией Москвы в области литературы и искусства.[/i]